Содержание
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 7
Цель дисциплины.. 7
Учебные задачи дисциплины.. 7
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 7
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 8
Формы контроля. 8
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13
Рекомендуемая литература.. 13
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 14
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 14
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 14
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 13
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 18
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий) 18
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 19
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II) 19
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и раздел VIII) 19
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 19
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 26
VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 27
Приложение 1. 30
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Теория статистики», является приобретение студентами необходимой квалификации для проведения статистического анализа различных экономических процессов и явлений.
Учебные задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
1. Изучение статистической методологии.
2. Изучение методов формирования информационной базы статистики, в т.ч. статистическое 3. Наблюдение, сводка и группировка, абсолютные, относительные и средние величины.
4. Изучение методов анализа статистических распределений.
5. Изучение выборочного метода и оценки статистических гипотез.
6. Изучение индексного метода анализа статистических данных.
7. Изучение методов исследования динамики и взаимосвязи экономических явлений.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина «Теория статистики», относится к базовой части учебного плана.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Показатель объема дисциплины |
Всего часов
3 з.е.
108 часов
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: Макроэкономика», «Микроэкономика», «Математический анализ», «Линейная алгебра».
Знать:
– основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, теории вероятностей (ОК-3, ПК-1);
– основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных (ОК-3, ПК-2);
Уметь:
– решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений (ОК-3, ПК-1, ПК-2);
– использовать математический язык и математическую символику (ОК-3, ПК-1);
– уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3, ПК-2);
Владеть:
– владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3, ПК-1);
– программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами Web- технологий, специализированными компьютерными программами (ПК-2, ПК-1).
Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Эконометрика», «Экономическая статистики», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика фирмы», «Экономическое планирование и прогнозирование».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК-6 – способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
В результате освоения компетенции ПК-6 студент должен:
1. Знать: основные принципы обработки и анализа статистических данных для решения профессиональных задач;
2. Уметь: работать с источниками информации, уяснять суть прочитанного, выбирать главное и оценивать применимость читаемого материала для решения конкретных поставленных задач;
3. Владеть: навыками интерпретации и анализа получаемых результатов.
Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация во 2 семестре – зачет с оценкой
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Теория статистики» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) | Образовательные технологии |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Теория статистики» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные или устные домашние задания;
· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
· консультации преподавателей;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· интерактивные лекции;
· компьютерные симуляции;
· творческие задания.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Теория статистики.: Учебник /Под ред. Г.Л. Громыко. - 3-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 476 с.: ISBN 978-5-16-004857-4.
2. Статистика: учебник для бакалавров: [гриф УМО], Ред. В.Г. Минашкин, Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М.: Юрайт, 2016. - 448 с.: ISBN 978-5-9916-2881-5.
Нормативно-правовые документы:
В рамках изучения дисциплины «Теория статистики» не используются.
Дополнительная литература:
1. Основы статистического анализа. Практ. по стат. мет. и исслед. операций с исп. пакетов STATISTICA и EXCEL: Уч.пос./ Э.А.Вуколов - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум:НИЦ Инфра-М, 2013.
2. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
3. Статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
4. Статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата: [гриф УМО] /Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Ред. В.С. Мхитарян. – М.: Юрайт, 2016.
5. Общая и прикладная статистика: Учебник: [Гриф УМО] /П. Ф. Аскеров, Р.Н. Пахунова, А.В. Пахунов. – М.: ИНФРА-М, 2013.
6. Долгова, В. Н. Теория статистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — М.: Издательство Юрайт, 2016
7. Теория статистики: учебное пособие для бакалавров / В. В. Ковалев [и др.]; под ред. В. В. Ковалева. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. www.budget.ru – Финансовое казначейство РФ
2. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.
3. www.gallup.ru – Информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа».
4. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.
5. www.mcx.ru – Министерство сельского хозяйства РФ
6. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
7. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
№ п/п | Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем | Номера тем |
1. | Методы анализа статистической анализа с помощью пакетов прикладных программ EXCEL и STATGRAF | №№ 3, 4 №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
2. | Методы выявления тенденции и закономерностей с помощью пакета STATISTICA | №№ 8, 9 №№ 2, 3 |
3. | Российский статистический ежегодник (CD-версия) | №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 №№ 2, 3, 4 |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Тема 1. Статистика как наука
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистики как науки.
2. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.
3. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
4. Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии?
5. Перечислите основные этапы статистического исследования.
6. Дайте определение предмета статистики.
Вопросы для обсуждения:
1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) пол человека; в) социальное положение вкладчика в банке; г) количество детей в семье; д) розничный товарооборот торгового предприятия.
2. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) состояние в браке.
3. К каким признакам (прерывным или непрерывным) относятся следующие признаки: а) численность населения; б) количество браков и разводов; в) производство продукции в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении.
4. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими признаками можно ее охарактеризовать?
Тема 2. Статистическое наблюдение
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое статистическое наблюдение?
2. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?
3. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
4. Что такое точность и ошибка наблюдения?
5. Какие бывают ошибки наблюдения?
Вопросы для обсуждения:
1. Предполагается проведение одного из следующих статистических наблюдений: 1) обследование работников промышленных предприятий; 2) перепись оборудования на промышленных предприятиях; 3) обследование семей рабочих и служащих; 4) обследование строительных организаций; 5) обследование торговых предприятий; 6) изучение спроса на некоторые товары; 7) изучение общественного мнения по отдельным вопросам. По указанному наблюдению определите цель и задачи наблюдения; объекты и единицу наблюдения; основные признаки, подлежащие регистрации; вид, форму и способ наблюдения.
2. Торговая компания «Детский мир» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворение их спроса и затрат времени на приобретение необходимых товаров. Определите вид и способ наблюдения.
Тема 3.Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие существуют виды сводки?
2. Какие существуют виды группировок?
3. Что представляет собой статистический ряд распределения? Его элементы.
4. В чем сущность метода вторичной группировки?
5. Что такое статистическая таблица, из каких элементов она состоит?
6. В чем заключается назначение статистических графиков?
Вопросы для обсуждения:
1. Как определяется число групп?
2. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?
3. Что такое полигон, гистограмма, кумулята и огива, как они строятся и что они характеризуют?
4. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» подберите примеры следующих видов таблиц: а) монографической; б) перечневой; в) групповой; г) комбинационной.
5. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» проведите группировку населения по какому-либо группировочному признаку. Результаты представьте в табличной форме, определите вид таблицы и постройте графики.
Тема 4. Абсолютные и относительные величины.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистическому показателю.
2. Дайте определение абсолютному показателю.
3. Что характеризуют относительные величины?
4. Перечислите виды относительных величин. Что они характеризуют?
Вопросы для обсуждения:
1. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», приведите примеры и рассчитайте все виды относительных показателей.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды относительных величин и представьте в виде графиков.
Тема 5. Средние величины.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение средней величине. В чем её сущность?
2. Какие существуют виды средних величин?
3. В чем специфика расчета средней для сгруппированных и не сгруппированных данных?
4. Дайте определение структурным средним.
Вопросы для обсуждения:
1. Применение свойств средней арифметической в способе моментов.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды средних величин.
Тема 6. Показатели вариации.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем обусловлена необходимость изучения вариации признака?
2. Какими показателями измеряется вариация?
3. Какие существуют виды дисперсии и что они характеризуют?
4. Назовите основные показатели, характеризующие форму распределения, расскажите о методах их расчета.
Вопросы для обсуждения:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные показатели вариации и характеристики распределения. Примените «правило трех сигм» для интерпретации результатов.
2. Интерпретируйте показатели асимметрии и эксцесса и оцените их существенность?
Тема 7. Выборочное наблюдение.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие выборочного наблюдения.
2. В чем преимущество выборочного наблюдения?
3. Дайте характеристику типам отбора.
4. Дайте характеристику способам отбора.
5. В чем отличие выборки от малой выборки.
6. Как распространяются результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
Вопросы для обсуждения:
1. Определите необходимую численность опрашиваемых для изучения потребительских предпочтений с заданной вероятностью и предельной ошибкой.
