Социальное назначение, цели, функции и задачи трудового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудовое право

Социальное назначение, цели, функции и задачи трудового права

Соц назначение

Немецкий юрист Г. Зинцгеймер оказался одним из первых, кто еще в начале ХХ в. на концептуальном уровне провозгласил главной задачей трудового права поиск и фиксацию компромисса между интересами работников и работодателей. Он настаивал на том, что главный акцент надо делать не на различии, а на общности их интересов. Но при этом должны соблюдаться гарантии работникам, в том числе максимальная продолжительность рабочего дня и минимальная заработная плата, а их положение должно постепенно улучшаться. Этот выдающийся немецкий ученый придерживался концепции, в современной терминологии, социального назначения трудового права, но не противопоставляя ему экономическое значение данной отрасли.

В советский период в начале 20-хгодов ХХ в. аксиомой считалось утверждение о том, что главным назначением трудового права является охрана труда граждан. Наиболее последовательно эту позицию сформулировал И.С. Войтинский: «Советское трудовое право дает трудящимся максимум экономически возможных правовых гарантий, которые односторонне определяются советской властью как органом пролетарской диктатуры… Иначе говоря, максимум возможных общих гарантий становится общеобязательным для нанимателя минимумом гарантий». Аналогичную точку зрения поддерживали и другие советские ученыетрудовики того периода. Несколько иную позицию занимали К.М. Варшавский и П.Д. Каминская. Первый из них, опираясь на анализ КЗоТ 1922 г., отмечал его компромиссный характер. Он утверждал, что КЗоТ «при столкновении интересов нанимателя и трудящегося старается найти некую равнодействующую, а не становится исключительно на защиту трудящихся, стремится к средней линии». П.Д. Каминская, ссылаясь на труды немецких ученых Г. Зинцгеймера и Р. Зейделя, определяла трудовое законодательство капиталистических стран как компромисс интересов труда и капитала. Такая позиция резко расходилась с уже укреплявшейся тогда официальной советской идеологией классовой борьбы в странах Запада. Но в целом П.Д. Каминская подчеркивала идею защиты лиц, работающих по найму, как основную идею советского трудового права. И.С. Войтинский первым в советской науке трудового права определил двуединое назначение отрасли и прямо заявил о «социально-хозяйственном назначении трудового права».

Только в конце 70-хгодов ХХ в. в советской науке была сформулирована целостная концепция социального назначения трудового права. Особая заслуга в этом принадлежит С.А. Иванову и Р.З. Лившицу. Отметим, что в это время отношение к работнику как «винтику» хозяйственного механизма не было изжито. Поэтому так своевременно и актуально было высказанное С.А. Ивановым положение: «В социальном назначении трудового права выражаются наиболее общие, наиболее важные, можно сказать, коренные интересы и потребности трудящихся, касающиеся области трудовых отношений». Сущность социального подхода к вопросам трудовых отношений этому автору видится «в стремлении решать эти вопросы преимущественно с позиций человека и для человека, с точки зрения интересов и потребностей личности работника». Р.З. Лившиц особо подчеркивал, что «служебная роль трудового законодательства заключается в его социальном назначении».  В настоящее время более приемлемым можно считать толкование, данное социальному назначению трудового права Р.З. Лившицем. Оно во многом аналогично тому, которое принадлежало Г. Зинцгеймеру почти век назад. Трудовое право, безусловно, отдает приоритет работнику, защите его интересов. Но интересы работодателя при этом не могут быть не учтены. Поскольку трудовое отношение двустороннее, то необходим компромисс, баланс производственных и социальных интересов. Но этот баланс не сводится к равенству сторон, баланс должен заключаться в преимущественной защите интересов работника. Данная трактовка связана с определением права как системы общественного порядка, основанной на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах

Цели и задачи

Цели и задачи ТП указаны в ст. 1 ТК РФ

Функции ТП

Социальная функция

Выражается в реализации конституционного права граждан на труд. Она отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, т. е. решает определенные социальные задачи.

 

Защитная функция

Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная функция отражается в нормах большинства институтов трудового права и касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами.

