Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и раздел VIII)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

· Тематика курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине «Теория статистики» не предусмотрена.

 

· Вопросы к зачету с оценкой

1. Предмет статистики, ее теоретические основы и связь с другими науками. Основные категории статистической науки.

2. Статистическое наблюдение, его задачи, этапы проведения и организационные формы.

3. Виды статистического наблюдения и способы его проведения.

4. Статистическая сводка, ее задачи и значение. Организация сводки.

5. Группировка как научная основа сводки, ее задачи и виды.

6. Виды группировок, их задачи и особенности.

7. Вторичная группировка.

8. Ряды распределения, их назначение, элементы и виды.

9. Статистические таблицы, их назначение и элементы.

10. Виды статистических таблиц. Правила составления статистических таблиц.

11. Статистические графики, их назначение и элементы.

12. Виды статистических графиков.

13. Абсолютные и относительные величины. Виды абсолютных величин и формы выражения относительных величин.

14. Относительные величины планового задания, выполнения плана и динамики, их взаимосвязь.

15. Относительные величины структуры, координации, интенсивности и сравнения.

16. Понятие средних величин, их особенности. Условия применения средних величин.

17. Виды средних величин, выбор их формы.

18. Средняя арифметическая величина и ее свойства.

19. Средняя гармоническая, средняя квадратическая и средняя геометрическая величины.

20. Структурные средние величины.

21. Показатели вариации.

22. Дисперсия. Виды дисперсий и правило их сложения.

23. Вариация альтернативного признака.

24. Понятие экономического индекса, сфера применения индексов. Индивидуальные и общие индексы.

25. Агрегатные индексы.

26. Система индексов физического объема продукции, цен и стоимости продукции, их         взаимосвязь. Расчеты изменения стоимости продукции за счет отдельных факторов.

27. Система индексов физического объема товарооборота, цен и товарооборота, их   взаимосвязь. Расчет изменения товарооборота за счет отдельных факторов.

28. Средние индексы.

29. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязи. Системы индексов с постоянными и   переменными весами.

30. Индексы цен переменного и постоянного состава, их экономический смысл и взаимосвязь.

31. Многофакторные индексы.

32. Территориальные индексы.

33. Понятие рядов динамики, их виды и элементы ряда динамики.

34. Аналитические показатели ряда динамики.

35. Средние показатели ряда динамики.

36. Понятие общей тенденции развития, методы ее выявления.

37. Понятие сезонных колебаний и расчет индексов сезонности.

38. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики.

39. Сущность выборочного наблюдения, причины и практика его применения.

40. Теоретические основы выборочного наблюдения, ошибка репрезентативности.

41. Доверительные пределы выборочной средней, предельная ошибка выборки.

42. Способы отбора единиц в выборочную совокупность и виды выборочного наблюдения.

43. Расчет средней и предельной ошибки выборки при различных видах и способах отбора.

44. Определение необходимой численности выборки.

45. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

46. Сущность корреляционно-регрессионного анализа.

47. Оценка тесноты связи количественных признаков.

48. Оценка тесноты связи качественных признаков.

Пример экзаменационного билета в Приложении 1

 

 

· Расчетно-аналитические задания

Задание 1. По магазину имеются следующие данные об объемах продаж за 2 года (тыс. руб.):

Вид товара

Фактически за 2014 год

2013 год

1 полугодие

2 полугодие

план факт план факт
Компания 1          
А 752 370 370 390 402
Б 76 35 28 30 34
Итого по компании 1
Компания 2
А 208 120 128 135 132
Б 14 7 6 7 8
Итого по компании 2          

Рассчитайте все возможные виды относительных показателей.

Задание 2. Имеются показатели распределения основных фондов по промышленным предприятиям региона:

Группы предприятий по стоимости основных фондов, млрд.руб. Число предприятий Основные фонды в среднем на одно предприятие, млрд.руб. Групповые дисперсии
1.2-2.7 9 1.8 0.17
2.7-4.2 11 3.2 0.09
4.2-5.7 7 4.8 0.25
5.7-7.2 3 6.9 0.14

Определите:

 среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, общую дисперсию основных фондов по совокупности предприятий, применяя правила сложения дисперсий;

 коэффициент вариации, рассчитанный по всей совокупности;

 квартили.

 

Задание 3. По следующим данным о ценах и объеме продажи товара А на трех продовольственных рынках города за май и июнь отчетного года определите среднюю цену за 1 кг. товара: 1) за май; 2) за июнь.

Продовольственные рынки

май

июнь

Цена за 1 кг., руб. Продано на сумму, тыс.руб. Цена за 1 кг., руб. Продано, тонн
1 30 60,0 31,2 4,0
2 32 70,0 33,6 3,0
3 34 54,0 34,4 2,4

 

Задание 4. В целях изучения производительности четырех типов станков, производящих одни и те же операции, была произведена 10%-ная типическая выборка с отбором единиц пропорционально численности типических групп (внутри групп применялся метод случайного бесповторного отбора). Результаты выборки представлены в таблице:

Тип станка Число отобранных станков Среднее число деталей, изготовленных на станке за час работы, шт. Среднее квадратическое отклонение, шт.
1 15 400 40
2 30 520 20
3 45 700 50
4 10 610 70

С вероятностью 0.997 определите предел, в котором находится среднее число деталей, производимых на одном станке за 1 час работы для всей совокупности станков.