2. Используя собственно-случайный или механический отбор, сформируйте выборочную совокупность коммерческих банков по любому показателю. Рассчитайте ошибки выборки и доверительные интервалы.
Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные виды связи между социально-экономическими явлениями.
2. Охарактеризуйте критерии оценки существенности связи между социально-экономическими явлениями.
3. Линейный коэффициент корреляции и его интерпретация.
Вопросы для обсуждения:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, подберите взаимосвязанные показатели и постройте уравнение связи.
2. Рассчитайте коэффициент эластичности, коэффициент корреляции и коэффициент детерминации.
Тема 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании?
2. Что представляет собой статистический ряд динамики, его обязательные элементы.
3. Какие причины ведут к несопоставимости уровней рядов динамики?
4. Перечислите способы приведения ряда динамики к сопоставимому виду.
5. Перечислите компоненты уровня ряда динамики.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие существуют методы выявления и анализа основной тенденции ряда динамики?
2. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», постройте ряд динамики, укажите его тип по различным классификационным признакам и рассчитайте показатели изменения уровней ряда и средние характеристики ряда и средние характеристики показателей изменения уровней ряда. Выявите общую тенденцию явления. Обоснуйте выбор формул.
Тема 10.Экономические индексы.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Что в статистике называется индексом?
2. Что понимается под индексируемой величиной?
3. Какой индекс называется индивидуальным?
4. Какие индексы называются общими (сводными)?
5. Какие формы средней используются для расчета средних индексов?
6. Какие бывают системы индексов?
7. Какая существует связь между базисными и цепными индексами?
8. Что понимается под индексом переменного состава, постоянного состава и индексом структурных сдвигов?
9. В чем особенности расчета многофакторных индексов?
10. Для чего рассчитывают территориальные индексы?
Вопросы для обсуждения:
1. Рассчитайте сводные индексы данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» и объясните полученные результаты.
2. Используя характеристики различных товарных рынков, рассчитайте структурные индексы и объясните полученные результаты.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
Дисциплина «Теория статистики» обеспечена электронным курсом лекций, рабочими тетрадями для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде расчетно-аналитических заданий.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)
№ п/п |
Наименование разделов и тем
Контактные часы
Самостоятельная работа
Аудиторные часы
В том числе интерактивные
Семестр 2.
Итого:
Всего по дисциплине
Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:
№ п/п | Сокращение | Вид работы |
1. | Лит | Работа с литературой |
2. | П.з. | Выполнение письменной домашней работы |
3. | Р.а.з. | Расчетно-аналитическое задание |
4. | Комп.сим. | Компьютерные симуляции |
5. | Тв.з. | Творческие задания |
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]
Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II)
Пример экзаменационного билета в Приложении 1
· Расчетно-аналитические задания
Задание 1. По магазину имеются следующие данные об объемах продаж за 2 года (тыс. руб.):
Вид товара | Фактически за 2014 год | 2013 год | |||
1 полугодие | 2 полугодие | ||||
план | факт | план | факт | ||
Компания 1 | |||||
А | 752 | 370 | 370 | 390 | 402 |
Б | 76 | 35 | 28 | 30 | 34 |
Итого по компании 1 | |||||
Компания 2 | |||||
А | 208 | 120 | 128 | 135 | 132 |
Б | 14 | 7 | 6 | 7 | 8 |
Итого по компании 2 |
Рассчитайте все возможные виды относительных показателей.
Задание 2. Имеются показатели распределения основных фондов по промышленным предприятиям региона:
Группы предприятий по стоимости основных фондов, млрд.руб. | Число предприятий | Основные фонды в среднем на одно предприятие, млрд.руб. | Групповые дисперсии |
1.2-2.7 | 9 | 1.8 | 0.17 |
2.7-4.2 | 11 | 3.2 | 0.09 |
4.2-5.7 | 7 | 4.8 | 0.25 |
5.7-7.2 | 3 | 6.9 | 0.14 |
Определите:
среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, общую дисперсию основных фондов по совокупности предприятий, применяя правила сложения дисперсий;
коэффициент вариации, рассчитанный по всей совокупности;
квартили.
