6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
· Тематика курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине «Теория статистики» не предусмотрена.
· Вопросы к зачету с оценкой
1. Предмет статистики, ее теоретические основы и связь с другими науками. Основные категории статистической науки.
2. Статистическое наблюдение, его задачи, этапы проведения и организационные формы.
3. Виды статистического наблюдения и способы его проведения.
4. Статистическая сводка, ее задачи и значение. Организация сводки.
5. Группировка как научная основа сводки, ее задачи и виды.
6. Виды группировок, их задачи и особенности.
7. Вторичная группировка.
8. Ряды распределения, их назначение, элементы и виды.
9. Статистические таблицы, их назначение и элементы.
10. Виды статистических таблиц. Правила составления статистических таблиц.
11. Статистические графики, их назначение и элементы.
12. Виды статистических графиков.
13. Абсолютные и относительные величины. Виды абсолютных величин и формы выражения относительных величин.
14. Относительные величины планового задания, выполнения плана и динамики, их взаимосвязь.
15. Относительные величины структуры, координации, интенсивности и сравнения.
16. Понятие средних величин, их особенности. Условия применения средних величин.
17. Виды средних величин, выбор их формы.
18. Средняя арифметическая величина и ее свойства.
19. Средняя гармоническая, средняя квадратическая и средняя геометрическая величины.
20. Структурные средние величины.
21. Показатели вариации.
22. Дисперсия. Виды дисперсий и правило их сложения.
23. Вариация альтернативного признака.
24. Понятие экономического индекса, сфера применения индексов. Индивидуальные и общие индексы.
25. Агрегатные индексы.
26. Система индексов физического объема продукции, цен и стоимости продукции, их взаимосвязь. Расчеты изменения стоимости продукции за счет отдельных факторов.
27. Система индексов физического объема товарооборота, цен и товарооборота, их взаимосвязь. Расчет изменения товарооборота за счет отдельных факторов.
28. Средние индексы.
29. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязи. Системы индексов с постоянными и переменными весами.
30. Индексы цен переменного и постоянного состава, их экономический смысл и взаимосвязь.
31. Многофакторные индексы.
32. Территориальные индексы.
33. Понятие рядов динамики, их виды и элементы ряда динамики.
34. Аналитические показатели ряда динамики.
35. Средние показатели ряда динамики.
36. Понятие общей тенденции развития, методы ее выявления.
37. Понятие сезонных колебаний и расчет индексов сезонности.
38. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики.
39. Сущность выборочного наблюдения, причины и практика его применения.
40. Теоретические основы выборочного наблюдения, ошибка репрезентативности.
41. Доверительные пределы выборочной средней, предельная ошибка выборки.
42. Способы отбора единиц в выборочную совокупность и виды выборочного наблюдения.
43. Расчет средней и предельной ошибки выборки при различных видах и способах отбора.
44. Определение необходимой численности выборки.
45. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
46. Сущность корреляционно-регрессионного анализа.
47. Оценка тесноты связи количественных признаков.
48. Оценка тесноты связи качественных признаков.
Пример экзаменационного билета в Приложении 1
· Расчетно-аналитические задания
Задание 1. По магазину имеются следующие данные об объемах продаж за 2 года (тыс. руб.):
Вид товара | Фактически за 2014 год | 2013 год | |||
1 полугодие | 2 полугодие | ||||
план | факт | план | факт | ||
Компания 1 | |||||
А | 752 | 370 | 370 | 390 | 402 |
Б | 76 | 35 | 28 | 30 | 34 |
Итого по компании 1 | |||||
Компания 2 | |||||
А | 208 | 120 | 128 | 135 | 132 |
Б | 14 | 7 | 6 | 7 | 8 |
Итого по компании 2 |
Рассчитайте все возможные виды относительных показателей.
Задание 2. Имеются показатели распределения основных фондов по промышленным предприятиям региона:
Группы предприятий по стоимости основных фондов, млрд.руб. | Число предприятий | Основные фонды в среднем на одно предприятие, млрд.руб. | Групповые дисперсии |
1.2-2.7 | 9 | 1.8 | 0.17 |
2.7-4.2 | 11 | 3.2 | 0.09 |
4.2-5.7 | 7 | 4.8 | 0.25 |
5.7-7.2 | 3 | 6.9 | 0.14 |
Определите:
среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, общую дисперсию основных фондов по совокупности предприятий, применяя правила сложения дисперсий;
коэффициент вариации, рассчитанный по всей совокупности;
квартили.
