Б. Л. Пастернак. Судьба и творческий путь.
Стихотворения: «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «На ранних поездах», «Июль», «Снег идет», стихотворения из романа «Доктор Живаго» (обзорное изучение). Темы Родины, назначения поэзии, природы, любви в творчестве поэта.
Лекция 62. Публицистика и поэзия периода Великой Отечественной войны
Литература периода Великой Отечественной войны (обзор).
Поэзия М. И. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова,
О. Берггольц.
Публицистика и драматургия. Человек на войне, правда о нем.
Военная проза. Новое осмысление военной темы в творчестве
Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева,
В. Быкова, Б. Васильева и др.
Лекция 63. Военная тема в литературе второй половины ХХ в.
В. Л. Кондратьев. Повесть «Сашка» (обзор с чтением и анализом избранных страниц).
Лекция 64. Бессоюзное сложное предложение: условия постановки точки с запятой, двоеточия, тире. Схемы бессоюзного предложения
Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Лекция 65. В. Быков. «Сотников». Проблема героизма и предательства в повести
Художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.
Лекция 66. А.Т. Твардовский. Основные темы и мотивы лирики
А. Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
Стихотворения (по выбору): «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Память матери», «К обидам горьким собственной персоны…» и др.
Тема бессмертия воинского подвига. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдание окружающих.
Для самостоятельного изучения: поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти».
Лекция 67. Поэзия второй половины ХХ в. Н.А.Заболоцкий. Основные мотивы лирики
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество.
Стихотворения (по выбору): «Я не ищу гармонии в природе»,
«Утренняя песня», «Уступи мне, скворец, уголок», «Завещание»,
«Старая актриса» и др. Философичность лирики Заболоцкого: поэзия мысли, параллелизм между явлениями природы и жизнью человеческой души.
Лекция 68. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Судьба и творческий путь
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (фрагменты), рассказ
«Матренин двор». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и руководства страны за ее настоящее и будущее. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях А. И. Солженицына.
Лекция 69. Знаки препинания при прямой речи. Оформление диалога
Предложения с прямой и косвенной речью.
Лекция 70. «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Сложная судьба русской деревни в произведениях В.Белова, Б. Можаева, Ф. Абрамова и др.
«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в произведениях С. Залыгина, В. Белова, Б. Можаева, Ф. Абрамова,
В. Шукшина и др.
Ф. А. Абрамов. Повести «Пелагея», «Алька». Тема русской деревни, ее сложной судьбы.
В. М. Шукшин. Рассказы «Сапожки», «Срезал», «Микроскоп», «Чудик» (по выбору).
Лекция 71. Нравственные проблемы в литературе последних десятилетий ХХ в.
В. П. Астафьев. «Царь-рыба» (фрагменты), рассказ «Людочка».
В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Природа и человек. Утрата нравственных ориентиров во всех слоях общества.
Для самостоятельного изучения: В. А. Астафьев «Печальный детектив», Б. Васильев «Красные жемчуга».
Лекция 72. Человек в современном мире. «Городская проза»
Утверждение вечных ценностей в произведениях В. Дудинцева,
Ю. Трифонова, В. Маканина, В. Распутина и др.
Иностранный язык
1. Цель преподавания дисциплины в содействии средствами иностранного языка формированию российской гражданской идентичности обучающихся; воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательной программы по иностранным языкам, входящую в основную образовательную программу; на основе преемственности основных образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования содействовать становлению личностных характеристик выпускника, указанных в стандарте; мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
Основной целью курса «Иностранный язык» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
2. Задачами преподавания дисциплины являются
- формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность свободно общаться в (изученных) различных формах и на (изученные) разные темы;
- свободное использование словарного запаса и умение пользоваться словарем;
- формирование умений написания текстов на темы по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
Изучение иностранного языка по данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, знаний о странах изучаемого языка; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).
Особое внимание при обучении иностранному языку обращается на формирование учебно-познавательного компонента коммуникативной компетенции.
В программе отдельно представлен языковой материал для продуктивного и рецептивного усвоения, что предполагает использование соответствующих типов контроля.
Английский язык
Лекция 1.
Описание людей (внешность, характер, личностные качества, профессии).
Повседневная жизнь, условия жизни, досуг.
Город, деревня, инфраструктура.
Человек, здоровье, спорт.
Межличностные отношения.
Государственное устройство, правовые институты.
Навыки общественной жизни (повседневное поведение, профессиональные навыки и умения).
Природа и человек (климат, погода, экология).
Культурные и национальные традиции.
Новости, средства массовой информации.
Научно-технический прогресс
Лекция 2.
Закон и общество. Необходимость правового регулирования. Преступление и наказание.
Административная система Великобритании.
Административная система США.
Судебная система США.
Судебная система Англии и Уэльса.
История британского парламента. Палата общин и палата лордов.
Лекция 3.
