Методы управления государственным долгом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

 

14.Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, организации государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетный процесс строится в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности Бюджетным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса делятся на группы:

Органы, обладающие бюджетными полномочиями (все они имеют право законодательной инициативы):

Президент РФ, Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, ЦБ РФ,

Счетная палата РФ и контрольно - счетные палаты субъектов РФ, Органы управления государственными внебюджетными фондами, Главные распорядители бюджетных средств.

Органы, не обладающие бюджетными полномочиями:

Все бюджетополучатели, Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Первый этап. Составление проекта бюджета.

Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также сводных финансовых балансов РФ, субъектов РФ. Прогноз развития содержит объем ВВП, промышленного производства, товарооборота, следовательно. Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд, капитальные вложения для развития производства.

Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ. Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже, чем за 9 месяцев до начала планируемого года.

Используется следующая информация:

налоговое законодательство, действующее на момент начала разработки проекта бюджета,

нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,

предполагаемые объемы финансовой помощи,

виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.

В проекте закона о бюджете содержатся основные хар-ки бюджета:

общий объем расходов и доходов,

размер бюджетного дефицита,

прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,

нормативы отчисления от собственных доходов бюджета, передаваемые бюджетам других уровней,

нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,

общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,

разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации, а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),

расходы и доходы целевых бюджетных фондов,

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,

определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.

Второй этап. Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.

Осуществляется с 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому. Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ, куда входят 3 представителя регионов. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений. В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета, проекта закона бюджета и других пояснительных документов. Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому.

Третий этап. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.

Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа.

В Госдуме сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный комитет: наличие всех документов, правильность заполнения. Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне, культуре, образованию и др. ), Совет Федерации. Начинается рассмотрение:

I чтение. Определяются основные параметры:

общий объем доходов с разбивкой по видам;

общий объем расходов;

бюджетный дефицит и источники его покрытия;

лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.

Могут быть отклонения:

образование согласительной комиссии с Правительством,

возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,

объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.

II чтение. Определение расходов в разрезе функциональной классификации.

III чтение. Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.

IV чтение. Формальное голосование за бюджет целиком.

После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации. Если он не принимает бюджет, то создается согласительная комиссия с депутатами Думы. Если они не приходят к компромиссу, то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации. Дальше происходит подписание бюджета Президентом, опубликование и вступление его в силу. Если Президент не подписывает, то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура, описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).

Если бюджет не принимают, то он исполняется ежемесячно в размере 1/12 предыдущего года.

 

                 15.Методы бюджетного регулирования

Бюджетное регулирование- это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт)— это современная форма бюджет­ного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым административно-территориальным образованиям, средства на содержание объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в общей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех участников правилам.

Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходования не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которого была получена.

Обусловленная субвенция - она выдается также на определенный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законодательством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом, о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финан­совый год.

Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных расходов о использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управления принимают какие-либо решения (об изменении доходов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе исполнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

16.Бюджетное устройство РФ. Принципы бюджетного федерализма.

«Бюджетный федерализм - это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию межбюджетных отношений».

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

- активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Эффективная модель системы межбюджетных отношений в общем, как и бюджетный федерализм в частности, основывается на балансе интересов Федерации и ее субъектов, представляет главным образом продукт синтеза финансово-экономических интересов государства, населения и предпринимательства.

Необходимо помнить, что экономическое развитие государства - это развитие региональных экономик, поэтому проблема самодостаточности экономического и налогового потенциала регионов является главной.

На решение данной проблемы должны быть ориентировано установление эффективных межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.

 

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты

Таблица 24 - Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип Смысл принципа
Принцип единства бюджетной системы Единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов Закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (между уровнями бюджетной системы).
Принцип самостоятельности бюджетов Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов (федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе) бюджетов и полномочий по формированию доходов в соответствии с законодательством РФ.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей (в пределах текущего финансового года).
Принцип сбалансированности бюджета Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств Уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. или достижения наилучшего результата.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов.
Принцип гласности Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Принцип достоверности бюджета Надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

17.Доходы государственного бюджета РФ. Типы сбалансированности бюджета.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

18.Финансовая система государства. Вертикальная и горизонтальная (пространственная) структура

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

· общегосударственные финансы;

· территориальные финансы;

· финансы хозяйствующих субъектов;

· финансы граждан.

Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения.

Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами.

Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта. Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц).

Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1. принцип демократического централизма;

2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.

Горизонтальная несбалансированность бюджетной системы объективно обусловлена различным положением территориальных единиц и проявляется с одной стороны в разных потребностях, а с другой стороны в разной стоимости предоставляемых государственных услуг.