 

Воспитательная функция

Характеризует применение мер убеждения и принуждения к субъектам трудовых отношений. Она выражается в нормах о поощрениях и стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

 

Экономическая функция

Характеризует заинтересованность государства в нормальных, развитых трудовых отношениях, так как именно их развитие более всего влияет на экономические интересы государства. В трудовых отношениях создаются товары и веши, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны. Реализуется данная функция через нормы, определяющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, так как через органы надзора и контроля государство отстаивает свои интересы.

Предмет ТП

Предмет ТП определяет состав (сферу) общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

 

В предмет ТП включаются только те трудовые отношения, которые основаны на наемном труде (основанные не на самостоятельном труде).


 


Административное право

Тема 2 задачи

2) Административное право как часть публичного права, характеризуется следующими признаками:

1. Нормы административного права, как и нормы всех публичных отраслей права, направлены на обеспечение и охрану интересов государства и всего общества как предмета административного права.

2. Нормы административного права носят преимущественно императивный характер и действуют по принципу "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"

3. важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор (как в гражданском праве), а административный акт, т. е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления; в практике деятельности государственной администрации и ее органов все чаще стали заключаться административные договоры, относящиеся к области публичного права;

4. Наряду с регулирующими функциями административному праву присущи и правоохранительные (т. е. принуждающие, ад- министративно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений.

 

 

Критерии сравнения Административное право Гражданское право Муниципальное право
Предмет правового регулирования общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами общественные отношения, регулирующие имущественные ,личные неимущественные отношения связанные с имуществом(и ,с недавнего времени, не связанные с имуществом) между управомоченными и обязанными лицами. однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление.
Метод правового регулирования Императивный Преимущественно диспозитивный Сочетание императивного и диспозитивного методов
Субъекты отрасли права Государство как представитель интересов общества Лица,(физические и юридические), формально наделённые равными правами и обязанностями в отношении друг  друга Непосредственно само население муниципалитета, а также выборные органы местного самоуправления
Принципы отрасли права 1) Принцип разделения властей 2) Принцып законности 3) Принцип федерализма 4)Принцип гуманизма(общеправовой) 5) Принцип ответственности. 6) Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении 7) Принцип иерархичности системы управления 8) Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении 1) Принцип равенства участников гражданских отношений 2) Принцип свободы договора 3) Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела 4) Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав 5)Принцип неприкосновенности собственности 6) Принцип добросовестности 1)принцип народовластия; 2)принцип демократизма в формировании местной публичной власти; 3)принцип относительной самостоятельности местной публичной власти и взаимодействия ее с государственной властью; 4)принцип внутренней соподчиненности органов и должностных лиц местного самоуправления; 5) принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью; 6)принцип ответственности субъектов муниципально-правовых отношений 7)принцип повсеместности развития местного самоуправления.
Источники отрасли права КРФ; Ратифиированные нормы международного права; ФЗ(как РФ, так и РСФСР, если ещё в силе); ФКЗ; Подзаконные нормативные акты; законы субъектов КРФ.; Нормы международного права, ратифицированные законодателем; ГК РФ; Подзаконные нормативные акты Всё то же самое + Нормативно-правовые акты, принятые путём прямого волеизъявления населения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления(прим. устав муниципального образования)
Основные институты (подотрасли) Муниципальное право (по мнению некоторых учёных: Ю. Н. Старилов), Служебное право, политическое право, Образовательное право. Вещное право, обязательственное право, право на интеллектуальную собственность, наследственное право  

 


задача 4


Постановления.

Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 N 8-П "по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда"

Уставы

Устав Ярославской области от 28.09.10 с изм. от 18.02.2015

Устав Тверской области от 05.11.1996 с изм. от 16.07.2018

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации от 21. 09 .2000

Положения

Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.06.2004

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" от 01.09.2012

Инструкция

Инструкция по делопроизводству в правительстве Ярославской области

 

 

Правила

 

 

Задача 5

1) Конституция РФ;- является

2) ФЗ «Об образовании в РФ»;-является

3) распоряжение губернатора ЯО «О назначении директора

департамента транспорта ЯО»;- не является

4) регламент муниципалитета г. Ярославля;-не является

5) Указ Президента РФ «О присвоении почетных званий «Заслуженный

учитель школы РФ» работникам образования ЯО»;- не является

6) постановление Правительства РФ «Об утверждении Устава

Санкт-петербургского государственного университета»;- является

7) закон ЯО «О системе органов исполнительной власти ЯО»;-является

8) Гражданский кодекс РФ;-не является

9) Указ Президента РФ «О государственных должностях РФ»;-является

10) решение муниципалитета г. Ярославля «Об утверждении

Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур

на должность мэра города Ярославля»­- не является

11) устав Ярославского государственного университета

им. П. Г. Демидова;-не является

12) постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых

вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»;- является(но спорно)

13) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления

в РФ»;-является

14) приказ ректора ЯрГУ им. П. Г. Демидова «О зачислении

абитуриентов в состав учащихся университета»;-не является

15) Кодекс административного судопроизводства РФ.- является

 

Тема 3

Отличительные черты

Гражданско-правовые Административно-правовые нормы Использование, помимо императивного, диспозитивного метода Преимущественное использование императивного метода Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность    

Тема 2

Учёные

Янжул Иван Иванович- Его отчеты в качестве окружного фабричного инспектора были опубликованы и имели большой научный и общественный резонанс. Их можно признать первыми комплексными исследованиями практики применения первых актов российского фабричного законодательства.

М.И. Туган-Барановский - Был ярым сторонником развития фабричного законодательства. Написал множество работ по данной теме

И.К. Блунчли -(1808-1881) выступил с предложением обязать фабрикантов, при известном количестве рабочих на их предприятиях, издавать правила внутреннего распорядка с обязательным предварительным утверждением их государственными органами.(одним из первых предложил реализацию идеи акта локального уровня регулирующего трудовые отношения)

Л.С. Таль- Он делил источники трудового права на источники частного и публичного трудового права по кругу регулируемых общественных отношений. Первые регулировали общественные отношения, основанные на трудовом договоре, коллективных договорах и соглашениях, а также связанные с работодательской властью. Вторые — отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, также связанные с организациями работников и работодателей. Л.С. Таль анализировал только источники частного трудового права, к которым он относил: законы, «обыкновения», судебную практику, коллективные (тарифные) договоры, формулируемые правообразующей силой социальной автономии. Отдельно в качестве источника права он выделял административную практику, развитую в то время значительно более широко по сравнению с судебной и проводимую через решения нормативного характера фабричной инспекции и присутствий по фабричным и горнозаводским делам.

И.С. Войтинский- Является первым теоретиком советского трудового права. Он понимал источники права достаточно широко. Он относил к ним как законодательство в широком смысле, так и акты внезаконодательного характера. К последним причислялись коллективные соглашения о труде и нормативные постановления примирительных камер и расчетно-конфликтных комиссий.

К.М. Варшавский- к числу источников трудового права относил КЗоТ, постановления ВЦИК, СНК и СТО, ведомственные постановления НКТ, Комиссариата социального обеспечения и ВЦСПС. Коллективные договоры он прямо не причислял к числу источников, хотя подчеркивал их обязательный для сторон характер.

 

Международные акты о труде

Источниками международного трудового права или междуна­родно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ (Международная организация труда), устанавливающие международные стандарты по регули­рованию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвен­ции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регу­лирования труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда междуна­родная организация может принимать конвенции и рекоменда­ции и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный ко­декс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства. (Но следует от­метить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифи­цированы менее 50). Все источники международно-правового ре­гулирования труда имеют договорный характер.

 

Принимает эти акты высший орган МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве. Она построена по принципу трипартизма (т. е. два представите­ля от правительства страны — члена МОТ и по одному — от ра­ботников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).Укажем на важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН, и их содержание.

 

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости насе­ления и условиям экономического и социального прогресса и развития.

 

Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудо­вые права человека, право на эффективное восстановление на­рушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на об­щедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст. 20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприят­ные условия труда и на защиту от безработицы; на равную опла­ту за равный труд без какой-либо дискриминации; на справед­ливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и допол­няемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и вхо­дить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Декларация закрепляет право на отдых, указывая, что «каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск»

 

Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах, часть третья которого посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами. Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, ука­занные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права.

Статья 7 Пак­та ООН 1966 г. предусматривает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем тру­дящимся:

— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд;

— удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;

б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграж­дение за праздничные дни (Международное право в документах, с. 310).

