1.
| Статистика как наука
| Три понимания термина «Статистика». История возникновения статистики как науки. Современное определение статистики как науки. Основные черты и особенности предмета статистической науки. Понятие статистической методологии. Место статистики в современной экономической науке.
Предмет, метод, задачи курса. Основные категории статистической науки. Статистическая совокупность. Единица совокупности. Понятие признака. Вариация признака. Статистическая закономерность. Этапы статистического исследования. Источники статистической информации.
|
ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: предмет и объект статистики как науки; основные категории статистики и ее задачи
| Лекции,
практические занятия,
самостоятельная работа с литературой
|
2.
| Статистическое наблюдение
| Понятие статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Единица наблюдения. Объект наблюдения. Время наблюдения и критический момент наблюдения.
Организационные формы статистического наблюдения. Отчетность. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистры.
Способы статистического наблюдения. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опросы.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов. Текущее, периодическое и единовременное наблюдения. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности. Сплошное и несплошное наблюдения. Виды несплошного наблюдения. Выборочное наблюдение. Метод основного массива. Метод моментных наблюдений. Монографическое наблюдение.
Точность статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. Случайные и систематические ошибки репрезентативности и регистрации.
|
ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды и этапы наблюдения, источники информации, порядок сбора информации.
Уметь: выделять необходимые источники информации, собирать информацию.
Владеть: навыками выделения источников и сбора информации
| Интерактивные лекции,
практические занятия,
письменное домашнее задание,
самостоятельная работа с литературой
|
3.
| Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики.
| Группировка и сводка материалов статистических наблюдений. Понятие сводки и группировки. Виды сводки. Простая и сложная сводки. Виды группировок. Группировочный признак. Простая и сложная группировки. Типологическая, структурная и аналитическая группировки. Определение количества групп при равномерном и неравномерном распределении единиц совокупности. Определение значения признака в каждой группе. Понятие интервала. Равные и неравные интервалы. Закрытые и открытые интервалы. Группировки с произвольными и специализированными интервалами.
Понятие ряда распределения и его виды. Вариационные и атрибутивные ряды распределения и его элементы. Варианта, частота и частость. Виды вариационных рядов распределения. Интервальные и дискретные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения. Полигон, гистограмма, кумулята.
Вторичная группировка. Приемы вторичной группировки. Долевая перегруппировка и укрупнение интервалов.
Статистические таблицы и их элементы. Виды статистических таблиц по характеру подлежащего. Виды статистических таблиц по разработке показателей сказуемого. Правила построения статистических таблиц.
Понятие о статистическом графике. Его элементы. Классификация видов графиков. Диаграммы сравнения. Структурные диаграммы. Диаграммы динамики. Статистические карты.
Методы: статистические группировки, таблицы и графики, диаграммы.
|
ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды статистической сводки и группировки, методы группирования данных, построение рядов распределения и представление результатов.
Уметь: проводить сводку и группировку в зависимости от типа данных, строить ряды распределения, разрабатывать статистические таблицы, строить графики.
Владеть: навыками проведения сводки и группировки данных, построения рядов распределения, статистических таблиц и графиков
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, расчетно-аналитические задания,
творческое задание, компьютерные симуляции,
самостоятельная работа
|
4.
| Абсолютные и относительные показатели.
| Понятие статистического показателя. Показатель-категория и конкретный статистический показатель.
Абсолютные и относительные величины. Понятие и виды абсолютных величин. Натуральные и условно-натуральные измерители. Стоимостные и трудовые единицы измерения.
Понятие и виды относительных величин. Формы выражения относительных величин. Относительный показатель плана. Относительный показатель реализации плана. Относительный показатель динамики. Базисный и цепной показатели динамики и их взаимосвязи. Относительный показатель структуры. Относительные показатели координации и сравнения. Относительный показатель интенсивности и его особенности.
Методы: абсолютные и относительные величины, графики и диаграммы.
|
ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды статистических показателей, абсолютных и относительных показателей.
Уметь: рассчитывать абсолютные показатели в условно-натуральных измерителях, рассчитывать относительные показатели, интерпретировать полученные результаты.
