План
1. Начало и характер, основные этапы Великой Отечественной войны.
2. Первые сражения. Причины поражений Красной армии в первый период войны.
3. Мероприятия партии и государства по укреплению фронта и тыла.
4. Итоги и уроки, значение и цена победы над фашизмом.
Литература
1. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. №1.
2. Медведев Р., Медведев Ж. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. №6.
3. Мельтюхов М.И. Проблемы периодизации истории Второй мировой войны // Вопросы истории. 2003. №1.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России. Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003.
5. Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. 2000. №7.
6. Шнайдер Б. Неизвестная война // Вопросы истории. 1995. №1.
7. Щетинов Ю.А. История России. XX век. – М.: Агентство «ФАИР», 1998.
В первом вопросе необходимо на конкретном материале показать причины войны, нападение Германии на СССР, раскрыть цели и задачи обеих сторон. Дайте краткую характеристику основных этапов войны, покажите их ключевые события, наиболее крупные битвы и их результаты.
Во втором вопросе нужно проанализировать ход и итоги боевых действий с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, приведя конкретные цифровые данные. Особое внимание уделите показу причин поражений под Минском, Смоленском, Киевом, Вязьмой, Керчью и Харьковом в 1941-1942 годах. Как отреагировало сталинское руководство на эти поражения?
В третьем вопросе покажите задачи, вставшие перед руководством СССР с началом войны. Назовите и проанализируйте мероприятия по созданию новых органов власти и управления, перевод всей жизни страны на военные рельсы, по введению чрезвычайных законов. Раскройте меры по укреплению армии и перестройке тыла, по эвакуации предприятий на восток страны.
Четвертый вопрос имеет обобщающий характер. Следует указать главные итоги и значение победы над фашизмом. Особое внимание нужно уделить урокам на будущее, вытекающим из войны. Покажите потери и ущерб, который понес СССР. Можно ли было сделать их меньшими, какие ошибки и просчеты допустило сталинское руководство?
Тема 19. СССР в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
План
1. Геополитические последствия Второй мировой войны. Начало «холодной войны».
2. Возрождение народного хозяйства СССР.
3. Политическое развитие СССР в послевоенные годы.
4. Усиление влияния сталинизма на духовную жизнь страны.
Литература
1. Быстрова М.Е. Образование Восточного блока // Отечественная история, 2005. №3.
2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2005. - 287 с.
3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.
4. История России: новейшее время (1945-1999) /Под ред. Безбородова А.Б. - М., 2001.- 460 с.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.— 576 с.
6. Медведев Ж. Сталин и «дело врачей». Новые материалы // Вопросы истории. 2003. №1, 2.
7. Пихойя Р. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. – М.: Русь-Олимп: Астрель: АСТ, 2007. – 715 с.
8. Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 гг.
- М.: Олма-Пресс, 2002.- 319 с.
9. Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве // Вопросы истории. 2003 . №3.
10. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
11. История России. ХХ век. В 2-х тт.- М.: АСТ, Астрель, 2009. Том I – 1894-1939 гг. – 1024 с.
12. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В двух книгах. Книга 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев.- М.: Новости, 1995. - 496 с.
При рассмотрении первого вопроса покажите те коренные перемены, которые произошли в мировом развитии под влиянием победы над фашизмом, изменения соотношения сил в западном мире. Нужно охарактеризовать рост национально-освободительного движения, создание новых международных и общественных организаций. Проанализируйте изменения в Восточной Европе и роль СССР в этом процессе, покажите усиление противостояния двух общественных систем. Объясните причины и конкретные проявления «холодной войны», уделив главное влияние обострению отношений СССР с США и региональным конфликтам.
Во втором вопросе покажите ущерб, нанесенный Советскому Союзу войной, планы возрождения хозяйства в IV пятилетке, а также сам ход восстановительных работ. Проанализируйте сущность сталинской аграрной политики, назовите меры по снижению социальной напряженности в обществе (денежная реформа, отмена карточной системы, снижение цен на товары и т.д.), основные приоритеты в экономической политике.
В третьем вопросе надо рассмотреть развитие системы власти в 40-е годы, показать усиление тоталитарно-бюрократических методов руководства, конфликты и соперничество в ЦКВКП(б). Объясните причины новой волны террора и репрессий, приведите конкретные примеры, обратив особое внимание на «Ленинградское дело» и «дело врачей».
