Культура и цивилизация: генезис и развитие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Культура и цивилизация: терминологический аспект.

2. Ключевые компоненты, категории и функции культуры.

3. Феномен цивилизационного процесса.

 

Ключевые термины: культура, цивилизация, артефакт, норма, ценность.

                   

Понятие «культура» имеет многовековую историю. Это понятие имеет два дополняющих друг друга толкования. Первое происходит от общепринятого латинского слова cultura – уход, обработка, возделывание воспитание, развитие. Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» – почитание, на Древнем Востоке «ур» – свет, огонь; а вместе – почитание света.

Впервые понятие культура употребил древнеримский оратор Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Под культурой он понимал благотворное воздействие, которое оказывают занятия философией на ум человека.

В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным считался универсально развитый, деятельный человек.

В эпоху Просвещения (ХVШ в.) культуру понимали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и ремесел.

Начиная с эпохи Возрождения, понятие «культура» входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом, культура осмысливается как нечто противоположное «натуре», природе. Гердеру, рассматривавшему культуру как развитие способностей ума человека, принадлежит определение культуры как второй природы.   

Культура – это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования – духовной культурой. Они проникают и в сферу производства и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «материальная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т. е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность.

Человек, как субъект и как результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура – это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется в различных слоях общества, доходя в этих трансформациях до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, представляющую собой реальность, в которой господствующие в обществе принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокультура нищеты.

Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с ХVШ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Цивилизация – это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни.

В истории человечества складывались различные типы цивилизаций. Известный английский исследователь философии истории А. Тойнби утверждает, что в настоящее время существуют пять цивилизаций: Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская и Дальневосточная. О. Шпенглер цивилизацию определяет как заключительную стадию развития любой культуры: она является свидетельством ее упадка и деградации вследствие урбанизации самого мира и машинизации человека. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации: 1) отождествление цивилизации и культуры, когда эти понятия считаются синонимами; 2) цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества; 3) цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; 4) цивилизации рассматриваются как качественно различные этнические (связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты.

 Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле культуры. Цивилизации в истории могли в разной степени приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры – использованием техники. В науке известно деление ранней истории человечества на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве.

Понятия культуры и цивилизации, как отмечено выше, часто употребляют как синонимы, но иногда их противопоставляют, заявляя о враждебности цивилизации культуре. Впервые об этом заговорил в XVIII в. Руссо, который критиковал цивилизацию за то, что человек живет в ней не естественными, а навязанными ему ценностями, подчиняясь внешним, а не внутренним, факторам бытия. В XIX в. сходную мысль высказывал Ницше: прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек. Мыслители ХХ – начала ХХI вв. уже не сомневаются в том, что, сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, но сделал главной проблемой культуры бездуховность.

Созданными техническими средствами человечество способно уничтожить себя, поэтому сохранение культуры есть сохранение человечества. А, следовательно, у человека нет альтернативы: будущее человечества – это развитие культуры. Культура проявляется через развитие человека как сознательного, творческого и самодеятельного существа. Прогресс культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура, прежде всего, цивилизует общество и человека.

Каждый народ творит свою собственную самобытную культуру, с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую – в форме творчества.

 

В культуре выделяются четыре базовых элемента, которые передаются из поколения в поколение. Это ценности, нормы, институты и артефакты.

Ценности – это убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества.

Нормы – это предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки.

Институты – это общественные структуры (государство, армия, брак и семья и др.), посредством которых передаются культурные ценности и нормы.   

Артефакты – это предметы или явления, которые возникли в результате целенаправленной деятельности человека.

Категории культуры – это наиболее общие понятия, которые служат для компрессии опыта, нахождения предметных отношений, расчленения и синтеза культурной действительности. К основным категориям культуры относятся:

Миф – в научной литературе употребляется в нескольких значениях: 1) миф как символическое представление людей о мире; 2) миф как результат наивной веры, коллективного художественно-образного мышления на чувственно-эмоциональном уровне; 3) повествования о богах и «культурных героях». Если обобщить все эти значения, то можно сказать, что миф – это специфическое символическое повествование, являющееся результатом коллективного мышления и чаще всего представляющее собой описание деяний богов, или других сверхчеловеческих существ, которые оказались в необычных и сверхъестественных обстоятельствах.