Владеть: навыками расчета абсолютных показателей в условно-натуральных измерителях и относительных показателей, интерпретации результатов
| Интерактивная лекция,
практические занятия,
письменное
домашнее задание, расчетно-аналитическое задание,
самостоятельная работа
|
5.
| Средние величины
| Средние величины. Сущность, понятие и особенность средней величины. Виды средних величин. Средняя степенная и ее виды. Исходное соотношение средней. Простая и взвешенная средняя величина.
Средняя арифметическая величина. Свойства средней арифметической величины и их практическое применение. Средняя гармоническая величина. Средняя геометрическая величина. Средняя квадратическая величина. Средняя структурная, ее значение и виды. Мода, медиана, квартили, децили.
Методы: статистические группировки, таблицы, графики, средние величины.
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды средних величин и области их применения; особенности применения средних величин в различных совокупностях; особенности применения моды и медианы.
Уметь: рассчитывать различные виды средних, моду и медиану и интерпретировать полученные результаты.
Владеть: навыками расчета средних величин, моды и медианы, формулирования выводов
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, расчетно-аналитическое задание, компьютерная симуляция, самостоятельная работа,
консультации преподавателей
|
6.
| Показатели вариации
| Понятие вариации. Особенности вариации во времени и в пространстве. Показатели вариации. Абсолютные показатели вариации. Размах вариации. Среднее линейное отклонение. Дисперсия. Свойства дисперсии и их практическое применение. Среднее квадратическое отклонение. Правило «трех сигм». Виды дисперсий. Внутригрупповая дисперсия. Средняя из внутригрупповых дисперсий. Межгрупповая дисперсия. Общая дисперсия. Правило сложения дисперсий.
Относительные показатели вариации. Эмпирическое корреляционное отношение. Эмпирический коэффициент детерминации. Коэффициент осцилляции. Линейный коэффициент вариации. Коэффициент вариации.
Вариация альтернативного признака. Средняя величина альтернативного признака. Среднее квадратическое отклонение и дисперсия альтернативного признака.
Методы: статистические группировки, таблицы, графики, средние величины, показатели вариации и характеристик распределения.
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды показателей вариации и область и цель их применения.
Уметь: рассчитывать показатели вариации и интерпретировать результаты.
Владеть: навыками выбора расчетных формул, расчета показателей вариации, формулирования выводов.
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, компьютерная симуляция, расчетно-аналитическое задание,
самостоятельная работа, консультации преподавателей
|
7.
| Выборочное наблюдение
| Выборочное наблюдение. Понятие выборочного наблюдения, причины его применения. Преимущества выборочного наблюдения. Теоретические основы выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Определение доверительных интервалов.
Виды отбора. Индивидуальный, групповой и комбинированный отборы. Расчет средней ошибки при комбинированном отборе. Повторный и бесповторный отборы. Типы выборок. Собственно случайная выборка. Механическая выборка. Типическая выборка. Серийная выборка. Расчет предельной ошибки выборки в разных типах выборок.
Определение необходимой численности выборочной совокупности для разных типов выборок. Необходимые условия для определения численности выборки. Распространение результатов выборочного обследования на генеральную совокупность. Метод прямого счета и метод поправочного коэффициента.
Малая выборка. Особенности расчета средней и предельной ошибки в малых выборках.
Методы: статистические группировки, относительные и средние величины, показатели вариации, методы выборочного наблюдения.
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды и способы выборочного наблюдения, его теоретические основы, виды ошибок выборочного наблюдения.
Уметь: проводить выборочное наблюдение, рассчитывать ошибки выборочного наблюдения, определять необходимую численность выборки, распространять результаты выборочного наблюдения на генеральные совокупности.
Владеть: навыками проведения выборочного наблюдения, обработки результатов выборочного наблюдения, расчета ошибок выборок, определения необходимой численности выборки.
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, компьютерная симуляция, расчетно-аналитическое задание,
самостоятельная работа, консультации преподавателей
|
8.
| Статистическое изучение взаимосвязи явлений
| Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. Понятие причинно-следственных связей, регрессии и корреляции. Факторные и результативные признаки. Виды и характеристика связи между явлениями. Функциональная и стохастическая связь. Линейная и нелинейная зависимость. Понятие корреляционного, регрессионного и корреляционно-регрессионного анализа. Предпосылки и условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
Статистические методы классификации, группировки и моделирования социально-экономических явлений. Парная регрессия. Метод наименьших квадратов. Оценка существенности корреляции на основе парного коэффициента корреляции. Оценка статистической значимости параметров уравнения регрессии и парного коэффициента корреляции на основе t-критерия Стьюдента. Интерпретация уравнения парной регрессии. Линейный коэффициент корреляции, пределы его изменения и интерпретация.