Международный пакт о гражданских правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976 г. (Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291), также содержит некото­рые международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудо­вых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 — равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих ус­ловиях равенства к государственной службе. Статья 8 устанавли­вает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не ох­ватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном по­ложении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

 

Для нашего трудового права важен такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г. Это не только международный билль о правах женщин, но и программа действий го­сударств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении жен­щин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства госу­дарств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст. 10) и заня­тости (ст. 11), в том числе по причине замужества или материн­ства. Предусмотрено также, что все договоры и все другие част­ные документы любого рода, ограничивающие правоспособ­ность женщин, являются недействительными (Международное право в документах, с. 355—363).

Учёные

Ж.А. Бланкюи (1798—1854)- Ему, По мнению Н.Н. Кравченко, принадлежит пальма первенства в обосновании идеи международного регулирования труда.

Р. Оуэн- является первопроходцем в защите трудовых прав людей путём международных усилий

Н.Н. Кравченко- Является видным деятелем в области международного трудового права. В частности, опубликовал ряд статей по данной тематике, в т.ч. о взглядах Р. оуэна и Ж.А. Бланкюи , о первых попытках международной организации охраны труда. стал автором первой в России магистерской диссертации по международному трудовому праву

Г.Г. Швиттау- являлся крупным специалистом по трудовому праву зарубежных стран, прежде всего Англии.

Ф.К. фон Савиньи стал родоначальником Доктрины международно-правовой общности.

 

 

Задачи

1) а) Основные положения о командировках и , в частности, о гарантиях

и компенсациях в связи со служебными командировками, содержатся в Трудовом кодексе РФ(глава 24), то есть находятся в компетенции РФ. законы же субъектов и муниципальные акты, по общему правилу могут только принимать акты, улучшающие положение командированных.

б) Аналогично, только статья 99 ТК РФ

в) Аналогично, только статья 136 ТК РФ

г) Аналогично, только статья 133 ТК РФ

д) Аналогично, только статья 370 ТК РФ и ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10

е) На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. (ст 11 ТК)

ж) Положение о предоставлении дополнительного выходного дня в связи с празднованием Дня город находится в ведении Муниципалитета того или иного города и именно он в праве устанавливать или нет день города в качестве дополнительного выходного, однако, оплата дополнительного выходного дня ляжет на плечи самого муниципалитета и будет расцениваться как улучшение положения работников в сравнении с Федеральным законодательством и законодательством субъекта.

 

2)

а) Единство и дифференциация по субъектному составу.

статья 115 ТК РФ - Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

статья 267 ТК РФ - Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

б) Единство и дифференциация по региональному(территориальному) признаку

статья 91- Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

статья 320 - Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

в) Единство и дифференциация по отраслевому признаку

статья 115 ТК РФ - Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

статья 350 ТК РФ - Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

г) дифференциация по характеру юридической связи между работником и работодателем

 Пример реализации принципа запрета ухудшения положения работника содержится в статье 135 частях 5(Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.) и 6(Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.)

3)

Действия руководителя неправомерны, так как нарушают принцип, запрещающий ухудшать положение работника. Также в данном случае можно применить аналогию права, ввиду близости по юридической силе локального акта и коллективного договора, и применить часть 8 статьи 12, согласно которой

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие лишь в связи с:

а) истечением срока действия;

б) отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

в) вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

То есть отмена нормы права, на основании которой принимался коллективный договор не является основанием для отмены его положения

4) Юридически значимые обстоятельства

1) Предприятие Электрон объявило выговор гражданам Финляндии за нарушение трудовой дисциплины

2) Одному из работников перенесли отпуск

3) Работники обратились в юридический отдел предприятия за разъяснением о правомерности приказов о дисциплинарном взыскании

В данном случае имеют место быть трудовые правоотношения, так как между гражданами Финляндии и предприятием Электрон заключён трудовой договор, о чём свидетельствует то, что Электрон объявило выговор гражданам Финляндии, а также то, что у работников есть отпуск.

 

Требования граждан Финляндии о неприменении к ним норм Российского трудового законодательства неправомерны, так как согласно части 5 статьи 11 ТК РФ

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Однако, согласно статье 192 части 4 Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. То есть, согласно части 1 статьи 192 допускается применение исключительно следующих мер дисциплинарной ответственности: 1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям. Исходя из вышесказанного можно заключить, что применение такой меры дисциплинарной ответственности, как перенос отпуска, незаконно(к тому же, согласно статье 124 перенос отпуска осуществляется с работодателем с учетом пожеланий работника на строго определённых в законе основаниях ).

