Сегодня неоправданно рассматривать профессиональную образованность как совокупность ЗУНов. У специалиста в наличии должна быть способность распоряжаться полученными знаниями в условиях социально-экономических и обществен-ных изменений, а также самостоятельно повышать свой уровень образования. Ведь даже абсолютная уверенность выпускника вуза в том, что он с полной ответствен-ностью способен выполнять тот или иной вид деятельности в соответствии с оговоренной оплатой (речь идет о профессиональной компетентности с позиции субъекта), еще не означает, что он получит возможность в полной мере себя проявить. В этом плане разумнее ориентироваться на ту или иную степень профессиональной приверженности, которая определяется по полно-те использования в предстоящей трудовой деятельности ЗУНов, полученных в вузе:
- работа по специальности, полученной в вузе, расценивается как полная профессиональная приверженность или ее I степень;
- если основу трудовой деятельности составляет другая деятельность, а знания, умения и навыки, полученные в вузе, дополняют ее, то речь может идти о смещенной профессиональной приверженности, т.е. о II степени;
- о неполной профессиональной приверженности говорят тогда, когда основу трудовой деятельности составляет другая работа, а знания, умения и навыки, полученные в вузе, применяются эпизодически либо используется лишь статус высшего образования, - это III степень;
- когда трудовая деятельность не связана со специальностью, полученной в вузе, тогда это IV - неопределенная степень профессиональной приверженности.
Ортобиотика
В формировании психологических основ профессионального саморазвития изначально большое место занимали теории, основанные на психоаналитическом подходе, - различного рода психодинамические теории и концепции; вслед за ними наибольшей популярностью стали пользоваться теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое направление - «третья сила» среди разнообразных подходов «психологического происхождения» - в настоящее время представлено исследованиями и практическими наработками в области ортобиотики, теорию и методологию которой в своё время изложил И.И. Мечников в «Этюдах о природе человека» и «Этюдах оптимизма». Объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми физического, психического, нравственного здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом. Миссия ортобиотики - предложить человеку на каждом возрастном этапе информацию, идеи и специальные приёмы упреждения нежелательных процессов в физическом, психическом и нравственном здоровье. Т.е. ортобиотика - наука социально-превентивного характера. Она синтезирует обширный круг различных научных био-социо-психо-технологических знаний, является теоретико-прикладной основой человековедения и антропологической основой ряда теоретических и технологических дисциплин, тесно соприкасается с имиджелогией. Ортобиотика может выступать в качестве научной основы программ повышения квалификации руководителей и специалистов, поскольку она является отраслью научно-практического знания - это «наука по уходу за собственной персоной». Её создатель отмечал, что следование правилам ортобиоза (разумного образа жизни) облегчает проявление высших способностей человеческой души. Суть ортобиотики - обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.
Поскольку ортобиотика синтезирует различные научные и технологические знания и её можно считать теоретико-прикладной основой человековедения, постольку нужно использовать её мощный методологический потенциал для разработки технологий управления карьерой.
Иллюстрированное резюме
по книге Джонсона Спенсера «Где мой Сыр?». - Мн.: Попурри, 2008. - 128 с.
Временами происходят перемены
Они всё время двигают сыр.
И надо предвидеть перемены
И быть готовым к тому,
что Сыр может куда-то деться.
Следи за переменами!
Чаще принюхивайся к Сыру,
и ты узнаешь,
когда он начнет стареть.
Быстро приспосабливайся к переменам!
Чем быстрее ты оставишь старый Сыр,
тем быстрее обретешь Новый!
Меняйся и меняй!
Поспевай за Сыром!
Радуйся переменам!
Радуйся приключениям и наслаждайся вкусом Нового Сыра!
Будь готов быстро измениться
и снова радоваться переменам!
Они не оставят Сыр в покое…
IV . Блок самопроверки и список литературы после каждого модуля
Модуль 1.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.