На формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе оказывает влияние огромное количество факторов исторического, экономического, социокультурного и политического характера. К числу основных факторов в современных условиях относят социальную политику, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства[27].
Социальная политика – это стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень и условия жизни и труда, их социальную защищённость. Последняя представляет собой законодательно или иным образом установленные гарантии, реализуемые в формах социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи, дифференцируемых главным образом по своей адресной направленности.
Социальная защита – система мер, обеспечивающая социальную защищённость преимущественно нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоёв трудоспособного населения. Социальная поддержка – система мер, относящихся в основном к экономически активному населению и направленных на создание условий, позволяющих обеспечить социальную защищённость наёмных работников. Социальная помощь – меры, относящиеся ко всему населению и представляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов.
Основными направлениями социальной политики являются: политика в области труда, социально-трудовых отношений; политика в области доходов населения; политика занятости, регулирования рынка труда; миграционная политика; политика в области социальной сферы; жилищная политика; демографическая политика; экологическая политика.
Главная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.
Глобализация экономики представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях бурного роста мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, стремительных технологических изменений. По существу глобализация представляет собой процесс стирания национальных границ в интересах транснациональных корпораций[28]. Она сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков и резко ограничивает возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях.
Особенно сильно эти ограничения сказываются на политике в сфере труда и социально-трудовых отношений. Это связано с тем, что глобализация высвобождает экономические силы, которые углубляют уже существующее неравенство в сферах производительности труда, доходов, материального благосостояния, препятствуют равенству возможностей в социально-трудовых отношениях. В результате в мире растёт безработица, усиливается дифференциация доходов, уровня и качества жизни как между странами, так и внутри отдельных стран. Не случайно последние годы ознаменованы всё разрастающимся движением антиглобалистов.
Уменьшению негативных последствий глобализации в сфере социально-трудовых отношений способствует политика трудового протекционизма – защиты национальных рынков труда. В систему трудового протекционизма входит квотирование и лицензирование импорта, экспертиза международных технологических и экономических проектов, регулирование валютных курсов и ввозных пошлин, ограничение притока иностранной рабочей силы, регулирование цены рабочей силы на национальном рынке труда и т.д.
Мощным фактором, определяющим процессы формирования и развития социально-трудовых отношений, является развитие общественного труда и производства, которое находит своё выражение в разделении и кооперации труда, росте производительности труда, замещении труда капиталом.
Многочисленные факторы оказывают влияние на формирование социально-трудовых отношений на уровне предприятий (организаций). Среди них тип производства, размеры и тип организации, её организационно-правовая форма, стадия развития, система рабочих мест, концепция и стратегия развития, кадровая политика, особенности трудового поведения работников и др.
Важнейшей составной частью функционирования любой экономической системы является управление социально-трудовыми отношениями, их регулирование. Современный механизм регулированиясоциально-трудовых отношений в России включает в себя два основных компонента: программно-нормативную регламентацию, построенную на принципах демократизации и регионализации, и социальное партнёрство.
Программно-нормативная регламентация осуществляется государством и включает в себя:
- разработку нормативных актов (законов, указов, постановлений), определяющих границы и порядок осуществления деятельности субъектов социально-трудовых отношений. Законодательство о труде было и остаётся главным инструментом, с помощью которого проводится в жизнь политика в социально-трудовой сфере. В настоящее время Российская Федерация имеет обширную законодательную базу, регулирующую практически все сферы социально-трудовых отношений (трудовой кодекс, закон о занятости, закон о государственной социальной помощи, пенсионное законодательство и проч.);
- разработку и реализацию программ в социально-трудовой сфере на федеральном, региональном и отраслевом уровнях (например, программы содействия занятости, развития самозанятости населения, поддержки малого предпринимтельства и т.п.);
- разработку и использование системы социальных нормативов (индикаторов) – количественных показателей состояния и динамики социальных процессов в обществе. В числе наиболее важных социальных нормативов – потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), минимальный размер пенсии и др.
Социальное партнёрство
Важным составным элементом механизма регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнёрство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах. В настоящее время наиболее развитая система социального партнёрства существует в таких европейских странах как Германия, Австрия, Швеция, некоторых других. В меньшей степени она развита в США, Японии, южно-европейских странах, практически отсутствует в слаборазвитых странах.
В России она начала формироваться в 90-х годах прошлого века. Её становление и дальнейшее развитие чрезвычайно важно в связи с тем, что в основе социального партнёрства лежит не только принцип разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления существовавшей ранее монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества.
Характеристика основных элементов формирующейся в России системы социального партнёрства получила нормативное отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (Раздел 2. Социальное партнёрство в сфере труда). Понятие социального партнёрства сформулировано в нём (ст. 23) следующим образом: социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнёрства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учёт интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система социального партнёрства включает следующие уровни:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования в сфере труда в Российской Федерации;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Формами социального партнёрства являются:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (на уровне организации), соглашений (на других уровнях) и их заключению;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
3 .5. Международная организация труда (МОТ) и её роль
Дата: 2018-12-21, просмотров: 272.