Бюджетный дефицит и управление им
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных государственных вложений в экономику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом. Дефицит может быть связан с чрезвычайными ситуациями (война, стихийное бедствие). Бюджетный дефицит — с экономическим кризисом, когда наблюдается развал экономики и требуются меры как для экономики, так и для политической стабилизации общества.

Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его доходной части правительством намечены следующие мероприятия:

ü совершенствование налоговой системы;

ü соблюдение законодательства по перечислению налогов в бюджет, т. к. в ПМР дополнительно вводятся налоги и сборы или ставки налогов, которые не соответствуют законодательству ПМР;

ü совершенствование деятельности ГНС;

ü введение механизма секвестра расходов.

Секвестр — пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.

Защищенные статьи бюджета:

ü заработная плата;

ü пенсии;

ü пособия;

ü стипендии;

ü инвестиции в АПК.

 

5. Сущность государственных финансов

 

Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических, политических и социальных функций.

Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

ü бюджеты разных уровней;

ü внебюджетные фонды;

ü государственный кредит;

ü финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

ü финансируют строго целевые мероприятия;

ü носят автономный характер;

ü не нуждаются в законодательном оформлении;

ü их использование не обсуждается парламентом;

ü обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов — это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения.

 

Государственные доходы

 

Государственные доходы — часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства. Аккумулируемые государством финансы, называются централизованными.

Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны.

Объектами этих отношений являются:

На государственных предприятиях — выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.

При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.

При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние.

Внутренние источники — НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.

Внешние источники — заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.

Государственные доходы формируются тремя методами.

Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:

ü налоги;

ü займы;

ü эмиссия.

Система государственных доходов решает три задачи:

ü фискальную;

ü экономическую;

ü социальную.

Налоги — обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.

Механизм взыскания налогов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов.

Во-первых, налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т. е. выполняют фискальную роль.

Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т. е. выполняют экономическую роль.

В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т. е. выполняют социальную роль.

Займы — находят применение в различных звеньях государственных финансов.

Эмиссия — может быть в форме денег или выпускаемых ценных бумаг — бумажно-денежная и кредитная эмиссия.

 

Государственные расходы

 

Государственные расходы — часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они связаны с выполнением внешних и внутренних функций государства, т. е. это социальные, экономические, управленческие, оборонные, международные функции. Государственные функции выполняются как органами управления, так и через предприятия, организации и учреждения.

Государственные расходы состоят из двух частей:

ü прямые расходы государства через бюджет и внебюджетные фонды;

ü расходы предприятий, организаций, учреждений.

В условиях административной хозяйственной системы государство является собственником средств производства и основным инвестором, выполняющим организационно-хозяйственную функцию, диктует свои условия предприятиям. При переходе к рынку государство координирует экономику с помощью методов финансового регулирования, меняется структура государственных расходов, повышается роль децентрализованных расходов.

Государственные расходы в условиях рыночной экономики включают:

ü затраты на инвестиции действующих и вновь создаваемых предприятий;

ü социальная защита;

ü децентрализованные государственные расходы, которые осуществляются непосредственно государственными предприятиями — они связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, а также социальными запросами работников этих предприятий;

ü затраты на содержание управленческих структур;

ü затраты на военные расходы.

Совокупность всех видов расходов взаимосвязаны между собой и составляют систему государственных расходов.

Выделяют следующие принципы осуществления системы государственных расходов:

целевое расходование средств, строго по финансовому плану.

В коммерческой сфере — это расходы на капитальные вложения и финансирование оборотных средств.

 А в некоммерческой сфере — затраты на заработную плату, текущее содержание предприятия и на капитальные вложения;

безвозвратность расходования, т. е. эти расходы не нуждаются в обязательном возмещении, но учитывается результативность инвестиций;

соблюдение режима экономии. Это система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата, т. е. необязательно должно быть сокращение затрат, но обязательно затраты должны быть результативными.

Финансирование государственных расходов может осуществляться в трех формах:

ü самофинансирование, когда собственными финансовыми ресурсами предприятия покрываются его расходы;

ü бюджетное финансирование.

ü Применяется для обеспечения затрат общегосударственного значения.

ü кредитное обеспечение.

Используется государственными предприятиями, когда они получают банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат. А также применяется государственными структурами различных уровней управления. Они заимствуют денежные средства в форме государственного кредита.

Все эти формы государственных расходов должны иметь рациональное соотношение.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Сущность и роль государственного бюджета.

2. Содержание доходов бюджета.

3. Расходы бюджета.

4. Бюджетный дефицит и управление им.

5. Сущность государственных финансов.

6. Государственные доходы.

7. Государственные расходы.

 

 

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.