 

5) В настоящее время Челябинская область не подписывала никаких соглашений относительно установления МРОТ. Следовательно, работник ОАО "Гром", вне зависимости от того, финансируется ли в соответствии частью 2 статьи 133.1 он из федерального бюджета, должен получать З/п не меньше установленного прожиточного минимума, т.е. 11163 рублей

 

7) Юридически значимые обстоятельства

1) ООО «Гротеск» объявило о вакансии на должность менеджера.

2) Отбор на должность менеджера производился по следующим критериям: наличие высшего образования, ярославская прописка, возраст до 35 лет.

3) Кандидаты проходили собеседование с приёмной комиссией и представляли необходимые документы

4) В случае успешного прохождения собеседования они должны были пройти тестирование

5) Семёнова не прошла собеседование в связи с тем, что у неё не было на руках трудовой книжки и вкладыша к диплому о высшем образовании.

В данном случае имеют место предшествующие трудовым нетрудовые правоотношения, так как Семёнова обратилась к работодателю с целью трудоустроиться.

Согласно данным Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих требованием к лицу, претенующему на должность менеджера, действительно предъявляется требование иметь высшее профессиональное образование. Наличие ярославской прописки и возраст до 35 лет являются незаконными требованиями, так как(в соответствии со статьёй 3 ТК РФ) нельзя ограничивать трудовые права в связи с возрастом, местом жительства и другими не связанными с деловыми качествами работника.

Касательно законности проведения тестирования можно сказать, что ,хотя вопрос проведения тестирования при приёме на работу и не урегулирован в законе, тем не менее при его проведении происходит отбор потенциальных работников исходя из их профессиональных(деловых) качеств, а значит это вполне допустимо.

В отношении же дела Семёновой суд вынесет решение, что ей законно отказали в приёме на работу, так как, хотя по статье 65 части 5 В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку, вследствие чего работодатель не имел права отказать ей в приёме на работу в связи с отсутствием трудовой книжки, она также не предоставила, он вправе был отказать ей в связи с отсутствием вкладыша к диплому о высшем образовании, так как В соответствие с Приказом Минобрнауки РФ от 02.03.2012 N 163 "Об утверждении форм документов государственного образца о высшем профессиональном образовании и технических требований к ним", документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (далее - диплом) состоит из титула диплома (далее - титул) и приложения к диплому (далее - приложение)." , а значит вкладыш(приложение) является составляющей частью документа об образовании, без которого он не может быть признан действительным

 

Тема 3

Трудовое правоотношение

Вопросы

1) Понятие и структура трудового правоотношения: дискуссионные проблемы.

Трудовое правоотношение - отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя

Структура трудового правоотношения

1) содержание правоотношения (материальное – фактическое поведение субъектов и юридическое – субъективные права и обязанности) - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны;

 

2) объекты правоотношения - нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, т.е. то, что находится вне субъективных прав и обязанностей.

 

3)Субъекты трудовых правоотношений – это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их. Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности, т.е. признаваемое трудовым законодальством способности иметь трудовые права, и трудовой дееспособности, т.е. способности по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности. Эти два свойства в трудовом праве не разделимы в отличие, например, от гражданского права, где они могут не совпадать.

 

2) Правовой статус работника

Работник- Физическое лицо, выполняющее трудовую функцию у работодателя на основании трудового договора и получающее за это з/п

 

3) Правовой статус работодателя - Физическое или Юридическое лицо, вступившее с работником в трудовые отношения на основании трудового договора,

Правоотношения.

Обстоятельства называются юридическими фактами.

 

В соответствии с общим правилом, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ТД).

 

Возникновение трудовых отношений в отдельных случаях обладает определенными особенностями, в частности, заключению ТД предшествуют какие-либо юридические факты, в результате которых заключается ТД и возникают трудовые отношения.

 

Так, в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, возникают на основании ТД в результате:

 

1. избрания на должность – если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции(статья 17);(харакерно для руководящего состава организации,

 

2. избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, если трудовым законодательством и иными НПА, или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания(ст.18)(характерно для педагогов, государственных и муниципальных служащих, научных работников и т.д.)

 

3. назначения на должность или утверждения в должности(ст. 19 ТК)

 

4. направления на работу уполномоченными органами

 

5. судебного решения о заключении ТД (например, если работником в судебном порядке был обжалован необоснованный отказ работодателя в заключении ТД и судом принято решение обязать работодателя заключить ТД с данным работником.)

