Тема 1.2 Теории психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э. Геккеля, теория трех ступеней К.Бюлера, теория эмпирического эволюционизма А. Гезелла.

Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э. Торндайка, Б. Скиннера, Н. Миллера, К. Халла. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Концепция социального научения.

Психоаналитические теории детского развития: З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд.

Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже, К. Левина, А. Валлона. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Л.С. Выготский – создатель новой теории психического развития ребенка. Теория культурно-исторического развития высших психических функций. Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

 

Тема 1.3 Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития

Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Общие закономерности психического развития. Понятие о факторах психического развития. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка. Психическое развитие как процесс приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Понятие социализации личности. Механизмы социализации. Понятие института и агентов социализации. Основные характеристики и их роль на разных этапах онтогенеза. Семья как основной институт социализации в детском возрасте. Детское общество как институт социализации ребёнка. Понятие и функции детской субкультуры. Воспитание, образование, обучение как частные субпроцессы социализации.Характеристика и критический анализ взглядов на проблему соотношения обучения и развития. Обучение и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.

Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики, в формировании психических процессов, личностных новообразований, новых видов деятельности. Влияние общения на развитие личности ребенка. Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми и сверстниками.

 

Тема 1.4 Возрастная периодизация психического развития

Общая характеристика возраста, физическое и психическое развитие. Виды возраста. Параметры возраста. Проблема соотношения оснований и результатов возраста.Основные подходы к построению возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии. Проблема возраста и возрастной периодизации в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Принципы и основания построения возрастной периодизации психического развития в детском возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Возникновение новообразований в психическом развитии как результат разрешения противоречий. Изменение социальной ситуации развития. Появление новых видов деятельности. Смена ведущего вида деятельности как показатель перехода на новый этап психического развития. Исторический характер возрастной периодизации. Изменения в характеристиках и возрастных границах каждого периода психического развития. Индивидуальные особенности психического развития.

РАЗДЕЛ 2 Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем возрасте

Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.