Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема

Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

Методы изучения психики ребенка.

 

Тема 1.2 Теории психического развития

Анализ теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э. Геккеля, теория трех ступеней К.Бюлера, теория эмпирического эволюционизма А. Гезелла.

Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э. Торндайка, Б. Скиннера, Н. Миллера, К. Халла. Бихевиоризм Дж. Уотсона. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Концепция социального научения.

Психоаналитические теории детского развития: З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд.

Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже, К. Левина, А. Валлона. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Л.С. Выготский – создатель новой теории психического развития ребенка. Теория культурно-исторического развития высших психических функций. Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

 

Тема 1.3 Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития

Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Общие закономерности психического развития. Понятие о факторах психического развития. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребенка. Психическое развитие как процесс приобщения ребенка к миру человеческой культуры. Понятие социализации личности. Механизмы социализации. Понятие института и агентов социализации. Основные характеристики и их роль на разных этапах онтогенеза. Семья как основной институт социализации в детском возрасте. Детское общество как институт социализации ребёнка. Понятие и функции детской субкультуры. Воспитание, образование, обучение как частные субпроцессы социализации.Характеристика и критический анализ взглядов на проблему соотношения обучения и развития. Обучение и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.

Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики, в формировании психических процессов, личностных новообразований, новых видов деятельности. Влияние общения на развитие личности ребенка. Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми и сверстниками.

 

РАЗДЕЛ 2 Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем возрасте

ВОПРОСЫ ГЭК

по детской психологии по специальности «Дошкольное образование»

1. Предмет и задачи детской психологии, история становления и развития.

2. Методы изучения психики ребенка.

3. Предпосылки и условия психического развития.

4. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

5. Психическое развитие и деятельность.

6. Психическое развитие и обучение.

7. Психическое развитие и общение.

8.  Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

9. Психическое развитие в младенческом возрасте.

10. Психическое развитие в раннем возрасте.

11. Предпосылки развития личности в раннем возрасте.

12. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.

13. Проблема кризиса трех лет.

14. Общая характеристика развития ребенка в дошкольном детстве.

15. Развитие личности дошкольника в условиях совместной деятельности и общения.

16. Развитие самосознания, самооценки и уровня притязания в дошкольном возрасте.

17. Взаимодействия между сверстниками в группе детского сада.

18. Специфика общения дошкольников в разных видах деятельности.

19. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

20. Психологические особенности изобразительной деятельности дошкольников.

21. Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности.

22. Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте дошкольном детстве.

23. Показатели и условия умственного развития детей дошкольного возраста

24. Сенсорное развитие дошкольников.

25. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

26. Развитие мышления и воображения в дошкольном возрасте.

27. Развитие внимания в дошкольном возрасте.

28. Становление речи в дошкольном возрасте.

29. Проявление темперамента и его развитие в дошкольном детстве

30. Развитие способностей в дошкольном детстве.

31. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

32. Психологическая готовность к обучению в школе.

33.    Социальная ситуация развития младшего школьника

34. Развитие личности и межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема

Детская психология – наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения с взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и к детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей и педагогической психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

Методы изучения психики ребенка.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 272.