Задание 3. По следующим данным о ценах и объеме продажи товара А на трех продовольственных рынках города за май и июнь отчетного года определите среднюю цену за 1 кг. товара: 1) за май; 2) за июнь.
Продовольственные рынки | май | июнь | ||
Цена за 1 кг., руб. | Продано на сумму, тыс.руб. | Цена за 1 кг., руб. | Продано, тонн | |
1 | 30 | 60,0 | 31,2 | 4,0 |
2 | 32 | 70,0 | 33,6 | 3,0 |
3 | 34 | 54,0 | 34,4 | 2,4 |
Задание 4. В целях изучения производительности четырех типов станков, производящих одни и те же операции, была произведена 10%-ная типическая выборка с отбором единиц пропорционально численности типических групп (внутри групп применялся метод случайного бесповторного отбора). Результаты выборки представлены в таблице:
Тип станка | Число отобранных станков | Среднее число деталей, изготовленных на станке за час работы, шт. | Среднее квадратическое отклонение, шт. |
1 | 15 | 400 | 40 |
2 | 30 | 520 | 20 |
3 | 45 | 700 | 50 |
4 | 10 | 610 | 70 |
С вероятностью 0.997 определите предел, в котором находится среднее число деталей, производимых на одном станке за 1 час работы для всей совокупности станков.
Задание 5. Имеются следующие данные:
№ предприятия | Объем продукции, млн.руб. | Стоимость основного капитала, млн.руб. | Чистый доход, млн.руб. | Численность, чел. |
| 507,2 | 195 | 352,9 | 148 |
| 506,6 | 198 | 187,1 | 151 |
| 487,8 | 211 | 375,2 | 147 |
| 496,0 | 186 | 287,9 | 144 |
| 493,6 | 196 | 444,0 | 143 |
| 458,9 | 117 | 462,4 | 111 |
| 429,3 | 105 | 459,5 | 128 |
| 386,9 | 136 | 511,3 | 114 |
| 311,5 | 108 | 328,6 | 159 |
| 302,2 | 109 | 350,0 | 189 |
| 262,0 | 103 | 298,7 | 138 |
| 242,4 | 106 | 529,3 | 169 |
| 231,9 | 85 | 320,0 | 184 |
| 214,3 | 67 | 502,0 | 172 |
| 208,4 | 83 | 194,9 | 166 |
Составьте линейное уравнение регрессии зависимости чистого дохода от стоимости основного капитала. Дайте характеристику тесноты и направления связи между признаками.
Задание 6. Имеются следующие данные о реализации молочных продуктов на городском рынке:
Продукт | Товарооборот, млн. руб | Изменение цены в декабре по сравнению с ноябрем, % | |
Ноябрь | Декабрь | ||
Молоко | 9,7 | 6,3 | + 2,1 |
Сметана | 4,5 | 4,0 | + 1,5 |
Творог | 12,9 | 11,5 | + 3,2 |
Рассчитайте сводные индексы цен (используя два вида формул), товарооборота и физического объема реализации.
· Творческие задания
по теме «Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики»
Проведите группировку субъектов РФ по двум показателям социально-экономического развития, используя официальные данные Росстата, ресурсы информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. Показатели выберите самостоятельно. Опишите вид полученной группировки. С использованием блока «Анализ данных» ППП «Excel» проведите анализ закономерности распределения исследуемого признака. Для этого:
а) постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически в виде гистограммы, полигона и кумуляты;
б) рассчитайте характеристики вариационного ряда: среднюю арифметическую, моду, медиану, условные и центральные моменты распределения, показатели вариации, коэффициенты асимметрии и эксцесса. Проанализируйте исчисленные показатели и сделайте заключение о форме распределения исследуемого признака.
По кривым распределения проведите выравнивание эмпирического ряда распределения. Для этого рассмотрите уравнение нормальной кривой, рассчитайте ординаты и теоретические частоты нормального распределения. Постройте график. Сделайте проверку гипотезы о соответствии эмпирического распределения икону нормального распределения при помощи критерия (хи-квадрат) К. Пирсона Сделайте заключение о случайности или существенности расхождений эмпирических и теоретических частот. Сделайте выводы.