Задание 5. Имеются следующие данные:

№ предприятия Объем продукции, млн.руб. Стоимость основного капитала, млн.руб. Чистый доход, млн.руб. Численность, чел.
507,2 195 352,9 148
506,6 198 187,1 151
487,8 211 375,2 147
496,0 186 287,9 144
493,6 196 444,0 143
458,9 117 462,4 111
429,3 105 459,5 128
386,9 136 511,3 114
311,5 108 328,6 159
302,2 109 350,0 189
262,0 103 298,7 138
242,4 106 529,3 169
231,9 85 320,0 184
214,3 67 502,0 172
208,4 83 194,9 166

Составьте линейное уравнение регрессии зависимости чистого дохода от стоимости основного капитала. Дайте характеристику тесноты и направления связи между признаками.

Задание 6. Имеются следующие данные о реализации молочных продуктов на городском рынке:

Продукт

Товарооборот, млн. руб

Изменение цены в декабре по сравнению с ноябрем, %

Ноябрь Декабрь
Молоко 9,7 6,3 + 2,1
Сметана 4,5 4,0 + 1,5
Творог 12,9 11,5 + 3,2

Рассчитайте сводные индексы цен (используя два вида формул), товарооборота и физического объема реализации.

· Творческие задания

по теме «Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики»

Проведите группировку субъектов РФ по двум показателям социально-экономического развития, используя официальные данные Росстата, ресурсы информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. Показатели выберите самостоятельно. Опишите вид полученной группировки. С использованием блока «Анализ данных» ППП «Excel» проведите анализ закономерности распределения исследуемого признака. Для этого:

а) постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически в виде гистограммы, полигона и кумуляты;

б) рассчитайте характеристики вариационного ряда: среднюю арифметическую, моду, медиану, условные и центральные моменты распределения, показатели вариации, коэффициенты асимметрии и эксцесса. Проанализируйте исчисленные показатели и сделайте заключение о форме распределения исследуемого признака.

По кривым распределения проведите выравнивание эмпирического ряда распределения. Для этого рассмотрите уравнение нормальной кривой, рассчитайте ординаты и теоретические частоты нормального распределения. Постройте график. Сделайте проверку гипотезы о соответствии эмпирического распределения икону нормального распределения при помощи критерия (хи-квадрат) К. Пирсона Сделайте заключение о случайности или существенности расхождений эмпирических и теоретических частот. Сделайте выводы.

по теме «Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений»

По официальным данным Росстата, ресурсов информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. выберите экономический показатель в динамике (период времени не менее 12 месяцев. При необходимости динамический ряд преобразуйте методом укрупнения интервалов.

Исследуйте интенсивность ряда динамики. Для этого рассчитайте аналитические показатели: абсолютные прироста (ценные и базисные), темпы роста (ценные и базисные), темпы прироста (ценные и базисные), абсолютное содержание одного процента прироста, средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний годовой темп роста и прироста. Показатели ряда динамики представьте в табличной форме.

Определите основную тенденцию динамического ряда методом аналитического выравнивания. Проведите анализ параметров модели тренда. Изобразите графически исходные и теоретические значения уровней ряда. Рассчитайте колеблемость уровней ряда тренда. Для расчётов используйте блок «Анализ данных» ППП «Excel». Сделайте выводы.

· Тестовые задания

  1. Подлежащее перечневых статистических таблиц содержит:

a. Перечень единиц совокупности по признаку;

b. Группировку единиц совокупности по одному признаку;

c. Группировку единиц совокупности по нескольким признакам.

  1. Метод статистических группировок предназначен:

a. Для измерения динамики сложных социально-экономических явлений;

b. Для выделения однородных частей в статистической совокупности;

c. Для анализа взаимосвязи между признаками;

  1. Число групп при группировке по количественному признаку зависит от:

a. Тесноты связи между признаками;

b. Числа наблюдений;

c. Ошибки репрезентативности;

d. Вариации признака.

  1. Аналитическая группировка служит для:

a. экстраполяции временных процессов;

b. анализа структуры статистической совокупности;

c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.

  1. Структурная группировка используется для:

a. экстраполяции временных процессов;

b. анализа структуры статистической совокупности;

c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.

  1. Для оценки степени однородности совокупности можно использовать:

a. Коэффициент знаков Фехнера;

b. Коэффициент вариации;

c. Коэффициент корреляции рангов;

d. Эмпирическое корреляционное отношение.

  1. Чему равна межгрупповая дисперсия, если признак внутри групп не варьирует:

a. Единице;

b. Нулю;

c. Общей дисперсии;

d. Средней из групповых дисперсий.

  1. Типологическая группировка используется для:

a. Перегруппировки первичных данных;

b. Интерполяции временных процессов;

c. Выделения классов объектов.

  1. Укажите вид графика, используемого для изображения дискретных рядов распределения:

a. Картограмма;

b. Линейная диаграмма;

c. Секторная диаграмма;

d. Полосовая диаграмма.

