ВВЕДЕНИЕ
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров. Без цельной картины мира трудно представить современного специалиста. В становлении и формировании мировоззренческой культуры молодого поколения философские дисциплины играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.
В результате изучения курса философии студенты должны знать: предмет и специфику философского знания, место и роль философии в культуре, особенности становления философии, ее структур; исторические этапы развития, направления и школы; основные проблемы, задачи и перспективы онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории и культуры; базовый философский понятийно-категориальный аппарат. Студенты должны уметь: прослеживать закономерности генезиса философского знания в контексте проблем онтологии, познания, социально-исторического бытия; научиться различать философские позиции в понимании мира; развивать и применять методологическую четкость мышления, аналитические и познавательные способности.
Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом современных требований к преподаванию философии. В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на два модуля: Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей; Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Также в пособии приведены контрольные вопросы, перечень рекомендованной литературы и глоссарий.
Авторы стремились показать специфику философского знания, анализ становления философских проблем в истории философии. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и диалектическим принципам его развития. Уделяется внимание проблемам познавательной деятельности человека, социальной философии и философской антропологии, современным концепциям культуры и цивилизации, глобальным проблемам XXI века.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей
Контрольная часть: Модуль 1
1.1 Материализм – это признание
- первичности сознания, вторичности материи;
- материальных благ;
- первичности материи и вторичности сознания.
1.2 Философское направление, которое считает, что разум является первичной основой бытия, называется
- монизм;
- материализм;
- идеализм;
- пантеизм.
1.3 Выберите правильное высказывание
- материализм – это признание того, что мир состоит из одинаковых частиц: атомов, протонов, электронов и т. п.;
- материализм – это признание материальных благ;
- материализм – это признание первичности материи и вторичности сознания;
- материализм – это признание первичности сознания, вторичности материи.
1.4 Идеализм – это
- далекие от жизни рассуждения;
- попытка забыть «о прозе» жизни, стремление обосновать значение идеалов в жизни людей;
- доказательство того, что идеи, мысли существуют реально;
- признание первичности сознания, вторичности материи.
1.5 Мир непознаваем в соответствии с учением
- сенсуализма;
- рационализма;
- агностицизма;
- дуализма;
- материализма.
1.6 Существует предание, что первым человеком, который назвал себя философом был
- Аристотель;
- Гераклит;
- Демокрит;
- Пифагор;
- Платон.
1.7 В центре внимания первых древнегреческих философов был
- Бог;
- космос;
- человек;
- наука;
- миф.
1.8 Первым философом античности уже в древности считали
- Аристотеля;
- Гераклита;
- Платона;
- Фалеса;
- Демокрита.
1.9 Величайшим энциклопедистом древности был
- Сократ;
- Протагор;
- Анаксимен;
- Аристотель;
- Платон.
1.10 Те древнегреческие философы, которые, осмысливая мир, видели его первооснову в воде, огне, воздухе, земле, назывались:
- реалистами;
- идеалистами;
- материалистами;
- дуалистами;
- номиналистами.
1.11 Учение о воде как первооснове бытия развивал
- Фалес;
- Аристотель;
- Гераклит;
- Демокрит;
- Платон;
- Сократ.
1.12. Учение об огне как первооснове бытия развивал:
- Аристотель;
- Демокрит;
- Гераклит;
- Сократ;
- Фалес.
1.13 В центре внимания философии средних веков был
- космос;
- человек;
- Бог;
- гуманизм;
- антропологизм;
- метод познания.
1.14 Направление средневековой философии, утверждающее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей, называется
- рационализм;
- реализм;
- сенсуализм;
- номинализм;
- дуализм;
- герменевтика.
1.15 Положение о двойственности истины, т. е.: у науки истина одна, а у религии другая, выдвинул
- Ибн Рушд (Аверроэс);
- Августин Блаженный;
- Ибн-Сина (Авиценна);
- Николай Кузанский.
1.16 Эпоха Возрождения воспроизводила основные философские идеи
- Древнего Китая и Индии;
- Античной Греции и Рима;
- Нового времени;
- Средневековья.