В четвертом вопросе охарактеризуйте главные черты послевоенной духовной атмосферы в стране. В чем состояла сущность идеологических кампаний в сфере науки, литературы и искусства, проводимых под руководством А.Жданова? Приведите примеры борьбы с космополитизмом, политики антисемитизма. Почему СССР взял курс на изоляцию от Запада, автаркию?
Тема 20. СССР в 1953-1964 годах
План
1. Борьба за власть в советском руководстве после смерти Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева.
2. Попытки демократизации и преодоления сталинских деформаций в обществе. Усиление критики культа личности Сталина.
3. Социально-экономическая политика: новации и догмы.
4. Хрущевская «оттепель» и развитие науки, литературы и искусства.
Литература
1. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2005. - 287 с.
2. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В двух книгах. Книга 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев.- М.: Новости, 1995. - 496 с.
3. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В двух книгах. Книга 2. Леонид Брежнев. Юрий Андропов. Константин Черненко. Михаил Горбачев. – М.: Новости, 1995. - 480 с.
4. Дённингхаус В., Савин А.И. Леонид Брежнев: публичность против сакральности власти // Российская история 2012. № 4.
5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.
6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
7. История России: новейшее время (1945-1999): учебник для вузов /Под ред. Безбородова А.Б.-М.:Олимп. 2001.- 464 с.
8. Л.И. Брежнев. Материалы к биографии / Сост. Ю.В.Аксютин – М.: Политиздат, 1991.- 384 с.
9. Н.С. Хрущев. Материалы к биографии /Сост. Ю.В.Аксютин - М.Политиздат, 1991. - 367 с.
10. Новопашин Ю.С. Размышления о нашем недавнем прошлом // Вопросы истории. 2001. №6.
11. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.— 576 с.
12. Пихойя Р. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985.-М.: Русь-Олимп; Астрель; Аст. 2007. – 715 с.
13. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР //Отечественная история, 2002. №6.
14. Соколов Б.В. Леонид Брежнев. Золотая эпоха. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2004. – 336 с.
15. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: Юстицинформ, 2009. – 423 с.
16. Хлевнюк О.В. Роковая реформа Хрущева: разделение партийного аппарат и его последствия. 1962-1964 годы // Российская история. 2012. №4.
В первом вопросе проанализируйте ситуацию в обществе к моменту смерти Сталина. Покажите, чем была вызвана борьба за власть. Раскрывая эту проблему, следует описать сам процесс возвышения Хрущева и его этапы: осуждение Берии, отстранение Маленкова, победа над оппозицией в 1957 году, отставка Жукова и, наконец, отстранение от власти Хрущева в результате номенклатурного переворота в октябре 1964 года. Нужно дать оценку личности и деятельности Н.С.Хрущева, показать ее противоречивый характер, успехи и просчеты в его политике.
Во втором вопросе нужно проанализировать и показать непоследовательный, импульсивный характер попыток Хрущева демократизировать общество, избавить его от наиболее одиозных проявлений сталинизма. Раскрывая эту проблему, необходимо привести конкретный примеры борьбы демократической и консервативной тенденций в общественной жизни. Особое внимание уделите процессу выборочной реабилитации и усилению критики культа личности Сталина на XX и XXII съездах КПСС. Покажите недостаточность и ограниченность этих попыток.
В третьем вопросе раскройте основные тенденции в развитии народного хозяйства. Покажите новации и догмы в руководстве экономикой и социальной сферой в эти голы. Назовите и кратко охарактеризуйте реформы, проведенные в промышленности и сельском хозяйстве. Оцените их эффективность, приведите конкретные цифровые данные о развитии экономики в 1953-1964 годах.
В четвертом вопросе раскройте содержание термина хрущевская «оттепель». Покажите влияние процесса демократизации общества на развитие науки и искусства. Приведите наиболее яркие примеры успехов в духовной сфере, достижений в науке и художественной культуре. Покажите, в чем, на ваш взгляд, заключался смысл фразы Хрущева: «В вопросах культуры я сталинист», почему со второй половины 50-х годов происходит ужесточение режима власти, усиление сталиниских тенденций в руководстве литературой и искусством.
В завершении темы объясните причины провала попыток реформирования системы в 50-е годы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.