Природа и человек (климат, погода, экология). Travelling.
Культурные и национальные традиции. Sightseeing. Practice in communication: advice.
Культурные и национальные традиции. Being polite. Sightseeing in England, USA and other English-speaking Countries.
Научно-технический прогресс. Law Documents available to all. Practice in communication: complaint and apology/excuse.
Культурные и национальные традиции. National Holidays. Practice in communication: likes and dislikes.
Национальный характер и национальная психология.
Фонетический материал должен быть представлен явлениями, овладение которыми входит в программу для начального этапа обучения, так как предполагается, что обучающиеся уже владеют основными звуками и интонемами английского языка.
Лексический материал 1200– 1400 слов для рецептивного усвоения, из них 600 слов – для продуктивного усвоения. Лексический материал должен отражать наиболее употребительные понятия различных сфер деятельности человека. Кроме тематической лексики, которая позволяет понимать тексты для чтения и аудирования и создавать собственные письменные и устные тексты, отобранный лексический материал должен включать слова и словосочетания, отражающие ту или иную сферу профессиональной деятельности.
Грамматический материал
Для продуктивного усвоения:
· Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и / или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.
· Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, а также исключения.
· Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
· Местоимения: указательные (this / these, that / those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.
· Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
· Наречия в сравнительной и превосходной степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every.
· Глагол. Понятие глагола-связки. Система модальности. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple / Indefinite, Present Continuous / Progressive, Present Perfect; глаголов в Present Simple/Indefinite для выражения действий в будущем после if, when.
Для рецептивного усвоения :
1. Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (as) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you,
I would do English, instead of French. Предложения с союзами neither…nor, either…or.
2. Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Continuous, Future in the Past.
3. Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
4. Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родном языке.
5. Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций.
Речевой и текстовый материал
Речевой материал, используемый в соответствии с программой, позволяет осуществлять общение в устной и письменной форме. Речевой материал включает фразы согласия и несогласия, сравнения и сопоставления, речевые клише, позволяющие строить диалогическую и монологическую речь в соответствии с правилами дискурса.
Текстовый материал представлен как материалами о странах изучаемого языка, так и о России, чтобы формировать языковую личность, владеющую социокультурными знаниями и понимающую культуру родной страны и стран изучаемого языка.
Используемый текстовый материал представлен разнообразием жанров и типов текстов, используемых для обучения. В качестве материалов для чтения и аудирования используются аутентичные материалы.
Тексты для чтения:
- информационные – реклама, объявления, надписи, брошюры, путеводители, материалы сайтов Интернета, инструкции, бланки, формальные / неформальные письма, интервью, репортажи, телепрограммы;
- публицистические – газетная / журнальная статья, эссе, интервью, репортаж, письмо в газету / журнал, материалы сайтов Интернета, отзыв на фильм / книгу, публичное выступление;
- художественные – рассказ, отрывок из романа / пьесы, стихотворение;
- научно-популярные – газетная / журнальная статья, статьи из энциклопедии или другой справочной литературы, викторины, текст из учебника, доклад, описание.
Тексты для аудирования:
1. информационные – новости, инструкции, объявления в аэропорту / самолете / поезде / автобусе, рекламное объявление, радио- и телепередача, экскурсия, описание, интервью;
2. публицистические, научно-популярные – интервью, публичная дискуссия, репортаж, публичное выступление;
3. бытовые ситуации – знакомства, просьбы о помощи, беседы, разговор по телефону;
4. художественные – короткий рассказ, отрывок из художественного произведения, песня, фрагмент видеофильма.
История
1. Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию у студентов мировоззрения, подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем теоретических и практических знаний в области истории, необходимых для углубленного изучения других гуманитарных и юридических дисциплин и успешного применения этих знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической практике.
2.Задачами преподавания дисциплины являются:
- обеспечение формирования у студентов системы исторических знаний, способствующих пониманию особенностей функционирования современных российских государственно-правовых институтов;
- обучение студентов аргументированному и методологически грамотному обоснованию позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам всемирной истории;
- приобретение студентами знаний и опыта, способствующих установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, изучаемых историко-правовых процессов;
- формирование на основе анализа Конституции РФ, важнейших законодательных актов навыков усвоения студентами понимания места и роли российской государственно-правовой системы, а также их восприятия в общественном мнении и современном мировом сообществе;
- выработка у студентов способности применять отечественный исторический опыт в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов.
Лекция 1. История как наука и учебная дисциплина
Предмет истории. Историческое знание, его достоверность. Методы исторического исследования.
Историческое время и пространство. Исторический факт и источник. Концепции исторического развития. Периодизация всемирной и отечественной истории, история и время. Социальная роль и функции исторической науки. Факторы исторического развития: географические, экономические, социальные, политические и культурные.
Цивилизации и их типологизация.
Российская история в контексте мирового исторического процесса.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 362.