1.17 В эпоху Возрождения в центре внимания философов были вопросы
- о Боге;
- о человеке;
- о природе;
- о методе познания.
1.18 В философии Нового времени на первый план была поставлена проблема
- Бога;
- природы;
- метода;
- человека;
- теософии;
- пантеизма.
1.19 Первым философом в Киевской Руси был
- митрополит Петр Могила;
- Юрий Дрогобыч (Котермак);
- Григорий Сковорода;
- митрополит Илларион;
- Тарас Шевченко.
1.20 Философия в Украине впервые начала изучаться отдельно от теологии
- в Острожской академии;
- во Львовском университете;
- в Киево-Могилянской академии;
- в Харьковской коллегии.
1.21 Кто является родоначальником философской мысли Украины эпохи Просвещения (ХVIII в.)?
- Т. Шевченко;
- Г. Сковорода;
- М. Драгоманов;
- И. Франко;
- В. Вернадский.
1.22 Украинский мыслитель, считавший, что мир представляет собой макрокосмос или Вселенную, микрокосмос или человека и символическую реальность, идеальным отражением которой является Библия, это
- митрополит Петр Могила;
- митрополит Иларион;
- Юрий Дрогобыч;
- Станислав Ориховский;
- Григорий Сковорода;
- Леся Украинка.
1.23 Современная философская концепция, которая отвергает науку и делает упор на философском осмыслении бытия человека
- структурализм;
- психоанализ;
- неопозитивизм;
- экзистенциализм;
- неотомизм.
1.24 Философская концепция, которая является официальной философской доктриной Ватикана, возрождая учение одного из средневековых схоластов, это
- неопозитивизм;
- экзистенциализм;
- неотомизм;
- постмодернизм.
1.25 Современная философская концепция утверждающая, что все философские проблемы – это псевдопроблемы, что наука сама себе философия, называется
- экзистенциализм;
- неотомизм;
- неофрейдизм;
- неопозитивизм;
- структурализм.
1.26 Философское учение современности, которое считает, что не противоречит догмам веры, что откровения и разум находятся в полном согласии друг с другом как две половины единой истины
- постмодернизм;
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- экзистенциализм;
- феноменология.
1.27 «Учение о четырех благородных истинах» – это
- джайнизм;
- буддизм;
- локаята;
- даосизм.
1.28 Карма – это
- круг перевоплощения;
- причинно-следственный закон воздаяния;
- космический абсолют;
- душа.
1.29 Автором учения о «благородных мужах» является
- Лао-цзы;
- Конфуций;
- Сократ;
- Фалес;
- Будда.
1.30 Автором афоризма «Человек есть мера всех вещей» является
- Протагор;
- Гераклит;
- Сократ;
- Зенон.
1.31 Философия Сократа – это, прежде всего,
- космология;
- гносеология;
- филология;
- антропология.
1.32 Согласно Аристотелю, началом философии является
- сомнение;
- ирония;
- удивление;
- размышление.
1.33 Школа эллинистической философии, которая учила о неотвратимости судьбы, называется
- скептицизм;
- школа киников;
- стоицизм;
- эпикуреизм.
1.34 Основным критерием для формационного подхода к общественному развитию является
- географический критерий;
- культурный тип;
- рыночные отношения;
- уровень развития науки и техники;
- способ производства материальных благ.
1.35 Социальные группы, называемые классами, возникают на таком этапе развития общества как
- первобытное общество;
- рабовладельческое общество;
- феодальное общество;
- буржуазное общество;
- социалистическое общество.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Тема 17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Контрольная часть: Модуль 2
Личность – это человек
- добившийся значительных результатов;
- способный многое почерпнуть из общественного сознания;
- много отдающий обществу;
- с определенными чертами характера, способностями и наклонностями.
Индивидуальность – это
- духовность в человеке;
- индивид ставший личностью;
- неповторимое в человеке.
Сознание характеризуется
- вещностью;
- целеполаганием;
- протяженностью.