В целях обеспечения равенства бюджетов разных уровней разработан механизм вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов, т.е. обеспечение сбалансированности.

Вертикальная сбалансированность предполагает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем бюджетной системы.

Целью вертикально бюджетного выравнивания является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти и в 1-ую очередь расходных функций.

 

19.Методы финансового планирования

Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов. Этот метод целесообразно применять в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а выявленная в процессе анализа взаимосвязь показателей стабильна и сохранится в плановом периоде.

Нормативный метод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.

Нормативный метод широко применяется в финансовом планировании. Например, при планировании себестоимости продукции используются нормы расходов сырья, материалов, топлива, расходов на оплату труда производственных работников и др.

Метод многовариантности расчетов состоит в том, что рассчитываются альтернативные варианты плановых показателей, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критериями выбора могут быть:

§ минимальная величина стоимости вложенного капитала;

§ максимальная величина прибыли;

§ максимальная рентабельность активов и собственного капитала;

§ повышение конкурентоспособности организации и др.

Использование балансового метода позволяет увязать между

§ собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источниками их формирования.

§ В системе финансового планирования могут применяться методы балансовых расчетов (по формуле О0 + П = Р + О1) при разработке баланса доходов и расходов платежного календаря, планового баланса.

При разработке финансовых планов могут также использоваться коэффициентный метод, метод экономико-математического моделирования.

В качестве инструментария широко используются различные финансовые таблицы, графические изображения.

 

20.Источники формирования централизованных финансовых ресурсов

Основные источники формирования централизованных финансовых ресурсов:

►прибыль

►государственный бюджет

►ссудный капитал

►налоги

►денежные доходы и сбережения населения

►страхование

Основным источником формирования финансовых ресурсов является прибыль. Прибыль представляет собой основной финансовой результат деятельности хозяйствующего субъекта. Достижение максимальной прибыли является основной целью любого субъекта хозяйствования.

 

Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности является балансовая прибыль, которая включает в себя прибыль от реализации продукции/работ/ услуг; прибыль от реализации имущества и прочей реализации; сальдо внереализационных доходов и расходов; сальдо операционных доходов и расходов.

Прибыль исчисляется как разница между валовой суммой выручки и затратами субъекта.

Основные факторы, влияющие на величину полученной прибыли:

- цена реализации продукции/работ/услуг;               

- рост объемов производства продукции;

- внедрение новых технологий;

- изменение структуры и ассортимента продукции;

- относительное сокращение амортизационных отчислений;

- отраслевые и природные факторы;

- увеличение или уменьшение прибыли от реализации имущества и прочей реализации;

- убытки от внереализационной деятельности;

-увеличение или снижение прибыли в остатках товарной продукции.

Различают прибыль промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, подрядных и строительных предприятий.

Различают прибыль банков, страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.

Является централизованным источником для государственных предприятий и в той части которая в качестве налогов поступает в бюджет.

Важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения национального дохода и СОП, отражаемых в централизованных общегосударственных фондах. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, в котором происходит взаимоувязка всех доходов и соответствующих статей расходов.

Бюджет оказывает воздействие на формирование оптимальных пропорций в процессе финансового обеспечения затрат и стимулирования эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Государственный бюджет обеспечивает приоритет общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на первоочередных объектах. Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета – это концентрация финансовых ресурсов на осуществление целевых комплексных программ как составных частей прогнозов и перспективных планов.

К доходам государственного бюджета относятся:

► налоговые доходы – относятся предусмотренные законодательством налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

►неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти; средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы, полученные из бюджетов других уровней; безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие.

С точки зрения предметной направленности все расходы государственного бюджета можно подразделить на:

- финансирование отраслей народного хозяйства;

- финансирование социально-культурных мероприятий;

- финансирование науки;

- финансирование обороны;

- финансирование обороны;

- содержание правоохранительных органов и органов государственной власти;

- расходы на внешнеэкономическую деятельность;

- расходы по обслуживанию государственного долга;

- прочие расходы.

Третьим источником централизованных финансовых ресурсов являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги- это совокупность отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций.

Принципы налогообложения:

- принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогооблажения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность платить налоги) соразмерно с их доходами.

- принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику.

- принцип удобности предполагает, что система и процедура уплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.

- принцип экономии, согласно которому суммы сборов по каждому конкретному налогу должны существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную и стимулирующую.