по теме «Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений»
По официальным данным Росстата, ресурсов информационно-аналитической системы «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» (http://student:monitoring14@stud.reu-monitoring.ru) Ситуационного центра социально-экономического развития регионов РФ РЭУ имени Г.В. выберите экономический показатель в динамике (период времени не менее 12 месяцев. При необходимости динамический ряд преобразуйте методом укрупнения интервалов.
Исследуйте интенсивность ряда динамики. Для этого рассчитайте аналитические показатели: абсолютные прироста (ценные и базисные), темпы роста (ценные и базисные), темпы прироста (ценные и базисные), абсолютное содержание одного процента прироста, средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний годовой темп роста и прироста. Показатели ряда динамики представьте в табличной форме.
Определите основную тенденцию динамического ряда методом аналитического выравнивания. Проведите анализ параметров модели тренда. Изобразите графически исходные и теоретические значения уровней ряда. Рассчитайте колеблемость уровней ряда тренда. Для расчётов используйте блок «Анализ данных» ППП «Excel». Сделайте выводы.
· Тестовые задания
a. Перечень единиц совокупности по признаку;
b. Группировку единиц совокупности по одному признаку;
c. Группировку единиц совокупности по нескольким признакам.
a. Для измерения динамики сложных социально-экономических явлений;
b. Для выделения однородных частей в статистической совокупности;
c. Для анализа взаимосвязи между признаками;
a. Тесноты связи между признаками;
b. Числа наблюдений;
c. Ошибки репрезентативности;
d. Вариации признака.
a. экстраполяции временных процессов;
b. анализа структуры статистической совокупности;
c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.
a. экстраполяции временных процессов;
b. анализа структуры статистической совокупности;
c. выявления связей между социально-экономическими явлениями.
a. Коэффициент знаков Фехнера;
b. Коэффициент вариации;
c. Коэффициент корреляции рангов;
d. Эмпирическое корреляционное отношение.
a. Единице;
b. Нулю;
c. Общей дисперсии;
d. Средней из групповых дисперсий.
a. Перегруппировки первичных данных;
b. Интерполяции временных процессов;
c. Выделения классов объектов.
a. Картограмма;
b. Линейная диаграмма;
c. Секторная диаграмма;
d. Полосовая диаграмма.
a. Увеличится на 5;
b. Уменьшится на 5;
c. Не изменится.
a. При отсутствии весов;
b. При равенстве весов;
c. При отсутствии и равенстве весов.
a. изменение массовых явлений во времени;
b. изменение структуры статистической совокупности в пространстве;
c. изменение значений признака во времени и пространстве;
d. изменение состава совокупности.
a. Не изменится;
b. Увеличится в 16 раз;
c. Увеличится в 256 раз;
d. Увеличится в 4 раза;
e. предсказать изменение дисперсии невозможно.
a. 20%;
b. 25%;
c. 36%;
d. 64%.
a. Основной принцип собственно-случайной выборки;
b. Основной принцип серийной выборки при случайном отборе серий;
c. Основной принцип любой случайной выборки.
a. Собственно-случайная;
b. Механическая;
c. Типическая;
d. Серийная.
a. Существует прямая зависимость;
b. Имеет место обратная зависимость;
c. Зависимость практически отсутствует.
a. Абсолютную скорость роста (снижения) уровней ряда динамики;
b. Интенсивность изменения уровней;
c. Относительное изменение абсолютного прироста уровня ряда динамики;
d. Содержание одного процента прироста в абсолютном выражении.
a. Средней арифметической простой;
b. Средней арифметической взвешенной;
c. Средней хронологической простой;
d. Средней хронологической взвешенной.
a.
b.
c.
a. Среднего абсолютного прироста;
b. Среднего темпа роста;
c. Среднего темпа прироста;
d. Среднего уровня ряда.
a. t-критерия Стьюдента;
b. F-критерия Фишера-Снедекора;
c. Средней квадратической ошибки;
d. Средней ошибки аппроксимации.