Задание 3. По следующим данным о ценах и объеме продажи товара А на трех продовольственных рынках города за май и июнь отчетного года определите среднюю цену за 1 кг. товара: 1) за май; 2) за июнь.
Продовольственные рынки | май | июнь | ||
Цена за 1 кг., руб. | Продано на сумму, тыс.руб. | Цена за 1 кг., руб. | Продано, тонн | |
1 | 30 | 60,0 | 31,2 | 4,0 |
2 | 32 | 70,0 | 33,6 | 3,0 |
3 | 34 | 54,0 | 34,4 | 2,4 |
Задание 4. В целях изучения производительности четырех типов станков, производящих одни и те же операции, была произведена 10%-ная типическая выборка с отбором единиц пропорционально численности типических групп (внутри групп применялся метод случайного бесповторного отбора). Результаты выборки представлены в таблице:
Тип станка | Число отобранных станков | Среднее число деталей, изготовленных на станке за час работы, шт. | Среднее квадратическое отклонение, шт. |
1 | 15 | 400 | 40 |
2 | 30 | 520 | 20 |
3 | 45 | 700 | 50 |
4 | 10 | 610 | 70 |
С вероятностью 0.997 определите предел, в котором находится среднее число деталей, производимых на одном станке за 1 час работы для всей совокупности станков.
Задание 5. Имеются следующие данные:
№ предприятия | Объем продукции, млн.руб. | Стоимость основного капитала, млн.руб. | Чистый доход, млн.руб. | Численность, чел. |
| 507,2 | 195 | 352,9 | 148 |
| 506,6 | 198 | 187,1 | 151 |
| 487,8 | 211 | 375,2 | 147 |
| 496,0 | 186 | 287,9 | 144 |
| 493,6 | 196 | 444,0 | 143 |
| 458,9 | 117 | 462,4 | 111 |
| 429,3 | 105 | 459,5 | 128 |
| 386,9 | 136 | 511,3 | 114 |
| 311,5 | 108 | 328,6 | 159 |
| 302,2 | 109 | 350,0 | 189 |
| 262,0 | 103 | 298,7 | 138 |
| 242,4 | 106 | 529,3 | 169 |
| 231,9 | 85 | 320,0 | 184 |
| 214,3 | 67 | 502,0 | 172 |
| 208,4 | 83 | 194,9 | 166 |
Составьте линейное уравнение регрессии зависимости чистого дохода от стоимости основного капитала. Дайте характеристику тесноты и направления связи между признаками.
Задание 6. Имеются следующие данные о реализации молочных продуктов на городском рынке:
Продукт | Товарооборот, млн. руб | Изменение цены в декабре по сравнению с ноябрем, % | |
Ноябрь | Декабрь | ||
Молоко | 9,7 | 6,3 | + 2,1 |
Сметана | 4,5 | 4,0 | + 1,5 |
Творог | 12,9 | 11,5 | + 3,2 |
Рассчитайте сводные индексы цен (используя два вида формул), товарооборота и физического объема реализации.
· Творческие задания
по теме «Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики»
Проведите группировку субъектов РФ по двум показателям социально-экономического развития, используя официальные данные Росстата, ресурсы информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. Показатели выберите самостоятельно. Опишите вид полученной группировки. С использованием блока «Анализ данных» ППП «Excel» проведите анализ закономерности распределения исследуемого признака. Для этого:
а) постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически в виде гистограммы, полигона и кумуляты;
б) рассчитайте характеристики вариационного ряда: среднюю арифметическую, моду, медиану, условные и центральные моменты распределения, показатели вариации, коэффициенты асимметрии и эксцесса. Проанализируйте исчисленные показатели и сделайте заключение о форме распределения исследуемого признака.
По кривым распределения проведите выравнивание эмпирического ряда распределения. Для этого рассмотрите уравнение нормальной кривой, рассчитайте ординаты и теоретические частоты нормального распределения. Постройте график. Сделайте проверку гипотезы о соответствии эмпирического распределения икону нормального распределения при помощи критерия (хи-квадрат) К. Пирсона Сделайте заключение о случайности или существенности расхождений эмпирических и теоретических частот. Сделайте выводы.
по теме «Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений»
По официальным данным Росстата, ресурсов информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. выберите экономический показатель в динамике (период времени не менее 12 месяцев. При необходимости динамический ряд преобразуйте методом укрупнения интервалов.