 

21.Сферы и звенья финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность взаимосвязей между собой сфер и звеньев финансовых отношений, каждый из которых характеризуется своими специальными особенностями в формировании и использовании денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отноше­ний подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финан­совые отношения подразделяются на две большие группы, назы­ваемые сферами финансовой системы, финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются:

- финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

- финансы хозяй­ственных товариществ,

- финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью,

- финансы производственных кооперативов,

- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют:

- финансы уч­реждений,

-финансы потребительских кооперативов,

-финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательство.

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуаль­ных предпринимателей.

Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

В соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы

. Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми — при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджете — при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

22.Финансовая политика как составная часть экономической политики государства.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Финансовая политика Российской Федерации охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.

Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

Только знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политик предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 

23.Виды финансовой политики и особенности их функционирования.

Финансовая политика государства (ФП) – это комплекс действий и способов, которые осуществляются государством в рамках наложения на него функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и финансовых институтов, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных задач и достижения поставленной цели.

Субъектом производства ФП является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов (министерство финансов, центральный банк).

Субъектом реализации ФП являются финансовые органы и институты.

В зависимости от уровня экономической системы, различают:

1) финансовую политику государства (макроуровень);

2) финансовую политику предприятия (микроуровень).

Главная цель ФП на макроуровне – это оптимальное распределение ВВП между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями.

Задача - обеспечение реализации различных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.

Главная цель ФП на микроуровне - это система форм и методов, которые используются для финансового обеспечения его функционирования и достижения определенной цели.

Основные задачи финансовой деятельности предприятия:

1. Финансовое обеспечение текущей производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.

2. Поиск резервов увеличения доходов, прибыли, повышение рентабельности и платежеспособности.

3. Выполнение финансовых обязательств перед хозяйственными субъектами, бюджетом, банками.

4. Мобилизация финансовых ресурсов в размерах, необходимых для финансирования развития, увеличения собственного капитала и т.п..

5. Контроль за эффективным, целевым распределением и использованием финансовых ресурсов.

На финансовую политику влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят:

- форму собственности;

- структуру экономики;

- социальный состав населения;

- уровень благосостояния населения и прибыльность юридических лиц;

- состояние развитие экономики и организация денежного оборота;

- стабильность денежной единицы;

- совершенство налоговой, ценовой и кредитной политики.

К внешним факторам относят

- зависимость государства от экономических отношений с другими странами относительно поставок сырья, материалов, других природных ресурсов;

- обмен технологиями,

- взаимоотношения, связанные с государственным кредитом и степенью интеграции в мировую экономическую систему.

Основными принципами финансовой политики являются:

1) постоянное содействие развитию производства, поддержка предпринимательской активности и повышения уровня занятости населения;

2) мобилизация и использование финансовых ресурсов;

3) рациональное использование природных ресурсов и запрет технологий, которые угрожают здоровью человеку.

Финансовая политика состоит из следующих элементов:

1) Бюджетная политика – это деятельность относительно формирования бюджета государства, его сбалансирования, распределения бюджетных средств.

2) Налоговая политика – характеризует деятельность государства в сфере налогообложения.

3) Денежная политика – состоит из эмиссионной политики и политики поддержки стабильности национальной валюты.

4) Кредитная политика – обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и заемного капитала.

5) Ценовая политика государства – выражается в регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

6) Таможенная политика – рассматривается как часть ценовой и налоговой, так как таможенные сборы и налоги непосредственно влияют на цену товаров и услуг, ограничивают или расширяют доступ на внутренний рынок импортных товаров, обеспечивают уровень защиты национального производителя и предупреждают вывоз национального богатства за территориями страны.

Виды финансовой политики:

1) по территориальному признаку: глобальная, национальная (гос.), региональная,местная.

2) по времени реализации: краткосрочная (на 1 фин год), среднесрочная (3-5 лет), долгосрочная (свыше 5 лет)

3) в зависимости от стадии экономического цикла: сдерживающая (стабилизационная), стимулирующая

4) в зависимости от объектов воздействия (в соответствии со звеньями финансовой системы):

· бюджетная политика: в области доходов, расходов и межбюджетных отношений

· политику в области обязательного соц страхования (ВБФ): политика в области пенсионного страхования, в области мед страхования, в области страхования от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний, соц политика на случай временной нетрудоспособности и материнства.

 

24.Управление государственным долгом

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

25.Источники внешнего и внутреннего финансирования дефицита бюджета на разных уровнях бюджетной системы

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

-разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

-разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

-разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

-иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

-поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

-курсовая разница по средствам федерального бюджета;

-объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

-разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

-разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

-прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

-разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

-разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

-объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

-разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

-прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1159.