a. Признаками;
b. Уровнями;
c. Явлениями.
a. Всегда больше индекса цен в средней гармонической форме;
b. Равен индексу цен в средней гармонической форме;
c. Всегда меньше индекса цен в средней гармонической форме.
a. Среднюю агрегатную;
b. Среднюю арифметическую;
c. Среднюю гармоническую;
d. Среднюю геометрическую.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
a.
b.
c.
a. Индекс цен Пааше;
b. Индекс цен Ласпейреса;
c. Индекс цен Фишера;
d. Индекс цен Эджворта.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Положение об интерактивных формах обучения (http://www.rea.ru);
Положение об организации самостоятельной работы студентов (http://www.rea.ru);
Положение о курсовых работах (http://www.rea.ru);
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов (http://www.rea.ru);
Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" (http://www.rea.ru).
вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям «группировка», «статистическое наблюдение», «абсолютные величины», «относительные величины», «средние величины», «средние структурные», «дисперсия». «среднее квадратическое отклонение» и др. |
Практические занятия | Работа с конспектом лекций, информационными ресурсами (Росстат, Ситуационного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова и др.), подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы и конспектирование источников. Решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму, выполнение контрольных работ, тестирование и др. |
Посещаемость
В соответствии с утвержденным учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика» для всех профилей подготовки бакалавров по дисциплине предусмотрено 7 лекционных и 14 практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 0,95 балла.
2. Текущий и рубежный контроль
Расчет баллов по результатам текущего и рубежного контроля во 2 семестре:
Форма контроля | Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль | Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) | Количество баллов, максимально |
1. Текущий и рубежный контроль в 1 модуле*, в т.ч. | Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблица и графики | Письменная домашняя работа | 2,5 |
Абсолютные и относительные показатели | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Средние величины | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Показатели вариации | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Всего по 1 модулю | 10 | ||
3. Текущий и рубежный контроль во 2 модуле*, в т.ч. | Выборочное наблюдение | Письменная домашняя работа | 2,5 |
Статистическое изучение взаимосвязи явлений | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Экономические индексы | Письменная домашняя работа | 2,5 | |
Всего по 2 модулю | 10 | ||
ИТОГО | 20 |
* - Тестирование студентов, которое включено в модульный график учебного процесса (рабочий учебный план) не включается в количество баллов, отводимых на проведение текущего и рубежного контроля.
3. Творческий рейтинг
Распределение баллов осуществляется по решению методической комиссии кафедры и результат распределения баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:
Наименование раздела/ темы дисциплины | Вид работы | Количество баллов |
Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблица и графики. Средние величины. Показатели вариации. Выборочное наблюдение. | Индивидуальная расчетно-графическая работа | 10 |
Индексы | Аналитические обзоры | 10 |
ИТОГО | 20 |
Промежуточная аттестация
Зачет с оценкой по результатам изучения учебной дисциплины «Теория статистики» во 2-ом семестре проводится в письменной форме. Зачет состоит из 10 тестовых заданий. Тестовые задания включают в себя как практические, так и теоретические вопросы разной степени сложности.
Оценка по результатам зачета выставляется исходя из следующих критериев:
· теоретические вопросы – 2 простых вопроса – 2 балла, 2 сложных вопроса – 4 балла;
· практические задания – 4 простых задания – 4 балла, 2 сложных задания – 6 баллов.
В случае частично правильного ответа на вопрос или решение задачи, студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.
Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом:
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную
100-балльная система оценки | Традиционная четырехбалльная система оценки |
85 – 100 баллов | оценка «отлично»/«зачтено» |
70 – 84 баллов | оценка «хорошо»/«зачтено» |
50 – 69 баллов | оценка «удовлетворительно»/«зачтено» |
менее 50 баллов | оценка «неудовлетворительно»/«незачтено» |
Приложение 1
Пример билета к зачету с оценкой
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет _____________
Кафедра теории и социально-экономической статистики
Билет №
1. (2) Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) студентов с целью изучения успеваемости; в) городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров.
2. (2) Назначение и методы проведения вторичной группировки.