  1. Как изменится средняя величина, если все значения изучаемого признака увеличить на 5?

a. Увеличится на 5;

b. Уменьшится на 5;

c. Не изменится.

  1. В каком случае взвешенные и простые средние равны между собой:

a. При отсутствии весов;

b. При равенстве весов;

c. При отсутствии и равенстве весов.

  1. Вариация – это:

a. изменение массовых явлений во времени;

b. изменение структуры статистической совокупности в пространстве;

c. изменение значений признака во времени и пространстве;

d. изменение состава совокупности.

  1. Если все значения признака увеличить в 16 раз, то дисперсия:

a. Не изменится;

b. Увеличится в 16 раз;

c. Увеличится в 256 раз;

d. Увеличится в 4 раза;

e. предсказать изменение дисперсии невозможно.

  1. Обследовано 36% продукции предприятия. Ошибка собственно-случайной бесповторной выборки будет меньше ошибки повторной выборки на:

a. 20%;

b. 25%;

c. 36%;

d. 64%.

  1. Равная вероятность попадания единиц в выборочную совокупность:

a. Основной принцип собственно-случайной выборки;

b. Основной принцип серийной выборки при случайном отборе серий;

c. Основной принцип любой случайной выборки.

  1. Какая выборка может быть реализована только на основе бесповторного отбора:

a. Собственно-случайная;

b. Механическая;

c. Типическая;

d. Серийная.

  1. Между ошибками выборки и объемом выборочной совокупности:

a. Существует прямая зависимость;

b. Имеет место обратная зависимость;

c. Зависимость практически отсутствует.

  1. Абсолютное значение одного процента прироста характеризует:

a. Абсолютную скорость роста (снижения) уровней ряда динамики;

b. Интенсивность изменения уровней;

c. Относительное изменение абсолютного прироста уровня ряда динамики;

d. Содержание одного процента прироста в абсолютном выражении.

  1. Средний уровень интервального ряда динамики абсолютных величин с неравными интервалами определяется:

a. Средней арифметической простой;

b. Средней арифметической взвешенной;

c. Средней хронологической простой;

d. Средней хронологической взвешенной.

  1. Продажа мяса птицы на рознично-оптовых рынках города за январь-май увеличилась в 2,15 раза. Определите среднемесячный темп роста продажи:

a.

b.

c.

  1. Формула , используется для расчета:

a. Среднего абсолютного прироста;

b. Среднего темпа роста;

c. Среднего темпа прироста;

d. Среднего уровня ряда.

  1. Оценка значимости параметров уравнения регрессии осуществляется на основе:

a. t-критерия Стьюдента;

b. F-критерия Фишера-Снедекора;

c. Средней квадратической ошибки;

d. Средней ошибки аппроксимации.

  1. Под мультиколлинеарностью подразумевается тесная зависимость между:

a. Признаками;

b. Уровнями;

c. Явлениями.

  1. При расчете по одним и тем же исходным данным индекс цен в агрегатной форме будет:

a. Всегда больше индекса цен в средней гармонической форме;

b. Равен индексу цен в средней гармонической форме;

c. Всегда меньше индекса цен в средней гармонической форме.

  1. Идеальный индекс Фишера по форме представляет собой:

a. Среднюю агрегатную;

b. Среднюю арифметическую;

c. Среднюю гармоническую;

d. Среднюю геометрическую.

  1. Какой из индексов цен при расчете требует использование объема продажи базисного периода:

a. Индекс цен Пааше;

b. Индекс цен Ласпейреса;

c. Индекс цен Фишера;

d. Индекс цен Эджворта.

  1. Какой из указанных индексов не имеет экономической интерпретации?

a. Индекс цен Пааше;

b. Индекс цен Ласпейреса;

c. Индекс цен Фишера;

d. Индекс цен Эджворта.

  1. Какой из индексов цен при расчете требует использование объема продажи отчетного периода:

a. Индекс цен Пааше;

b. Индекс цен Ласпейреса;

c. Индекс цен Фишера;

d. Индекс цен Эджворта.

  1. Индекс стоимости продукции исчисляется по формуле:

a.

b.

c.

  1. Какой из индексов цен используется при сравнении цен по двум регионам?

a. Индекс цен Пааше;

b. Индекс цен Ласпейреса;

c. Индекс цен Фишера;

d. Индекс цен Эджворта.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Положение об интерактивных формах обучения​​ (http://www.rea.ru);

Положение об организации самостоятельной работы студентов​ (http://www.rea.ru);

Положение о курсовых работах​ (http://www.rea.ru);

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов​​​ (http://www.rea.ru);

Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"​​ (http://www.rea.ru).

вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям «группировка», «статистическое наблюдение», «абсолютные величины», «относительные величины», «средние величины», «средние структурные», «дисперсия». «среднее квадратическое отклонение» и др.
Практические занятия Работа с конспектом лекций, информационными ресурсами (Росстат, Ситуационного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова и др.), подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы и конспектирование источников. Решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму, выполнение контрольных работ, тестирование и  др.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 592.