1. Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 29 – 60.
2. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4-х т. – М.: Наука, 1983. – Т.1. – 608 с.
3. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 408 с.
4. Бэкон Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч.: в 2-х т. – М.: Наука, 1972. – Т.2. – 502 с.
5. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. – М.: Знание, 1994. – 217 с.
6. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М.: Наука, 1993. – 304 с.
7. Белл Д. Социальные границы информационного общества / Д. Белл // Новая технологическая волна на Западе. – М.: Генезис, 1986. – 254 с.
8. Васильева Т. В. Афинская школа философии. – М.: Наука, 1985. – 161 с.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Наука, 1987. – 314 с.
10. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский // Мир философии: в 2-х ч. – М.: Знание, 1991. – 286 с.
11. Винниченко В. Відродження нації / В. Винниченко. – К.: Либідь, 1990. – 342 с.
12. Витгенштейн Л. Философские работы в 2-х ч. / Л. Витгенштейн. – М.: Знание, 1994. Ч.1: Логико-философский трактат. – 305 с.
13. Вступ до філософії: Історико-філософська пропедевтика: підручник. – К.: Вища школа, 1999. – 624 с.
14. Гоббс Т. Левиафан / Т. Гоббс // Избр. произв.: в 2-х т. – М.: Знание, 1964. – Т.2. – 456 с.
15. Гейзинга Й. Homo Ludens / Й. Гейзинг. – К.: Наука, 1994. – 302 с.
16. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Гегель // Соч.: в 4-х т. – М.: Знание, 1969. – Т. 4. – 408 с.
17. Гриненко Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 25–62.
18. Грушевський М. С. Хто такі українці і чого вони хочуть / М. С. Грушевський. – К.: Вища школа, 1991. – 289 с.
19. Декарт Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Избр. Произв: в 2-х т. – М., 1989. – Т.1. – 375 с.
20. История мировой философии: учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – С. 11–58.
21. История философии: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 13–35.
22. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 10–77.
23. Історія філософії в її зв’язку з освітою: підручник / за ред. Г. І. Волинки. – К.: Каравела, 2006. – С. 60–106.
24. Історія філософії: підручник / В. І. Ярошовець, І. В. Бичко, В. А. Бугров та ін. – К.: ПАРАПАН, 2002. – 774 с.
25. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6 т. – М.:Наука,1966. – Т.3. – 415 с.
26. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М.: Знание, 1990. – 405 с.
27. Конт О. Курс положительной философии / О. Конт / Мир философии: в 2-х ч. – М.: Наука, 1991. – Ч.1. – 502 с.
28. Ленин В.И. Карл Маркс / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1988. – Т. 26. – 302 с.
29. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1989. – Т. 23. – 416 с.
30. Ленин В.И. Фридрих Энгельс // Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1988. – Т. 2. – 315 с.
31. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. – М.: Знание, 1990. – 608 с.
32. Маркс К. Избранные сочинения: в 3-х т. / К. Маркс, Ф. Энгельс – М.: Политиздат, 1979.
33. Монтескье Ш. О духе законов / Ш. Монтескье. – М.: Наука, 1990. – 269 с.
34. Ніцше Ф. Так казав Заратустра / Ф. Ніцше. – К.: Генеза, 1993. – 568 с.
35. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. – М.: Наука, 2001. – 4 т.
36. Ортега де Гассет. Что такое философия / Ортега де Гассет. – М.: Знание, 1991. – 276 с.
37. Парсонс Г. Человек в современном мире / Г. Парсонс. – М.: Наука, 1985. – 325 с.
38. Пролеев С.В. История античной философии. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. – 512 c.
39. Поппер К. Открытое общество и его враги: соч.: в 2-х т. / К. Поппер. – М.: Знание, 1992. – 356 с.
40. Сизов В.С. История философии: учеб. пособие / В. С. Сизов. – М.: Экономисть, 2004. – С. 51–71.
41. Сковорода Г. С. Сад божественных песен / Г. С. Сковорода. – К.: Наука, 1973. – 304 с.
42. Філософський енциклопедичний словник. – К.: Наука, 2002. – 689 с.
43. Філософія: навчальний посібник. – К.: Атіка, 2003. – 464 с.
44. Філософія: підручник / за ред. О. П. Сидоренка. – К.: Знання, 2008. – С. 49–58.
45. Філософія: посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2003. – 576 с.
46. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 34–56.
47. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Наука, 1993. – 345 с.
48. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М.: Знание,1991. – 211 с.
49. Чанышев А. Н. Философия древнего мира: учебное пособие для вузов / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 2003. – 512 с.
50. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М.: Знание, 1991. – 205 с.
51. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект-пресс. – 1996. – С. 202–228.
52. Юркевич П. З науки про людський дух / П. Юркевич // Вибране. – К.: Наукова думка, 1993. – 245 с.
53. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Знание, 1991. – 512 с.
ГЛОССАРИЙ
Антиномия – в философии И. Канта – неразрешимое противоречие разума.
Антропология философская – в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть главная общественная ценность.
Артефакт – это предмет или явление, которое возникли в результате целенаправленной деятельности человека.
Базис и надстройка – в марксизме – совокупность производственных отношений, которая составляет экономическую структуру общества (базис), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.
Будущее – часть линии времени, множество событий, которые еще не произошли, но произойдут.
Бытие – существование чего-либо вообще, т. е. – это все существующее в мире: все виды материи со всеми видами идей, с ними связанными.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений, научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов.
Глобализация – процесс формирования универсальной, всемирной культуры, которая распространяется вне национальных и региональных границ.
Глобальные проблемы – проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу существованию человечества.
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин. В даосизме Дао – приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.
Деизм – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.
Диалектика – учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания.
Дхарма – индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами.
Идеализм – учение, которое первичным считает сознание, а вторичным – материю.
Идея – это обобщенное знание, объясняющее сущность того или иного процесса или явления (идея развития мира, идея существования сверхъестественных сил и т.п.)
Индивид – это единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности и т. д.
Индивидуализм – моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя».
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как личности.
Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Интеллигибельный мир – в философии И. Канта – явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией
Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.
Истина – это образ, адекватный отражаемому объекту.
Категорический императив – в философии И. Канта – внутренний морально-повелительный закон.
Категория – наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как Космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму Космоса.
Культура – это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.
Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Материализм – учение, которое утверждает, что первичным является материя, а вторичным – сознание.
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.
Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Мировоззрение – это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.
Модернизм – направление в культуре и философии XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Мышление – это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Натурфилософия – исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений, различных философских текстов или социальных мифов.
Неотомизм – официальная философия католицизма с 1879 г., современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи – как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Нирвана – понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.
В буддизме нирвана – это: 1) свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни); 2) освобождение от страдания, от круга рождений (сансары); 3) состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое; 4) высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.
Номинализм – направление средневековой философии, представители которого считали, что существуют только отдельные вещи. Универсалии (общие понятия) при этом понимались лишь как словесные наименования единичных вещей.
Нормы – это предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В рамках культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.
Ноумен – в философии И. Канта – вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.
Общественное бытие – реальный процесс жизнедеятельности людей, есть общественный способ производства людьми средств жизни, основанием которых являются производственные отношения, т. е. отношения между людьми в процессе производства (отношения: собственности; распределения; обмена; потребления).
Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.
Общественно-экономическая формация – в марксизме – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
Онтология – философское учение о бытии.
Пантеизм – отождествление божественного начала и природы.
Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Прогноз – предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму.
Реализм – направление средневековой философии, представители которого учили, что общие понятия (универсалии) первичны и существуют независимо от отдельных вещей.
Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.
Сенсуализм – это учение, которое главную роль в познании отводит чувствам.
Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.
Сократический метод – метод, применявшийся Сократом. Его задача состоит в обнаружении истины путем беседы, спора, полемики. Сократический метод явился источником идеалистической диалектики.
Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей и рассмотрение их в качестве существенных, определяющих.
Сродный труд – в философии Г. Сковороды – труд, к которому человек склонен от природы и занятие которым способно привести его к счастью.
Субстанция – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.
Теория – это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта.
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Томизм – философское учение средневекового философа Фомы (лат. Томы) Аквинского.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Универсалии – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.
Философия – это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.
Ценности – это убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным положением вещей, а с желаемым и должным. Большинство ценностей релятивны и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важнейшую роль в поддержании культурного единства.
Цивилизация – ступень развития культуры, противоположная варварству. Иногда понятие цивилизации употребляется как синонимичное понятию культуры и понимается как относительно самодостаточное социально-историческое образование. До начала XIX в. цивилизация понималась как процесс культурного развития, в то время как с первой половины XIX в. данное понятие стало обозначать определенное состояние общества. О. Шпенглер и Н. Данилевский истолковывали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного угасания.
Человек – это наиболее общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapi е ns), проявляющее ту или иную степень разумности.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму.
Навчальне видання
Алексейчук Ігор Сидорович
Андрєєва Тетяна Олександрівна
Андрієнко Олена Володимирівна
Білецький Віталій Володимирович
Ємельянова Наталія Миколаївна
Коновалов Андрій Григорович
Колінько Марина Вадимівна
Корнєєва Валентина Олексіївна
Попов Володимир Юрійович
Філософія: навчально-методичний посібник для студентів нефілософських спеціальностей денної та заочної форми навчання.
Редактор О.М. Сорокова
План вид., поз. № 12
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.