Понятия: управление, менеджмент, маркетинг
Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:
1. В разных видов человеческой деятельности
2. К разным сферам деятельности
3. К разным органам управления
Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.
Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.
Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.
Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).
У маркетинга две стороны - 2У:
1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;
2. Удовлетворить их;
Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).
УПРАВЛЕНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
МАРКЕТИНГ
|
|
Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий
Роль управления в общественно - экономической формации
Структура управленческой элиты
«Управленческий цилиндр» Ольги Крыштановской
Социальная структура разных типов стран
1. Соц. структура развитых обществ западного типа:
2. Соц. структура слаборазвитых обществ, т.е. стран третьего мира:
3. Соц. структура тоталитарных обществ:
Подходы к изучению менеджмента
Рис. Подходы к изучению менеджмента
Место курса «Менеджмент» в системе науки «Управление»
Цели менеджмента
Первой и основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы с помощью рациональной организации производственного процесса и системы управления.
Второй целью менеджмента является постоянное преодоление риска и рискованных операций не только в настоящем, но и в будущем.
Третьей целью является формирование миссии фирмы, т.е. ее предназначения, поскольку риск финансовых потерь и прибыль зависит от того, чем занимается фирма. Миссия фирмы представлена в учредительных документах и не может меняться в зависимости от сложившейся ситуации.
Четвертой целью является разработка стратегии фирмы.
Под стратегией фирмы понимается набор правил, в рамках которых осуществляется принятие управленческих решений, обеспечивающих стратегический успех фирмы.
Пятой целью является выполнение функций менеджмента.
Функцион. области
Прочие __
Финансы __
Персонал __
Сбыт __
Снабжение __
Производство __
Инновации __
Операция Проект Система
Вид объекта
__ Рабочим
__ Участок
__ Цех
__ Производство
__ Предприятие
__ Объединение предприятий
Уровень объекта
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации.
На предприятии, как правило, можно выделить три иерархических уровня менеджмента:
1. высший;
2. средний;
3. низовой.
Цикл из функций
Виды менеджмента
Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают:
1. Общий
2. Функциональный
Общий (генеральный) менеджмент заключается в управленческой деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
В организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в организованном единстве, составляя целостные системы менеджмента, их соотношения и сочетания определяют тип формальной структуры организации.
Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают:
1. Нормативный
2. Стратегический
3. Оперативный
Нормативный менеджмент предусматривает:
1. Разработку и реализацию философии организации (миссии);
2. Разработку предпринимательской политики организации;
3. Определение позиции организации в конкурентной нише рынка;
4. Формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предусматривает:
1. Выработку набора стратегий;
2. Их распределение во времени;
3. Формирование потенциала успеха организации;
4. Обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегий.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Признаки
Виды менеджмента
К новейшим видам менеджмента относятся:
1. Коммуникационный
2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)
3. Практический менеджмент (управление фирмой)
4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)
5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)
Методы менеджмента.
Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:
1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)
2. методы выполнения функций управления
3. методы принятия управленческих решений
Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:
1. маркетинг
2. персонал
3. инновации
4. финансы и т. д.
Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:
1. анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках
2. выявление потребностей в новых видах товаров и услуг
3. методы разработки стратегии поддержания конкурентно-способного преимущества
В подсистеме персонал используются следующие методы:
1. методы формирования системы управления персоналом
2. методы организации и оплаты труда
3. методы управления деловой карьерой
В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:
1. диагностика рынка новшеств
2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)
3. оценка затрат и структуры инвестиций
4. методы определения коммерческого риска
В подсистеме финансы используются следующие методы:
1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы
2. финансовые показатели фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)
3. методы разработки финансовых стратегий.
Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:
1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)
2. статистические методы
По выполнению функции организации:
1. организационно-распорядительные (администрационные)
2. экономические методы (распределительные)
3. социально-психологические методы (моральные)
По выполнению функции мотивации:
1. методы стимулирования
2. методы социологического исследования
3. методы моделирования поведения человека
4. методы психологического тестирования человека
По выполнению функции координации:
1. методы межличностных коммуникаций
2. методы сбора, обработки и передачи информации
3. методы принятия и реализации управленческих решений
По выполнению функции контроля:
1. методы математического анализа
2. методы финансового анализа
3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)
К третьей группе относятся три группы методов:
1. методы постановки проблем и задач
2. методы решения проблем и задач
3. методы организации выполнения принятых решений
Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:
1. характеристики
2. параметры
3. условия решения задач
4. целевая функция (критерий)
5. ограничения по ресурсам
К методам решения проблем и задач относятся:
1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)
2. методы теории расписания, которые учитывают последующие работы
3. методы сетевого планирования
К методам организации выполнения принятых решений относятся:
1. методы описания процедур выполнения решений
2. методы координации реализуемых управленческих решений
3. методы сетевого планирования и управления, где также рассматривается последовательность выполнения работ.
Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональной подсистеме управления на предприятии.
В менеджменте используются:
1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)
2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.
К важным принципам эффективного менеджмента относятся:
1. целостности
2. иерархической упорядоченности
3. целевой направленности
4. научной обоснованности и оптимальности
5. сочетания централизации и децентрализации
6. демократизации
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода, широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджеров.
Демократизация предполагает использование поведенческого подхода в менеджменте для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
Понятия: управление, менеджмент, маркетинг
Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:
1. В разных видов человеческой деятельности
2. К разным сферам деятельности
3. К разным органам управления
Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.
Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.
Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.
Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).
У маркетинга две стороны - 2У:
1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;
2. Удовлетворить их;
Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).
УПРАВЛЕНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
МАРКЕТИНГ
|
|
Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий
Дата: 2018-11-18, просмотров: 465.