Множественная (многофакторная) регрессия. Пошаговая регрессия. Мультиколлинеарность и причины ее возникновения. Исключение явления мультиколлинеарности в корреляционно-регрессионном анализе. Оценка существенности корреляции на основе частных, парных и множественных коэффициентов корреляции. Интерпретация уравнения множественной регрессии. Оценка статистической значимости параметров уравнения регрессии. Оценка адекватности уравнения на основе коэффициента аппроксимации и F-критерия Фишера.
Оценка существенности связи. Частные коэффициенты эластичности и детерминации. Множественный коэффициент детерминации. Q-коэффициент. Теоретическое корреляционное отношение.
Методы: статистические группировки, средние величины, показатели вариации, методы выявления закономерностей
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: сущность причинно-следственный связей, виды связей, зависимостей и признаков, сущность корреляционно-регрессионного анализа, предпосылки и условия его применения, понятие и сущность парной и множественной регрессии и параметры их оценки.
Уметь: применять корреляционно-регрессионный анализ, рассчитывать параметры парной и множественной регрессии и корреляции, проводить статистическую значимость и адекватность параметров регрессии и корреляции.
Владеть: навыками построения регрессионных моделей, проведения корреляционно-регрессионного анализа, расчета параметров парной и множественной регрессии, оценки значимости и адекватности параметров и уравнений регрессии, интерпретации результатов.
| Лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, самостоятельная работа компьютерная симуляция,
консультации преподавателей
|
9.
| Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
| Ряды динамики. Понятие рядов динамики. Их элементы и виды. Интервальные и моментные временные ряды. Сопоставимость уровней ряда динамики. Основные причины несопоставимости уровней ряда динамики. Приемы приведения рядов динамики к сопоставимому виду. Смыкание ряда динамики и приведение к единому основанию.
Аналитические показатели ряда динамики. Абсолютный прирост. Коэффициент роста. Темп роста. Темп прироста. Абсолютное значение 1 % прироста.
Средние уровни ряда динамики. Средняя хронологическая величина и особенности ее применения в рядах динамики.
Средние аналитические показатели ряда динамики. Средний абсолютный прирост. Средний коэффициент роста. Средний темп роста. Средний темп прироста.
Методы выявления общей тенденции развития явления. Экстраполяция и интерполяция.
Методы: временные ряды, относительные и средние величины, методы выявления общей тенденции.
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды рядов динамики, особенности их анализа, особенности расчета показателей, характеризующих ряды динамики, методы выявления тенденций.
Уметь: строить временные ряды, рассчитывать характеристики рядов динамики: цепные, базисные и средние, выявлять тенденции.
Владеть: навыками анализа рядов динамики, расчета различных характеристик, выявления тенденций изменения показателей
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, самостоятельная работа, творческое задание, расчетно-аналитическое задание,
консультации преподавателей
|
10.
| Экономические индексы
| Индексы. Понятие экономических индексов и их классификация. Сфера применения экономических индексов. Понятие индексируемой величины и веса индекса. Индивидуальные и сводные индексы.
Агрегатные и средние индексы. Особенности применения агрегатных и средних индексов и их интерпретация. Арифметические и гармонические индексы.
Системы динамических индексов. База индекса. Системы индексов с постоянными и переменными весами. Особенности их построения для количественных и качественных показателей.
Индексы Ласпейреса и Пааше. Индекс инфляции. Индекс-дефлятор. Индекс
потребительских цен. Идеальный индекс Фишера.
Структурные индексы. Анализ динамики среднего уровня качественного показателя. Особенности построения и их интерпретация.
Пространственно-территориальные индексы. Индекс Эджворта. Многофакторные индексы. Метод взаимосвязанных частных индексов.
Методы: абсолютные, относительные и средние, временные ряды, индексный метод.
| ОПК-2,
ПК-6,
ПК-7
| Знать: виды и назначение экономических индексов, методы их построения и преобразования, методы построения и применения структурных и территориальных индексов, интерпретацию индексов.
Уметь: строить индивидуальные, сводные агрегатные и средние индексы, временные и территориальные индексы, структурные индексы; интерпретировать полученные результаты.
