Рассматривается 4 варианта взаимодействия молодого руководителя с вышестоящим руковоством в начале управленческого пути:
1. Ограниченные возможности целевого взаимодействия с начальником
Они могут тормозить личностное развитие молодого менеджера в связи с отсутствием адекватной оценки управленческой деятельности, обратной связи, целенаправленной коррекции поведения. В этом случае молодому руководителю надо проявлять активность в установлении контактов, обсуждать свои проблемы, советоваться.
2. Частые замены непосредственного руководителя
Смена непосредственно руководителя в период адаптации может иметь амбивалентное значение; с одной стороны - нестабильность требований, оценок, и т.п., а с другой - возможность сравнения нескольких моделей управленческой деятельности.
3. Взаимодействие с некомпетентным, регрессирующим руководителем
В данном случае очень важно наличие личностной устойчивости к негативным воздействиям внешней среды. Желательно каким-либо способом вырваться из этого окружения и перейти на другое место. Правило - не тратить время на работу с неперспективным руководителем.
4. Непосредственный руководитель:
- в роли наставника.
Роль наставника не ограничивается передачей знаний и опыта, главное -это:
а) эмоциональная поддержка и обеспечение обратной связи;
б) периодические беседы и обмен мнениями (предоставление информации, книги), консультации по профессиональным вопросам;
в) помощь действием в решении сложных вопросов, разбор конкретных ситуаций;
г) рассказ о «секретах» (передача опыта) по следам неудачных действий или неверного поведения, знакомство с отработанной системой действий, которая на практике доказала свою эффективность;
- в роли ментора. Предполагает профессиональную и психологическую поддержку, которая включает в себя следующее:
а) использование своих связей и авторитета для того, чтобы непосредственно повлиять на продвижение;
б) информирование о принятых нормах и правилах поведения;
в) обсуждение преимуществ, недостатков и сложностей ожидаемых путей развития карьеры;
г) обсуждение производственных проблем, взаимоотношений с коллегами, подчиненными, руководителями;
д) информирование о возможных формах повышения квалификации;
е) помощь в установлении контактов с сотрудниками различных подразделений, организаций;
ж) широкую «рекламу» результатов работы молодых работников.
Таким образом, менторство позволяет быстрее осуществлять карьерный рост. Важными характеристиками ментора являются альтруизм и позитивный настрой (разница в возрасте часто составляет 10-15 лет).
Менторские отношения проходят 4 фазы:
1) инициация (6 месяцев - год) - отношения только начинаются и важны для обоих руководителей, ментор начинает тренировать и продвигать своего подопечного;
2) культивация (2-5 лет) - максимальное воздействие на карьеру (социализация) - оба получают выгоду, эмоциональная связь и интимность возрастают, частота взаимодействия увеличивается;
3) сепарация (6 месяцев - 2 года) - изменение ролей при взаимодействии, молодой менеджер стремится к автономности;
4) переориентация - отношения либо заканчиваются, либо изменяют свой характер и становятся дружескими.
Менторство может иметь и отрицательные последствия, когда молодой руководитель попадает в эмоциональную или другую зависимость от своею ментора, что на определенном этапе становится тормозом в его развитии.
Стадии карьеры менеджера: переход учеба/трудовая деятельность - управленческая деятельность, вступление в должность, вхождение в новую организацию, продвижение, принятие и реализация активных карьерных решений. Стадии стабилизации карьеры и ее завершения.
Изменяющийся мир вносит свои коррективы в подходы и отношения к карьерам менеджеров. Можно выделить основные тенденции менеджмента карьеры .
1. Тщательная информационная подготовка
Конкурентные преимущества имеют те менеджеры, которые знакомы с основными закономерностями управленческого пути. Знания в этой области позволяют менеджеру в меньшей степени зависеть от внешних влияний, сознательно выбирать основные источники управленческого развития, учитывать собственные возрастные особенности, специфику управленческой команды.
Теоретические знания помогают лучше понять происходящее в жизни менеджера, скорректировать негативные тенденции карьеры, планировать продвижение. Результаты исследований карьер выпускников программ МВА в различных странах показали, что в значительной степени карьерные достижения обладателей дипломов этой программы могут быть предсказаны на основе их академической успеваемости. Информация об этих исследованиях оказывает влияние на мотивацию обучения.
Диагностика, в т.ч. и психодиагностика, способствует выявлению индивидуальных барьеров, препятствующих менеджерам в полной мере реализовать свои способности. Например, известно, что общительность, коммуникабельность влияют позитивно на карьерные успехи, а эмоциональная неустойчивость - негативно. Выработка соответствующих навыков и индивидуального стиля деятельности, компенсирующих неблагоприятные стартовые условия, обеспечивает достижение карьерных целей.