3. (4) Относительные величины плана, выполнения плана и динамики и взаимосвязь между ними.
4. (4) Назначение и особенности расчета относительных величин структуры и координации.
5. (4) По следующим данным о распределении 100 работников банка по величине месячной заработной платы определите модальный размер заработной платы.
Ставка месячной заработной платы, долл. | Число рабочих, в процентах к итогу |
550 | 10 |
650 | 25 |
750 | 20 |
850 | 17 |
950 | 15 |
1050 | 10 |
1150 | 5 |
А. 650
Б. 25
В. 850
Г. 700
6. (4) Бригада рабочих механического цеха, состоящая из 10 человек, к концу месяца имела следующие показатели по выполнению норм выработки:
Группы рабочих по степени выполнения плана в % | Процент выполнения плана |
До 100 | 90, 95, 85, 92 |
100 и более | 100, 102, 104, 103, 105, 104 |
Вычислите межгрупповую дисперсию.
А. 44,4
Б. 6,9
В. 37,5
Г. 12,7
7. (4) За 2015 г. списочная численность рабочих на строительстве объекта составляла на начало месяца, чел.: 01.01 - 400, 01.02 - 420, 01.03 - 405, 01.04 - 436, 01.05 - 450, 01.06 - 472, 01.07 - 496, 01.08 - 450, 01.09 - 412, 01.10 - 318, 01.11 - 231, 01.12 - 235, 01.01.16 - 210.
Рассчитайте среднегодовую численность рабочих.
А. 379
Б. 365
В. 350
Г. 385
8. (4) Определите изменение физического объема реализации потребительских товаров предприятиями розничной торговли города в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если товарооборот возрос на 42,3%, а цены повысились на 13,7%.
А. Увеличился на 125,2%.
Б. Увеличился на 1,252%
В. Увеличился на 25,2%.
Г. Увеличился на 28,6%.
9. (6) При проверке веса импортируемого груза на таможне методом случайно повторной 10% выборки было отобрано 200 изделий и в результате был установлен средний вес изделия 30 грамм при среднем квадратическом отклонении 4 грамма. С вероятностью 0,997 определите предельную ошибку выборки.
А. 0,84
Б. 0,8
В. 0,4
Г. 0,54
10. (6) Имеются следующие данные по кондитерской фабрике:
Предприятие
Содержание
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 7
Цель дисциплины.. 7
Учебные задачи дисциплины.. 7
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 7
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 8
Формы контроля. 8
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13
Рекомендуемая литература.. 13
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 14
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 14
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 14
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 13
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 18
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий) 18
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 19
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II) 19
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. таблицу раздела II и раздел VIII) 19
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 19
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 26
VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 27
Приложение 1. 30
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Теория статистики», является приобретение студентами необходимой квалификации для проведения статистического анализа различных экономических процессов и явлений.
Учебные задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
1. Изучение статистической методологии.
2. Изучение методов формирования информационной базы статистики, в т.ч. статистическое 3. Наблюдение, сводка и группировка, абсолютные, относительные и средние величины.
4. Изучение методов анализа статистических распределений.
5. Изучение выборочного метода и оценки статистических гипотез.
6. Изучение индексного метода анализа статистических данных.
7. Изучение методов исследования динамики и взаимосвязи экономических явлений.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина «Теория статистики», относится к базовой части учебного плана.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Показатель объема дисциплины |
Всего часов
3 з.е.
108 часов
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: Макроэкономика», «Микроэкономика», «Математический анализ», «Линейная алгебра».
Знать:
– основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, теории вероятностей (ОК-3, ПК-1);
– основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных (ОК-3, ПК-2);
Уметь:
– решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений (ОК-3, ПК-1, ПК-2);
– использовать математический язык и математическую символику (ОК-3, ПК-1);
– уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3, ПК-2);
Владеть:
– владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3, ПК-1);
– программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами Web- технологий, специализированными компьютерными программами (ПК-2, ПК-1).
Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Эконометрика», «Экономическая статистики», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика фирмы», «Экономическое планирование и прогнозирование».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 568.