Владеть: навыками построения и интерпретации экономических индексов во времени и пространстве.
| Интерактивные лекции, практические занятия, письменное домашнее задание, самостоятельная работа, расчетно-аналитическое задание, компьютерная симуляция,
консультации преподавателей
|
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Теория статистики» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные или устные домашние задания;
· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
· консультации преподавателей;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· интерактивные лекции;
· компьютерные симуляции;
· творческие задания.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Теория статистики.: Учебник /Под ред. Г.Л. Громыко. - 3-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 476 с.: ISBN 978-5-16-004857-4.
2. Статистика: учебник для бакалавров: [гриф УМО], Ред. В.Г. Минашкин, Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М.: Юрайт, 2016. - 448 с.: ISBN 978-5-9916-2881-5.
Нормативно-правовые документы:
В рамках изучения дисциплины «Теория статистики» не используются.
Дополнительная литература:
1. Основы статистического анализа. Практ. по стат. мет. и исслед. операций с исп. пакетов STATISTICA и EXCEL: Уч.пос./ Э.А.Вуколов - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум:НИЦ Инфра-М, 2013.
2. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
3. Статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
4. Статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата: [гриф УМО] /Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Ред. В.С. Мхитарян. – М.: Юрайт, 2016.
5. Общая и прикладная статистика: Учебник: [Гриф УМО] /П. Ф. Аскеров, Р.Н. Пахунова, А.В. Пахунов. – М.: ИНФРА-М, 2013.
6. Долгова, В. Н. Теория статистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — М.: Издательство Юрайт, 2016
7. Теория статистики: учебное пособие для бакалавров / В. В. Ковалев [и др.]; под ред. В. В. Ковалева. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. www.budget.ru – Финансовое казначейство РФ
2. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.
3. www.gallup.ru – Информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа».
4. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.
5. www.mcx.ru – Министерство сельского хозяйства РФ
6. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
7. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
№ п/п
| Перечень информационных технологий, программного обеспечения,
информационных справочных систем
| Номера тем
|
1.
| Методы анализа статистической анализа с помощью пакетов прикладных программ EXCEL и STATGRAF
| №№ 3, 4
№№ 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
2.
| Методы выявления тенденции и закономерностей с помощью пакета STATISTICA
| №№ 8, 9
№№ 2, 3
|
3.
| Российский статистический ежегодник (CD-версия)
| №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
№№ 2, 3, 4
|
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Тема 1. Статистика как наука
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистики как науки.
2. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.
3. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
4. Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии?
5. Перечислите основные этапы статистического исследования.
6. Дайте определение предмета статистики.
Вопросы для обсуждения:
1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) пол человека; в) социальное положение вкладчика в банке; г) количество детей в семье; д) розничный товарооборот торгового предприятия.
2. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) состояние в браке.
3. К каким признакам (прерывным или непрерывным) относятся следующие признаки: а) численность населения; б) количество браков и разводов; в) производство продукции в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении.
4. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими признаками можно ее охарактеризовать?
Тема 2. Статистическое наблюдение
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое статистическое наблюдение?
2. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?
3. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
4. Что такое точность и ошибка наблюдения?
5. Какие бывают ошибки наблюдения?
Вопросы для обсуждения:
1. Предполагается проведение одного из следующих статистических наблюдений: 1) обследование работников промышленных предприятий; 2) перепись оборудования на промышленных предприятиях; 3) обследование семей рабочих и служащих; 4) обследование строительных организаций; 5) обследование торговых предприятий; 6) изучение спроса на некоторые товары; 7) изучение общественного мнения по отдельным вопросам. По указанному наблюдению определите цель и задачи наблюдения; объекты и единицу наблюдения; основные признаки, подлежащие регистрации; вид, форму и способ наблюдения.
2. Торговая компания «Детский мир» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворение их спроса и затрат времени на приобретение необходимых товаров. Определите вид и способ наблюдения.
Тема 3.Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие существуют виды сводки?
2. Какие существуют виды группировок?
3. Что представляет собой статистический ряд распределения? Его элементы.
4. В чем сущность метода вторичной группировки?
5. Что такое статистическая таблица, из каких элементов она состоит?
6. В чем заключается назначение статистических графиков?
Вопросы для обсуждения:
1. Как определяется число групп?
2. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?
