Необходимость обращения к риторике как учению об ораторском искусстве, или теории красноречия, в современных условиях. Взаимосвязь логики и риторики. Риторика для говорящего и риторика для слушающего. Ораторское искусство и пространство языка. Речевая этика и речевое право. Риторика и мораль. Риторическое мышление.
Пять частей риторики:
- инвенция (лат. inventio – изобретение, открытие) – изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации;
- диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение) – расположение мыслей; ее сосредоточенность на том, как расположить эти аргументы;
- элокуция (от лат. elocution – способ изложения, слог) – выражение мыслей; ее сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму;
- мемория (от лат. memoria – память, способ запоминания) – запоминание; ее сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь;
- акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; ее сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь.
Неравноценность этих частей, неравномерность их разработанности классической и современной риторикой.
Лекция 2. Роды и виды ораторской речи
Постепенное формирование родов и видов ораторского искусства. Выделение видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая).
Род красноречия как область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды красноречия, выделяемые в современной практике публичного общения:
- социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, митингах; дипломатические, политические, военно-патриотические, парламентские, агитаторские и под. речи);
- академическое – род красноречия, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (вузовская лекция, научный доклад, выступление в научной дискуссии, научный обзор и т. п.);
- судебное – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан (прокурорская, или обвинительная, и адвокатская, или защитительная, речи);
- социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности, носящая торжественный характер; застольная речь, произносимая на официальных (в том числе дипломатических) приемах, а также речь бытовая);
- духовное (церковно-богословское) – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Проповедь (слово), соединенная с церковным действием, адресованная прихожанам и произносимая в церкви. Официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. Гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.
Лекция 3. История риторики
Риторика как искусство и теория красноречия. Роль софистики в становлении риторики. Демосфен – величайший оратор Древней Греции.
Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия.
Римское красноречие. Речи Марка Тулия Цицерона – вершина риторического мастерства Древнего Рима. «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабия Квинтилиана.
Риторика как важнейший компонент античной культуры. Занятия риторикой – самый почетный вид деятельности в античности. Риторическое образование – основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение целого тысячелетия.
Христианская риторика – продолжение и развитие античных традиций. Василий Великий. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст.
Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1049 г., проповеди Кирилла Туровского ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России.
Развитие риторики в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского, Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).
Лекция 4. Инвенция
Замысел речи. Предмет и тема речи. Тезис и проблема. Цель речи. Анализ аудитории. Стратегии убеждения.
Разработка теории доказательств.
Система доказательств в риторике. Их деление на естественные и искусственные (аргументы к логосу (логические доказательства); пафосу (доводы к чувствам слушателей) и этосу (апелляция к этическим нормам)).
Естественные доказательства.
Важность характеристики источника доказательств. Безупречность естественных доказательств в фактическом плане и уязвимость в психологическом.
Искусственные доказательства.
Логические доказательства.
Построение доказательств на основе дедукции, индукции; рассуждения с дефиницией как особый вид логических доказательств. Логические уловки.
Лекция 5. Инвенция
Доводы к пафосу. Угрозы и обещания. Иные случаи использования доводов к пафосу. Необходимость тщательного отбора говорящим узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего.
Доводы к этосу. Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению.
Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) как средство усиления (или ослабления) логических, этических и эмоциональных доказательств.
Общие места. Два понимания этого термина:
а) некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам);
б) поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие:
- то, что произошло и чего не было;
- то, что будет и чего не будет;
- то, что может или не может (должно или не должно) произойти;
- мера существующих вещей.
Лекция 6. Диспозиция
Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов.
Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и др.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи.
Лекция 7. Диспозиция
Три подхода к композиции речи. Достижение современной риторики – теория выдвижения; теория расположения доводов; теория частей ораторской речи.
Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание.
Лекция 8. Диспозиция
Композиция с точки зрения расположения доводов. Доверие аудитории к личности оратора и его позиции, связь коммуникативных установок оратора и аудитории с выбором определенной композиционной схемы. Три композиционные схемы:
- амплифицирующая (от лат. а mplification – расширение), ее связь с традициями русской риторики;
- шоковая;
- стратегия маневра.
Композиция с точки зрения частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение:
- обращение (зачин);
- именование темы;
- повествование;
- описание;
- доказательство;
- опровержение;
- воззвание;
- заключение.
Лекция 9. Элокуция
Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции.
Принцип усиления выразительности и изобразительности. Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, неспециальные: атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями – и гипонимизация – использование слов более частного значения).
Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность.
Фигуры прибавления. Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее структурное свойство фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, диктующее требование осторожности в их использовании.
Фигуры убавления. Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее структурное свойство фигур убавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.
Фигуры размещения. Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.
Лекция 10. Элокуция
Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле.
Тропы сходства: метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры.
Тропы смежности, контраста и тождества: метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия.
Грамматические тропы. Понятие грамматического тропа.
Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе).
Лекция 11. Элокуция
Фигуры мысли. Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация).
Звуковая сторона речи. Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 908.