Миф – это
- результат искаженного восприятия окружающего мира;
- символическое повествование о сакральных сущностях;
- сказка или легенда, передаваемая из поколения в поколение;
- определенный набор художественных образов.
Символ – это
- материальный объект, обозначающий другой объект;
- образ, воплощающий идею, наделенную особым смыслом;
- художественное выражение коллективных представлений о мире;
- совокупность сведений об определенной вещи или явлении.
Артефактом называется
- предмет или явление, целенаправленно созданное человеком;
- предмет или явление, естественно возникшее в ходе истории;
- любой предмет, добытый в результате раскопок.
Контркультура – это
- культура, вышедшая за пределы национальных границ;
- культура, находящаяся в оппозиции к традиционной культуре.
Доказательная часть: Ответы на тесты Модуля 2
2.1 – объективную и социальную реальность; 2.2 – движение, пространство, время; 2.3 – механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное; 2.4 – пространство; 2.5 – Гераклита и Демокрита; 2.6 – в различных ситуациях различно, но приоритет за социальным; 2.7 – да; 2.8 – «человек» характеризует биосоциальную сторону людей, «личность» – социальную; 2.9 – познав необходимость и действуя в соответствии с ней; 2.10 – тоталитаризма; 2.11 – с определенными чертами характера, способностями и наклонностями; 2.12 – неповторимое в человеке; 2.13 – патриотизм; 2.14 – выступают решающей силой общественного развития; 2.15 – олицетворяет собой коренные прогрессивные преобразования эпохи; 2.16 – фатализм; 2.17 – цивилизация и культура возникли одновременно; 2.18 – аксиология; 2.19 – да; 2.20 – прогрессом; 2.21 – интуиция; 2.22 –целеполаганием ; 2.23 – самосознание; 2.24 – практика; 2.25 – символическое повествование о сакральных сущностях; 2.26 – образ, воплощенный в идею, наделенную особым смыслом; 2.27 – культура и человек тесно взаимосвязаны; 2.28 – обычаи; 2.29 – предмет или явление, целенаправленно созданное человеком; 2.30 – культура, находящаяся в оппозиции к традиционной культуре.
ГЛОССАРИЙ
Антиномия – в философии И. Канта – неразрешимое противоречие разума.
Антропология философская – в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть главная общественная ценность.
Артефакт – это предмет или явление, которое возникли в результате целенаправленной деятельности человека.
Базис и надстройка – в марксизме – совокупность производственных отношений, которая составляет экономическую структуру общества (базис), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.
Будущее – часть линии времени, множество событий, которые еще не произошли, но произойдут.
Бытие – существование чего-либо вообще, т. е. – это все существующее в мире: все виды материи со всеми видами идей, с ними связанными.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений, научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов.
Глобализация – процесс формирования универсальной, всемирной культуры, которая распространяется вне национальных и региональных границ.
Глобальные проблемы – проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу существованию человечества.
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин. В даосизме Дао – приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.
Деизм – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.
Диалектика – учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания.
Дхарма – индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами.
Идеализм – учение, которое первичным считает сознание, а вторичным – материю.
Идея – это обобщенное знание, объясняющее сущность того или иного процесса или явления (идея развития мира, идея существования сверхъестественных сил и т.п.)
Индивид – это единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности и т. д.
Индивидуализм – моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя».
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как личности.
Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Интеллигибельный мир – в философии И. Канта – явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией
Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.
Истина – это образ, адекватный отражаемому объекту.
Категорический императив – в философии И. Канта – внутренний морально-повелительный закон.
Категория – наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как Космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму Космоса.
Культура – это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.
Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Материализм – учение, которое утверждает, что первичным является материя, а вторичным – сознание.
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.
Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Мировоззрение – это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.
Модернизм – направление в культуре и философии XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Мышление – это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Натурфилософия – исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений, различных философских текстов или социальных мифов.
Неотомизм – официальная философия католицизма с 1879 г., современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи – как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Нирвана – понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.
