СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития
Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема
Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.
Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.
Методы изучения психики ребенка.
Тема 1.2 Теории психического развития
Анализ теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э. Геккеля, теория трех ступеней К.Бюлера, теория эмпирического эволюционизма А. Гезелла.
Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э. Торндайка, Б. Скиннера, Н. Миллера, К. Халла. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Концепция социального научения.
Психоаналитические теории детского развития: З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд.
Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже, К. Левина, А. Валлона. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Л.С. Выготский – создатель новой теории психического развития ребенка. Теория культурно-исторического развития высших психических функций. Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.
Тема 1.3 Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития
Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Общие закономерности психического развития. Понятие о факторах психического развития. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка. Психическое развитие как процесс приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Понятие социализации личности. Механизмы социализации. Понятие института и агентов социализации. Основные характеристики и их роль на разных этапах онтогенеза. Семья как основной институт социализации в детском возрасте. Детское общество как институт социализации ребёнка. Понятие и функции детской субкультуры. Воспитание, образование, обучение как частные субпроцессы социализации.Характеристика и критический анализ взглядов на проблему соотношения обучения и развития. Обучение и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.
Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики, в формировании психических процессов, личностных новообразований, новых видов деятельности. Влияние общения на развитие личности ребенка. Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми и сверстниками.
РАЗДЕЛ 2 Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем возрасте
ВОПРОСЫ ГЭК
по детской психологии по специальности «Дошкольное образование»
1. Предмет и задачи детской психологии, история становления и развития.
2. Методы изучения психики ребенка.
3. Предпосылки и условия психического развития.
4. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
5. Психическое развитие и деятельность.
6. Психическое развитие и обучение.
7. Психическое развитие и общение.
8. Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
9. Психическое развитие в младенческом возрасте.
10. Психическое развитие в раннем возрасте.
11. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.
12. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.
13. Проблема кризиса трех лет.
14. Общая характеристика развития ребенка в дошкольном детстве.
15. Развитие личности дошкольника в условиях совместной деятельности и общения.
16. Развитие самосознания, самооценки и уровня притязания в дошкольном возрасте.
17. Взаимодействия между сверстниками в группе детского сада.
18. Специфика общения дошкольников в разных видах деятельности.
19. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
20. Психологические особенности изобразительной деятельности дошкольников.
21. Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности.
22. Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте дошкольном детстве.
23. Показатели и условия умственного развития детей дошкольного возраста
24. Сенсорное развитие дошкольников.
25. Развитие памяти в дошкольном возрасте.
26. Развитие мышления и воображения в дошкольном возрасте.
27. Развитие внимания в дошкольном возрасте.
28. Становление речи в дошкольном возрасте.
29. Проявление темперамента и его развитие в дошкольном детстве
30. Развитие способностей в дошкольном детстве.
31. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.
32. Психологическая готовность к обучению в школе.
33. Социальная ситуация развития младшего школьника
34. Развитие личности и межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития
Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема
Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.
Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.
Методы изучения психики ребенка.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 272.