 

К исключение из общего правила:

 

• также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда ТД не был надлежащим образом оформлен.

 

• ТД, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Кроме того, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним ТД в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня допущения;

 

• в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

 

Изменение может происходить только в силу правомерных действий и в большинстве случаев на договорных основаниях на другую работу в связи с производственной необходимостью и простоем).

 

Если инициатива исходит от работника, то соответственно требуется согласие администрации, за исключением когда требования работника должны удовлетворяться безусловно (для беременной женщины в соответствии с медицинским заключением, а также для женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, при невозможности выполнения прежней работы).

 

Прекращается фактом прекращения ТД. Основанием прекращения может служить как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление каждой из них. Однако если для работника никаких юридических фактов не требуется (исключение - заключение договора на определенный срок), то для администрации установлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношения могут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельные юридические факты, когда инициатива расторжения принадлежит третьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв или поступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовная санкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзного органа (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работников с целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия или учреждения.

                           

 

Задачи

1) a) В данном случае мы имеем дело с дифференциацией, так как, во первых, отказ был получен Козиным не в следствие совершения им административного или уголовного правонарушения, а во вторых, он был получен на неопределённый срок (насчёт последнего не уверен, ибо дана невнятная формулировка)

б)  В данном случае мы также имеем дело с дифференциацией, так как не принятие на работу было аргументировано не вынесением судебного решения или приговора, а отказом родителей в силу того, что Окулову ещё 15 лет и он не обладает полной правосубъектностью в области трудовых отношений(полная с 16 лет)

в) В данном случае мы имеем дело с ограничением правосубъектности, так как отказ в приёме на работу был сделан вследствие того, что Эрзаев ранее судим

г) В данном же случае мы имеем дело с дискриминацией, так как согласно статье 3 ТК запрещено ограничивать трудовые права из-за семейного положения(это качество, не связанное с деловыми)

 

6) Юридически значимые обстоятельства

1) С согласия директора начальник цеха № 1 АО «Победит» Понятовский пригласил на работу трех слесарей-наладчиков

2) В оплате труда им было отказано, аргументируя тем, что Понятовский не вправе принимать или увольнять работников

3) Слесари-наладчики обратились в суд, определив в качестве ответчика Понятовского.

В данном случае мы имеем правоотношения(трудовые в том числе), так как в данном случае имело место фактическое допущение к работе, причём с ведома работодателя, т.е директора АО "Победит", который, в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, т.е. уполномочен принимать работников. В соответствии с ним же, начальник цеха также вправе принимать работников(Начальник цеха осуществляет подбор кадров рабочих и служащих), т.е. главный бухгалтер не прав в своём суждении. Слесари-наладчики же должны были обратиться в суд с иском не к Понятовскому, а к работодателю.

Касательно же решения, которое должен принять суд, можно сказать, что тот, в соответствии с частью 3 статьи 67 должен быть обязан не просто выплатить слесарям-наладчикам деньги за выполненную работу, так как вступил с ними в трудовые правоотношения фактически допустив и до работы, но и заключить трудовой договор, так как те отработали у него уже более 3-х дней

Стоит заметить, что даже если бы начальник цеха не мог принимать работников на работу, а сделано это было им без ведома работодателя или его уполномоченного представителя, то в сответствии со статьёй 67.1 слесари-наладчики всё равно имели бы право на получение вознаграждения, однако сумма выплаты была бы при этом взята с неуполномоченного лица, осуществившего приём на работу

 

11) Юридически значимые обстоятельства

1) Свояк Амосова заключил договор с Борисовой, по которому она за вознаграждение в 5 000 руб. ежемесячно обязуется каждый день осуществлять уборку в квартире Амосова, а также готовить ему обеды.

2) Амосов недееспособен

 

В данном случае мы имеем трудовые правоотношения, возникшие между работодателем - физическим лицом, не являющимся ИП, и работником Работодатель в данном случае не является ИП в силу того, что он вступил с работником в трудовые отношения с целью личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, а не получения выгоды для работодателя

Субъекты правоотношений: Работник, Работодатель- физическое лицо, не являющееся ИП

Объект правоотношения: Наёмный, несамостоятельный труд по осуществлению уборки в квартире Амосова и готовки ему еды

Содержание правоотношения: 1)Фактическое: Работник обязан в соответствии с договором  осуществлять ежедневную уборку в квартире Амосова и готовить ему еду, а работодатель, в свою очередь, обязуется ежемесячно выплачивать работнику 5000 рублей.