Исследуйте интенсивность ряда динамики. Для этого рассчитайте аналитические показатели: абсолютные прироста (ценные и базисные), темпы роста (ценные и базисные), темпы прироста (ценные и базисные), абсолютное содержание одного процента прироста, средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний годовой темп роста и прироста. Показатели ряда динамики представьте в табличной форме.
Определите основную тенденцию динамического ряда методом аналитического выравнивания. Проведите анализ параметров модели тренда. Изобразите графически исходные и теоретические значения уровней ряда. Рассчитайте колеблемость уровней ряда тренда. Для расчётов используйте блок «Анализ данных» ППП «Excel». Сделайте выводы.
· Тестовые задания
a. Перечень единиц совокупности по признаку;
b. Группировку единиц совокупности по одному признаку;
c. Группировку единиц совокупности по нескольким признакам.
a. Для измерения динамики сложных социально-экономических явлений;
b. Для выделения однородных частей в статистической совокупности;
c. Для анализа взаимосвязи между признаками;
a. Тесноты связи между признаками;
b. Числа наблюдений;
c. Ошибки репрезентативности;
d. Вариации признака.
a. экстраполяции временных процессов;
b. анализа структуры статистической совокупности;
c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.
a. экстраполяции временных процессов;
b. анализа структуры статистической совокупности;
c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.
a. Коэффициент знаков Фехнера;
b. Коэффициент вариации;
c. Коэффициент корреляции рангов;
d. Эмпирическое корреляционное отношение.
a. Единице;
b. Нулю;
c. Общей дисперсии;
d. Средней из групповых дисперсий.
a. Перегруппировки первичных данных;
b. Интерполяции временных процессов;
c. Выделения классов объектов.
a. Картограмма;
b. Линейная диаграмма;
c. Секторная диаграмма;
d. Полосовая диаграмма.
a. Увеличится на 5;
b. Уменьшится на 5;
c. Не изменится.
a. При отсутствии весов;
b. При равенстве весов;
c. При отсутствии и равенстве весов.
a. изменение массовых явлений во времени;
b. изменение структуры статистической совокупности в пространстве;
c. изменение значений признака во времени и пространстве;
d. изменение состава совокупности.
a. Не изменится;
b. Увеличится в 16 раз;
c. Увеличится в 256 раз;
d. Увеличится в 4 раза;
e. предсказать изменение дисперсии невозможно.
a. 20%;
b. 25%;
c. 36%;
d. 64%.
a. Основной принцип собственно-случайной выборки;
b. Основной принцип серийной выборки при случайном отборе серий;
c. Основной принцип любой случайной выборки.
a. Собственно-случайная;
b. Механическая;
c. Типическая;
d. Серийная.
a. Существует прямая зависимость;
b. Имеет место обратная зависимость;
c. Зависимость практически отсутствует.
a. Абсолютную скорость роста (снижения) уровней ряда динамики;
b. Интенсивность изменения уровней;
c. Относительное изменение абсолютного прироста уровня ряда динамики;
d. Содержание одного процента прироста в абсолютном выражении.
a. Средней арифметической простой;
b. Средней арифметической взвешенной;
c. Средней хронологической простой;
d. Средней хронологической взвешенной.
a.
b.
c.
a. Среднего абсолютного прироста;
b. Среднего темпа роста;
c. Среднего темпа прироста;
d. Среднего уровня ряда.
a. t-критерия Стьюдента;
b. F-критерия Фишера-Снедекора;
c. Средней квадратической ошибки;
d. Средней ошибки аппроксимации.
a. Признаками;
b. Уровнями;
c. Явлениями.
a. Всегда больше индекса цен в средней гармонической форме;
b. Равен индексу цен в средней гармонической форме;
c. Всегда меньше индекса цен в средней гармонической форме.
a. Среднюю агрегатную;
b. Среднюю арифметическую;
c. Среднюю гармоническую;
d. Среднюю геометрическую.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a.
b.
c.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Положение об интерактивных формах обучения (http://www.rea.ru);
Положение об организации самостоятельной работы студентов (http://www.rea.ru);
Положение о курсовых работах (http://www.rea.ru);
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов (http://www.rea.ru);
Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" (http://www.rea.ru).
вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям «группировка», «статистическое наблюдение», «абсолютные величины», «относительные величины», «средние величины», «средние структурные», «дисперсия». «среднее квадратическое отклонение» и др. |
Практические занятия | Работа с конспектом лекций, информационными ресурсами (Росстат, Ситуационного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова и др.), подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы и конспектирование источников. Решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму, выполнение контрольных работ, тестирование и др. |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 656.