3. Что такое полигон, гистограмма, кумулята и огива, как они строятся и что они характеризуют?
4. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» подберите примеры следующих видов таблиц: а) монографической; б) перечневой; в) групповой; г) комбинационной.
5. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» проведите группировку населения по какому-либо группировочному признаку. Результаты представьте в табличной форме, определите вид таблицы и постройте графики.
Тема 4. Абсолютные и относительные величины.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистическому показателю.
2. Дайте определение абсолютному показателю.
3. Что характеризуют относительные величины?
4. Перечислите виды относительных величин. Что они характеризуют?
Вопросы для обсуждения:
1. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», приведите примеры и рассчитайте все виды относительных показателей.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды относительных величин и представьте в виде графиков.
Тема 5. Средние величины.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение средней величине. В чем её сущность?
2. Какие существуют виды средних величин?
3. В чем специфика расчета средней для сгруппированных и не сгруппированных данных?
4. Дайте определение структурным средним.
Вопросы для обсуждения:
1. Применение свойств средней арифметической в способе моментов.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды средних величин.
Тема 6. Показатели вариации.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем обусловлена необходимость изучения вариации признака?
2. Какими показателями измеряется вариация?
3. Какие существуют виды дисперсии и что они характеризуют?
4. Назовите основные показатели, характеризующие форму распределения, расскажите о методах их расчета.
Вопросы для обсуждения:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные показатели вариации и характеристики распределения. Примените «правило трех сигм» для интерпретации результатов.
2. Интерпретируйте показатели асимметрии и эксцесса и оцените их существенность?
Тема 7. Выборочное наблюдение.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие выборочного наблюдения.
2. В чем преимущество выборочного наблюдения?
3. Дайте характеристику типам отбора.
4. Дайте характеристику способам отбора.
5. В чем отличие выборки от малой выборки.
6. Как распространяются результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
Вопросы для обсуждения:
1. Определите необходимую численность опрашиваемых для изучения потребительских предпочтений с заданной вероятностью и предельной ошибкой.
2. Используя собственно-случайный или механический отбор, сформируйте выборочную совокупность коммерческих банков по любому показателю. Рассчитайте ошибки выборки и доверительные интервалы.
Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные виды связи между социально-экономическими явлениями.
2. Охарактеризуйте критерии оценки существенности связи между социально-экономическими явлениями.
3. Линейный коэффициент корреляции и его интерпретация.
Вопросы для обсуждения:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, подберите взаимосвязанные показатели и постройте уравнение связи.
2. Рассчитайте коэффициент эластичности, коэффициент корреляции и коэффициент детерминации.
Тема 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании?
2. Что представляет собой статистический ряд динамики, его обязательные элементы.
3. Какие причины ведут к несопоставимости уровней рядов динамики?
4. Перечислите способы приведения ряда динамики к сопоставимому виду.
5. Перечислите компоненты уровня ряда динамики.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие существуют методы выявления и анализа основной тенденции ряда динамики?
2. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», постройте ряд динамики, укажите его тип по различным классификационным признакам и рассчитайте показатели изменения уровней ряда и средние характеристики ряда и средние характеристики показателей изменения уровней ряда. Выявите общую тенденцию явления. Обоснуйте выбор формул.
Тема 10.Экономические индексы.
Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.
Вопросы для самопроверки:
1. Что в статистике называется индексом?
2. Что понимается под индексируемой величиной?
3. Какой индекс называется индивидуальным?
4. Какие индексы называются общими (сводными)?
5. Какие формы средней используются для расчета средних индексов?
6. Какие бывают системы индексов?
7. Какая существует связь между базисными и цепными индексами?
8. Что понимается под индексом переменного состава, постоянного состава и индексом структурных сдвигов?
9. В чем особенности расчета многофакторных индексов?
10. Для чего рассчитывают территориальные индексы?
Вопросы для обсуждения:
1. Рассчитайте сводные индексы данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» и объясните полученные результаты.
2. Используя характеристики различных товарных рынков, рассчитайте структурные индексы и объясните полученные результаты.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
Дисциплина «Теория статистики» обеспечена электронным курсом лекций, рабочими тетрадями для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде расчетно-аналитических заданий.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)
Наименование разделов и тем
Контактные часы
|
Самостоятельная работа
|
Дата: 2018-11-18, просмотров: 537.
|