2) Юридическое -  

Трудовое право

социальное назначение, цели, функции и задачи трудового права

Соц назначение

Немецкий юрист Г. Зинцгеймер оказался одним из первых, кто еще в начале ХХ в. на концептуальном уровне провозгласил главной задачей трудового права поиск и фиксацию компромисса между интересами работников и работодателей. Он настаивал на том, что главный акцент надо делать не на различии, а на общности их интересов. Но при этом должны соблюдаться гарантии работникам, в том числе максимальная продолжительность рабочего дня и минимальная заработная плата, а их положение должно постепенно улучшаться. Этот выдающийся немецкий ученый придерживался концепции, в современной терминологии, социального назначения трудового права, но не противопоставляя ему экономическое значение данной отрасли.

В советский период в начале 20-хгодов ХХ в. аксиомой считалось утверждение о том, что главным назначением трудового права является охрана труда граждан. Наиболее последовательно эту позицию сформулировал И.С. Войтинский: «Советское трудовое право дает трудящимся максимум экономически возможных правовых гарантий, которые односторонне определяются советской властью как органом пролетарской диктатуры… Иначе говоря, максимум возможных общих гарантий становится общеобязательным для нанимателя минимумом гарантий». Аналогичную точку зрения поддерживали и другие советские ученыетрудовики того периода. Несколько иную позицию занимали К.М. Варшавский и П.Д. Каминская. Первый из них, опираясь на анализ КЗоТ 1922 г., отмечал его компромиссный характер. Он утверждал, что КЗоТ «при столкновении интересов нанимателя и трудящегося старается найти некую равнодействующую, а не становится исключительно на защиту трудящихся, стремится к средней линии». П.Д. Каминская, ссылаясь на труды немецких ученых Г. Зинцгеймера и Р. Зейделя, определяла трудовое законодательство капиталистических стран как компромисс интересов труда и капитала. Такая позиция резко расходилась с уже укреплявшейся тогда официальной советской идеологией классовой борьбы в странах Запада. Но в целом П.Д. Каминская подчеркивала идею защиты лиц, работающих по найму, как основную идею советского трудового права. И.С. Войтинский первым в советской науке трудового права определил двуединое назначение отрасли и прямо заявил о «социально-хозяйственном назначении трудового права».

Только в конце 70-хгодов ХХ в. в советской науке была сформулирована целостная концепция социального назначения трудового права. Особая заслуга в этом принадлежит С.А. Иванову и Р.З. Лившицу. Отметим, что в это время отношение к работнику как «винтику» хозяйственного механизма не было изжито. Поэтому так своевременно и актуально было высказанное С.А. Ивановым положение: «В социальном назначении трудового права выражаются наиболее общие, наиболее важные, можно сказать, коренные интересы и потребности трудящихся, касающиеся области трудовых отношений». Сущность социального подхода к вопросам трудовых отношений этому автору видится «в стремлении решать эти вопросы преимущественно с позиций человека и для человека, с точки зрения интересов и потребностей личности работника». Р.З. Лившиц особо подчеркивал, что «служебная роль трудового законодательства заключается в его социальном назначении».  В настоящее время более приемлемым можно считать толкование, данное социальному назначению трудового права Р.З. Лившицем. Оно во многом аналогично тому, которое принадлежало Г. Зинцгеймеру почти век назад. Трудовое право, безусловно, отдает приоритет работнику, защите его интересов. Но интересы работодателя при этом не могут быть не учтены. Поскольку трудовое отношение двустороннее, то необходим компромисс, баланс производственных и социальных интересов. Но этот баланс не сводится к равенству сторон, баланс должен заключаться в преимущественной защите интересов работника. Данная трактовка связана с определением права как системы общественного порядка, основанной на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах

Цели и задачи

Цели и задачи ТП указаны в ст. 1 ТК РФ

Функции ТП

Социальная функция

Выражается в реализации конституционного права граждан на труд. Она отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, т. е. решает определенные социальные задачи.

 

Защитная функция

Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная функция отражается в нормах большинства институтов трудового права и касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 480.