Принципы формирования системы источников трудового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Принцип приоритета международно-правовых источников(ст. 10 ТК, ст 15 КРФ)- международные нормы должны пройти специальное закрепление во внутри­государственном законодательстве. Однако принцип при­оритета провозглашен только в отношении международных норм, содержа­щихся в международных договорах РФ, и не распространяется на иные международные общепризнанные принципы и нормы.

2) Принцип приоритета ТК РФ и трудового законодательства в регулировании трудовых отношений(ст. 5 ТК РФ) Принцип приоритета кодифицированного акта о труде в системе нормативных источников трудового права был закреп­лен в КЗоТе 1918 г. Последующие КЗоТы 1922 и 1971 гг. названного прин­ципа текстуально не устанавливали. Возрождение этого принципа произош­ло в ТК РФ, где принцип приоритета Трудового кодекса объявляется не только в отношении нормативных актов о труде, но и нормативных актов иной отраслевой принадлежности или комплексных. В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащи­ми нормы трудового права, применяется ТК РФ. Эта проблема приобретает особую значимость в связи с экспансией гражданского законодательства в сферу регулирования трудовых отношений. Взять, к примеру, Федераль­ный закон от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ко­торый заявляет приоритет названного закона в регулировании трудовых от­ношений с руководителем юридического лица (ст. 69, п. З)[3]. С принятием ТК РФ указанная проблема, казалось бы, снимается. Между тем с внесением изменений в Закон «Об акционерных обществах» Федеральным законом 01 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ ситуация сохраняется. Так, названными измене ниями вводятся механизмы приостановления полномочий единоличного ис­полнительного органа и образования временного единоличного исполни­тельного органа. Однако в новом трудовом законодательстве эти изменения не нашли отражения (гл. 43 ТК РФ «Особенности регулирования труда руко водителя организации и членов коллегиального исполнительного органа»), тем самым остаются коллизионные проблемы соотношения ТК РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

3) Принцип федерализма в сфере трудовых отношений (ст. 6, 7 ТК РФ)- Принцип федерализма также является новеллой в Трудовом кодексе (ст. 6, 7). Конституция РФ ограничилась лишь общим положением о том, что трудовое законодательство находится в сфере совместного ведения. В последние годы наметилась тенденция расширения нормотворчества субъектов Федерации в регулировании трудовых отношений. В этой связи важно определить соотношение этих нормативных актов о труде. ТК РФ раскрыл содержание «совместного ведения» в отношении трудового законодательства, разграничив исключительную компетенцию фе­деральных органов государственной власти и компетенцию государственных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. ТК РФ установил перечень вопросов, которые регулируются только на феде­ральном уровне. Этот перечень достаточно широк и охватывает почти весь объем трудового законодательства (принципы трудового законодательства, гарантированный уровень трудовых прав, порядок заключения, изменения и прекращения трудовых отношений и др.). К сфере законотворчества субъ­ектов РФ отнесены только два вопроса: во-первых, принятие закона и иного нормативного акта по вопросам, не урегулированным федеральным законо­дательством (по сути — это восполнение пробелов в законодательстве о тру­де), либо по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям РФ («остаточный» принцип правового регулирования). Во-вторых, субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, регулирующие права и гарантии ра­ботников, но улучшающие положение работников по сравнению с федераль­ным законодательством за счет средств бюджета субъекта РФ.

4) Принцип иерархии в единстве с принципом запрета ухудшать положение работника.- Традиционный принцип иерархии в системе источников трудового права имеет «особую отраслевую окраску». Она обусловлена его применением в единстве с отраслевыми принципами запрета ухудшать положение работников и дозволения улучшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. Так, в нормативных актах субъектов Федерации допускается установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством (ст. 6 ТК РФ). Централизованный, норма­тивный уровень регулирования трудовых отношений определяет границы локального, коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования. В этой связи рассматриваемый принцип имеет особое отраслевое проявление и в определении соотношения нормативного и договорного уровня регулирования трудовых и связанных с ними отношений. «Изюминкой» трудового права является смысловое закрепление в ТК РФ приоритета частно-правовых источников (коллективных договоров, соглашений, инди­видуальных трудовых договоров) по отношению к публично-правовым ис­точникам (законам, подзаконным актам) при условии улучшения положения работников, повышения уровня гарантий их трудовых прав

Учёные

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 353.