Ритуал – совокупность предписаний и правил, которые определяют порядок действий в социальной жизни, или при исполнении культовых обрядов. Ритуал тесно связан с мифом, поскольку миф является обоснованием ритуала, а ритуал его практической актуализацией. Миф для древнего человека представлял собой единственную возможную реальность. Именно в мифе содержалось первичное обоснование социальных отношений, норм поведения, общественных ценностей. В ритуале же миф обретал свое наиболее полное проявление.

Знак – материальный объект, который воспринимается чувственно и используется для обозначения представлений о другом объекте, который является значением данного знака. В некоторой степени знак заменяет тот объект, который он обозначает. Совокупность знаков, подчиненная определенным правилам, называется знаковой системой, примером которой является естественный язык, система знаков дорожного движения и т. д. Знаки и знаковые системы играют важнейшую роль в любой культуре, т. к. способен кодировать, сохранять и транслировать информацию, в результате чего возможна передача культурного опыта и знаний. Внедрение знаков в социокультурную практику человека связано с развитием способности человеческого разума к абстрагированию, оперированию понятиями о предметах вместо самих предметов.  

Символ – образ, воплощающий идею, которой определенная группа людей придает особый смысл. Символ представляет ту информацию, которую фиксируют ощущения в человеческом сознании. Поскольку символ характеризуется условностью, то он в значительной степени является тайным и скрытым для непосвященных. Символ способен передавать духовное содержание культуры через определенные материальные предметы, а также образы или действия. В отличие от знака символ более многозначен и связан с диалогической формой познания, поскольку его истинное содержание раскрывается только в процессе коммуникации. В том случае, если символ не задействован в культурном и социальном диалоге, он утрачивает свое аутентичное значение и вырождается в пустую форму.

Архетип – прообраз, первичная структурная форма или образец. Архетип предполагает сквозную символическую структуру, пронизывающую плоскость культуры, которая при изменениях конкретно-исторического наполнения сохраняет специфическую тематизацию. Например, представления и благе и прекрасном присуще каждой культуре на каждом этапе ее развития, но в каждом отдельном случае эти представления имеют свои отличительные особенности.  

Цивилизация – ступень развития культуры, противоположная варварству. Иногда понятие цивилизации употребляется как синонимичное понятию культуры и понимается как относительно самодостаточное социально-историческое образование. До начала XIX в. цивилизация понималась как процесс культурного развития, в то время как с первой половины XIX в. данное понятие стало обозначать определенное состояние общества. О. Шпенглер и Н. Данилевский истолковывали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного угасания.

Ценности – убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным положением вещей, а с желаемым и должным. Большинство ценностей релятивны и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важнейшую роль в поддержании культурного единства.

Нормы – предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В рамках культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.

Обычаи – традиционные формы культового и социального поведения, закрепленные коллективной привычкой. Обычаи поддерживают стабильность общества и культуры. Для современного общества в связи с постоянно ускоряющимся развитием характерно снижение роли обычаев, которые просто не успевают закрепляться в постоянно изменяющейся социокультурной реальности, что имеет серьезные негативные последствия (дестабилизация социальных процессов, духовная дезориентация и др). 

Законы – в узком понимании – нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти. В широком понимании – это категории, позволяющие фиксировать повторяемость, устойчивость и регулярность различных сторон природного и культурного бытия.

Развитие – закономерная смена материи и сознания, а также их универсальное свойство. Развитие бывает интенсивным (сопровождается возникновением качественно новых форм), а также экстенсивным (предполагает проявление и увеличения уже имеющегося).

Прогресс – поступательное движение, направленное на развитие человеческой культуры до лучшего, более совершенного состояния. Возникновение представлений о прогрессе стало возможно только благодаря концепции линейного времени, характерного, в частности, для христианского мировоззрения. Для традиционных культур, напротив, характерной является циклическая модель времени. Именно прошлое в традиционных культурах представляло собой абсолютный авторитет и образец для повторения (например, концепция «золотого века» в древнегреческой культуребсолютный авторитет и образец для повторения (). представляло собойя концепции линейного времени, характерного для христианско).

