Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных государственных вложений в экономику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом. Дефицит может быть связан с чрезвычайными ситуациями (война, стихийное бедствие). Бюджетный дефицит — с экономическим кризисом, когда наблюдается развал экономики и требуются меры как для экономики, так и для политической стабилизации общества.
Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его доходной части правительством намечены следующие мероприятия:
ü совершенствование налоговой системы;
ü соблюдение законодательства по перечислению налогов в бюджет, т. к. в ПМР дополнительно вводятся налоги и сборы или ставки налогов, которые не соответствуют законодательству ПМР;
ü совершенствование деятельности ГНС;
ü введение механизма секвестра расходов.
Секвестр — пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.
Защищенные статьи бюджета:
ü заработная плата;
ü пенсии;
ü пособия;
ü стипендии;
ü инвестиции в АПК.
5. Сущность государственных финансов
Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических, политических и социальных функций.
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.
В состав государственного финансирования входят следующие звенья:
ü бюджеты разных уровней;
ü внебюджетные фонды;
ü государственный кредит;
ü финансы государственных предприятий.
Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи.
Внебюджетные фонды имеют свои особенности:
ü финансируют строго целевые мероприятия;
ü носят автономный характер;
ü не нуждаются в законодательном оформлении;
ü их использование не обсуждается парламентом;
ü обособлены от бюджета.
Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов — это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.
Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.
Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения.
Государственные доходы
Государственные доходы — часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства. Аккумулируемые государством финансы, называются централизованными.
Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны.
Объектами этих отношений являются:
На государственных предприятиях — выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.
При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.
При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.
Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние.
Внутренние источники — НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.
Внешние источники — заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.
Государственные доходы формируются тремя методами.
Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:
ü налоги;
ü займы;
ü эмиссия.
Система государственных доходов решает три задачи:
ü фискальную;
ü экономическую;
ü социальную.
Налоги — обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.
Механизм взыскания налогов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов.
Во-первых, налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т. е. выполняют фискальную роль.
Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т. е. выполняют экономическую роль.
В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т. е. выполняют социальную роль.
Займы — находят применение в различных звеньях государственных финансов.
Эмиссия — может быть в форме денег или выпускаемых ценных бумаг — бумажно-денежная и кредитная эмиссия.
Государственные расходы
Государственные расходы — часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они связаны с выполнением внешних и внутренних функций государства, т. е. это социальные, экономические, управленческие, оборонные, международные функции. Государственные функции выполняются как органами управления, так и через предприятия, организации и учреждения.
Государственные расходы состоят из двух частей:
ü прямые расходы государства через бюджет и внебюджетные фонды;
ü расходы предприятий, организаций, учреждений.
В условиях административной хозяйственной системы государство является собственником средств производства и основным инвестором, выполняющим организационно-хозяйственную функцию, диктует свои условия предприятиям. При переходе к рынку государство координирует экономику с помощью методов финансового регулирования, меняется структура государственных расходов, повышается роль децентрализованных расходов.
Государственные расходы в условиях рыночной экономики включают:
ü затраты на инвестиции действующих и вновь создаваемых предприятий;
ü социальная защита;
ü децентрализованные государственные расходы, которые осуществляются непосредственно государственными предприятиями — они связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, а также социальными запросами работников этих предприятий;
ü затраты на содержание управленческих структур;
ü затраты на военные расходы.
Совокупность всех видов расходов взаимосвязаны между собой и составляют систему государственных расходов.
Выделяют следующие принципы осуществления системы государственных расходов:
целевое расходование средств, строго по финансовому плану.
В коммерческой сфере — это расходы на капитальные вложения и финансирование оборотных средств.
А в некоммерческой сфере — затраты на заработную плату, текущее содержание предприятия и на капитальные вложения;
безвозвратность расходования, т. е. эти расходы не нуждаются в обязательном возмещении, но учитывается результативность инвестиций;
соблюдение режима экономии. Это система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата, т. е. необязательно должно быть сокращение затрат, но обязательно затраты должны быть результативными.
Финансирование государственных расходов может осуществляться в трех формах:
ü самофинансирование, когда собственными финансовыми ресурсами предприятия покрываются его расходы;
ü бюджетное финансирование.
ü Применяется для обеспечения затрат общегосударственного значения.
ü кредитное обеспечение.
Используется государственными предприятиями, когда они получают банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат. А также применяется государственными структурами различных уровней управления. Они заимствуют денежные средства в форме государственного кредита.
Все эти формы государственных расходов должны иметь рациональное соотношение.
Вопросы самоконтроля:
1. Сущность и роль государственного бюджета.
2. Содержание доходов бюджета.
3. Расходы бюджета.
4. Бюджетный дефицит и управление им.
5. Сущность государственных финансов.
6. Государственные доходы.
7. Государственные расходы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.