В буддизме нирвана – это: 1) свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни); 2) освобождение от страдания, от круга рождений (сансары); 3) состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое; 4) высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.
Номинализм – направление средневековой философии, представители которого считали, что существуют только отдельные вещи. Универсалии (общие понятия) при этом понимались лишь как словесные наименования единичных вещей.
Нормы – это предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В рамках культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.
Ноумен – в философии И. Канта – вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.
Общественное бытие – реальный процесс жизнедеятельности людей, есть общественный способ производства людьми средств жизни, основанием которых являются производственные отношения, т. е. отношения между людьми в процессе производства (отношения: собственности; распределения; обмена; потребления).
Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.
Общественно-экономическая формация – в марксизме – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
Онтология – философское учение о бытии.
Пантеизм – отождествление божественного начала и природы.
Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Прогноз – предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму.
Реализм – направление средневековой философии, представители которого учили, что общие понятия (универсалии) первичны и существуют независимо от отдельных вещей.
Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.
Сенсуализм – это учение, которое главную роль в познании отводит чувствам.
Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.
Сократический метод – метод, применявшийся Сократом. Его задача состоит в обнаружении истины путем беседы, спора, полемики. Сократический метод явился источником идеалистической диалектики.
Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей и рассмотрение их в качестве существенных, определяющих.
Сродный труд – в философии Г. Сковороды – труд, к которому человек склонен от природы и занятие которым способно привести его к счастью.
Субстанция – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.
Теория – это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта.
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Томизм – философское учение средневекового философа Фомы (лат. Томы) Аквинского.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Универсалии – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.
Философия – это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.
Ценности – это убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным положением вещей, а с желаемым и должным. Большинство ценностей релятивны и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важнейшую роль в поддержании культурного единства.
Цивилизация – ступень развития культуры, противоположная варварству. Иногда понятие цивилизации употребляется как синонимичное понятию культуры и понимается как относительно самодостаточное социально-историческое образование. До начала XIX в. цивилизация понималась как процесс культурного развития, в то время как с первой половины XIX в. данное понятие стало обозначать определенное состояние общества. О. Шпенглер и Н. Данилевский истолковывали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного угасания.
Человек – это наиболее общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapi е ns), проявляющее ту или иную степень разумности.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму.
Навчальне видання
Алексейчук Ігор Сидорович
Андрєєва Тетяна Олександрівна
Андрієнко Олена Володимирівна
Білецький Віталій Володимирович
Ємельянова Наталія Миколаївна
Коновалов Андрій Григорович
Колінько Марина Вадимівна
Корнєєва Валентина Олексіївна
Попов Володимир Юрійович
Філософія: навчально-методичний посібник для студентів нефілософських спеціальностей денної та заочної форми навчання.
Редактор О.М. Сорокова
План вид., поз. № 12
ВВЕДЕНИЕ
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров. Без цельной картины мира трудно представить современного специалиста. В становлении и формировании мировоззренческой культуры молодого поколения философские дисциплины играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.
В результате изучения курса философии студенты должны знать: предмет и специфику философского знания, место и роль философии в культуре, особенности становления философии, ее структур; исторические этапы развития, направления и школы; основные проблемы, задачи и перспективы онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории и культуры; базовый философский понятийно-категориальный аппарат. Студенты должны уметь: прослеживать закономерности генезиса философского знания в контексте проблем онтологии, познания, социально-исторического бытия; научиться различать философские позиции в понимании мира; развивать и применять методологическую четкость мышления, аналитические и познавательные способности.
Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом современных требований к преподаванию философии. В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на два модуля: Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей; Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Также в пособии приведены контрольные вопросы, перечень рекомендованной литературы и глоссарий.
Авторы стремились показать специфику философского знания, анализ становления философских проблем в истории философии. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и диалектическим принципам его развития. Уделяется внимание проблемам познавательной деятельности человека, социальной философии и философской антропологии, современным концепциям культуры и цивилизации, глобальным проблемам XXI века.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей
Тема 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.