Регресс – движение назад, в бесконечное. Регресс часто предполагает движение от следствия к причине, от обусловленного к условию. В отношении социального и культурного развития регресс означает движение, противоположное прогрессу, т. е. – утрата социокультурных достижений, возврат к более раннему и более примитивному состоянию, деградация.  

Маргинализация  – процесс развития «пограничных» культурных явлений, которые находятся на «краю» культурной системы. В науке распространено мнение, впервые высказанное М. Вебером, о том, что толчком к различным культурным трансформациям служит именно процесс маргинализации.

Контркультура – культура, которая находится в оппозиции к традиционной.

Культурное наследование – процесс передачи культурных ценностей и информации во времени.

Культуртрегерство – распространение культуры, за которым стоят корыстные и захватнические интересы.

Культурная ассимиляция – слияние одной культуры с другой, которое сопровождается утратой собственной национальной или культурной специфики.

Локальные культуры – культуры, которые свойственны данной местности или региону.

Глобальная культура – универсальная, всемирная культура, которая распространяется вне национальных и региональных границ. Понятие глобальной культуры в современном мире тесно связано с развитием информационных технологий, превращающих мир в так называемую «глобальную деревню». Благодаря широким возможностям быстрой передачи информации (как это происходит, например, в сети Интернет), культурные различия и специфические культурные ценности постепенно стираются, уступая место универсальным ценностям и нормам. В то же время, абсолютное господство глобальной культуры в будущем с точностью предсказать нельзя, поскольку история знает целый ряд попыток установления глобальной культуры (Римская Империя, СССР и др.), ни одна из которых не выдержала проверку временем.

Массоваякультура – понятие, которое отражает состояние культуры середины ХХ в. и связано с развитием средств массовой коммуникации. Представления о массовой культуре стали развиваться в Европе приблизительно с середины XIX в. Для массовой культуры характерна массовая потребность в сходных материальных и духовных благах и соответствующее массовое потребление. Именно поэтому в отношении современного общества часто употребляется термин «культура потребления». Данный термин несет несколько негативный оттенок, так как современный процесс потребления отличается высокой степенью механизированности, что ведет к дегуманизации, духовной дезориентации и девальвации многих культурных ценностей, то есть – к внутреннему опустошению культуры.

В целом, численность категорий культуры постоянно растет, что связано с активным развитием культурологии как науки.

Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной.

Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно, и одухотворению общества.

Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает знание о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, самоосознания любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур.

Аксиологическая функция выражается в том, что культура определяет систему ценностных ориентиров в жизни человека и общества.

Семиотическая функция (семиотика – учение о знаках и знаковых системах) – культура закрепляет через систему принятых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравственных ценностей. Нормативная функция находит свое отражение в том, что внутри культуры формируется регламент общения между людьми, нормы и характеристики их поведения.  

 

Столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Идея развития общества, как правило, рассматривается в связи с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако, если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала не вызывает сомнений, то с культурой дело обстоит не так однозначно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, настоящие ценности культуры определяются временем.

Попытки выявить закономерности культурного процесса приводят к необходимости ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношений к другим культурам.

Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), на основе выделения объективно присущих культуре тех или иных закономерностей, в науке сложились следующие основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, теория культурных циклов.

Сторонники эволюционной теории считают, что культуры эволюционируют, наслаиваются одна на другую и могут существовать лишь слой за слоем. Эволюция в культуре и природе имеет общие закономерности, но культура владеет собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, человек получает положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культур. Разные культуры равноценны и равноправны, и могут быть понятны, только как части такого единства.

Диффузионизм как культурологическое течение полагает, что культуры не эволюционируют, а разливаются, взаимопроникают, образуя культурные круги или культурные автономии. Этнокультурная карта мира не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают элементы, которые делают культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилые здания, керамика, одежда.

Теория культурных циклов (культурно-исторической типологии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена разными типами культур, которые сменяют друг друга. Каждый тип имеет определенную устойчивость, проходит свой путь и гибнет. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независимость, культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры.

Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой.

 

 



Тема 17

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.