2. Понимание того, что карьера является составной частью жизни
В управленческой деятельности получают свою реализацию фундаментальные устремления человека, появляется возможность перейти от пассивности к активности, от зависимости к относительной независимости, от однообразного труда к более разнообразному, от подчиненности к доминированию.
Однако, менеджеры, ставящие знак равенства между жизнью и карьерой, быстро сходят с дистанции, им не хватает сил добраться до вершин. Пренебрежение одним из аспектов развития в общей конфигурации жизни (личное семейное развитие, развитие отдыха) влечет за собой снижение эффективности управленческой деятельности, результативности карьерного продвижения и даже разрушение личности менеджера.
3. Позитивный карьерный настрой
Менеджер, ориентированный на успешную карьеру, анализирует, принимает, учитывает ошибки и продвигается вперед. В значительной степени изменилось отношение менеджеров к кризисам, крушениям карьер, конфликтам, которые на протяжении управленческого пути возникают достаточно часто. Американцы утверждают, что существенный эффект от общих позитивных установок, основанных на научных знаниях, нейтрализуют любые самоограничивающие барьеры к успеху (физическое состояние и снижение самооценки).
4. Расширение представлений о разнообразии карьер, глобализация карьеры
Карьеры могут быть профессиональными, управленческими и профессионально-управленческими. Сегодня карьера - это не только продвижение по должностным ступеням, сопровождаемое достижением целей организации на каждой из них, но и расширение влияния. Дело не в названии должности и не в количестве починенных, а в объеме управленческих возможностей и степеней свободы.
Одна из тенденций развития современных организаций связана с переходом от их иерархического построения к сетевому. Вертикальная иерархия уступает место горизонтальным, разнонаправленным связям.
Данная тенденция подчеркивает ее многоплановость, возможность не
только иерархического должностного продвижения менеджеров, но и иных форм расширения влияния.
Другой аспект эволюции современных организаций - переход к глобальным компаниям, породивший явление глобальных менеджеров, которые не ограничены национальными рамками и учитывают особенности рганизационной культуры страны расположения той части глобальной компании, где в данный момент разворачивается их карьера.
Масштабы управления карьерой расширяются, но при этом предъявляются более жесткие требования к управленческой подготовке и планированию управленческого пути.
5. Ориентация на карьерную гибкость
В современных условиях менеджер должен учитывать возможность резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени затрагивающих управленческие карьеры и требующих оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации. Если учесть, что, по оценкам Международной организации труда при ООН, в 2002 году в результате замедления темпов экономического развития в мире сокращено до 24 млн. рабочих мест, большое значение приобретает карьерная гибкость.
6. Осознание необходимости борьбы с деформацией и регрессом
Управленческий регресс - постепенные, непрерывные и необратимые личностные изменения, связанные либо с возрастом, либо с особенностями деятельности менеджера и его окружением. Например, один из широко известных симптомов управленческой деформации: значительная часть деятельности строится на стереотипных действиях, закрепляются ложные установки о том, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечат в будущее скорость, точность и успешность. В этом случае нарушаются процессы накапливания знаний о подчиненных, приобщения к опыту других, сохранения информации, регулирования собственного поведения и деятельности во временной перспективе, прогнозирования развития.
Масштабы управления карьерой расширяются, но при этом предъявляются более жесткие требования к управленческой подготовке и планированию управленческого пути.
7. Подход к управленческой карьере с рыночных позиций
В соответствии с принципами маркетинга менеджер, строящий свою карьеру, должен:
- выделить интересующую его должность (вид деятельности) в организации;
- исследовать организационную структуру компании, характер деятельности, реальные и потенциальные вакансии;
- определить требования, предъявляемые к кандидатам на конкретную должность;
- разобраться в сущности кадровой политики компании и практике назначений и перемещений персонала;
- продемонстрировать свой потенциал работодателю при приеме на работе или вышестоящим руководителям, активно участвуя в инновационных и учебных программах, качественно и в срок, выполняя порученные задания.
Ключевым моментом стратегического менеджмента является выбор типа будущей карьеры. Выделяются 3 основных типа карьеры - структурный, эволюционный, преобразующий.
Структурный тип продвижения карьеры предполагает предпочтение наиболее простых способов решения карьерных задач, смену сферы деятельности и типа организации. Перемещения осуществляются в рамках одного и того же класса управления. Здесь преимущественная ориентация на личные интересы.
Эволюционный - должностное продвижение (рост влияния), осуществляемое вместе с ростом организации. Для руководителя этого типа карьеры характерна ориентация на постепенное медленное продвижение и общественно-личные интересы.
Преобразующий тип карьеры характеризуется высокой скоростью продвижения (расширения влияния), оно может быть как последовательным, так и скачкообразным. В этом случае либо карьера строится в новой отрасли, либо в ее основе лежит выдающаяся идея. Это всегда новая позиция в обществе и устремленность в будущее, на завоевание новых рубежей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.