План
1. Особенности социально-экономического и политического развития России в 1907-1916 гг.
2. Реформы Витте и Столыпина.
3. Опыт российского парламентаризма.
4. Классы и партии в годы первой мировой войны.
Литература
Литература:
1. Бородин А.П. П.А.Столыпин и дворянское землевладение// Российская история. 2013. №1.
2. Волобуев О., Шелохаев В.В. Великие потрясения 1905-1907 гг. в контексте российской модернизации // Свободная мысль. 2005. №1.
3. Демин В.А. П.А.Столыпин и законодательные палаты // Российская история. 2013. №1.
4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.
5. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1994. № 1.
6. История России XIX - XX веков. Учебное пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 /Рябов В.В., Леванов Б.В., Корнилов В. А., М.: Владос, 2008. – 605 с.
7. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
8. Канищева Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры и науки // Российская история. 2013. № 1.
9. Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России // Российская история. 2011. № 1.
10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп М.: Издательская группа ИНФРА: НОРМА - М, 2009. - 752 .
11. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.— 525 с.
12. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. Екатерина II – Николай II. — М.: АРМАДА, 1998. – 683 с.
13. Селезнев Ф.А. Либералы и социалисты - предшественники кадетской партии// Вопросы истории. 2006. № 9.
14. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: Юстицинформ, 2009. – 423 с.
15. Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история. 2004. №6.
16. Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации России // Российская история. 2013. № 1.
17. Щетинов Ю.А. История России. XX в. - М., 1999. - 352 с.
Раскрывая содержание первого вопроса, покажите новые черты, которые проявились во всех сферах жизни общества после поражения революции. Приведите данные о росте экономики в период 1907-1909 и 1910-1914 годов. Следует показать изменения в системе власти, появление новых общественных организаций (советы, профсоюзы, крестьянский союз и тд.). Охарактеризуйте сущность режима «третьеиюньской монархии», объясните смысл термина «бонапартизм» при оценке действий царизма.
Во втором вопросе следует особо подчеркнуть, что реформы Витте и Столыпина (наряду с Манифестом 17 октября 1905 года) были крупнейшими попытками реформ, предпринятыми в начале XX века. Покажите сходство и отличие в этих преобразованиях, их цели и направленность. Эта проблема подробно изложена в указанной статье Искендерова. Приведите конкретные цифры, характеризующие ход и итоги данных реформ. Для этого можно использовать работу Тимошиной. Надо также проанализировать причины относительных неудач реформ Витте и Столыпина, назвать уроки этих преобразований.
В третьем вопросе изложение надо начать с анализа смысла и значения царского Манифеста от 17 октября 1817 года, показать его влияние на формирование российской многопартийности и создания элементов режима парламентской монархии. Далее следует кратко проанализировать состав, ход и итоги работы первой-четвертой дум в России, показать те новые моменты, которые связаны с их деятельностью, особенности российского парламентаризма.
В четвертом вопросе главное внимание надо уделить тому, как различные партии и политические силы отнеслись к вступлению России в мировую войну. Особо выделите позицию большевиков, покажите также реакцию четвертой Госдумы на войну и программу «Прогрессивного блока». Надо назвать основные этапы и события, связанные с участием России в войне.
Тема 13. 1917 год в России. Выбор альтернатив общественного развития
План
1. Февральская революция 1917 года. Образование двоевластия.
2. Борьба политических сил за массы в условиях двоевластия. Три кризиса Временного правительства.
3. Корниловский мятеж. Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 года.
4. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти.
Литература
Литература:
1. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году // Отечественная история. 1997. №1.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.
3. Иоффе Г.З. Семнадцатый год. Ленин. Керенский. Корнилов. – М.Наука, 1995. - 238 с.
4. История России XIX - XX веков. Учебное пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 /Рябов В.В., Леванов Б.В., Корнилов В. А., М.: Владос, 2008. – 605 с.
5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
6. Катков Г.М. Февральская революция. — М.: Изд-во Центрполиграф, 2006. – 448 с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп М.: Издательская группа ИНФРА: НОРМА - М, 2009. - 752 .
8. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.— 520 с.
9. Холяев С.В. Три Февраля 1917 года // Вопросы истории. 2003. №7.
10. Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1999. – 352 с.
11. История России. ХХ век. В 2-х тт.- М.: АСТ, Астрель, 2009. Том I – 1894-1939 гг. – 1024 с.
В первом вопросе необходимо рассмотреть причины и характер Февральской революции, показать ее ход и итоги. Особое внимание уделите объяснению своеобразия этой революции и сущности двоевластия, охарактеризуйте ситуацию в стране после свержения самодержавия. Покажите реальные пути и альтернативы развития страны в условиях двоевластия, раскройте цели и задачи Временного правительства, назовите его программу.
Во втором вопросе главное внимание надо уделить позициям различных партий и политических сил по вопросу о перспективах революции. Нужно показать, какие идеи предлагали кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики, объяснить и рассмотреть процесс роста влияния большевиков в массах. Раскройте также сущность апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства, покажите ход событий 3-5 июля 1917 года в Петрограде и их результаты. Объясните причины ликвидации двоевластия в стране.
В третьем вопросе начните изложение с показа расстановки классовых сил в стране летом 1917 года и планов различных партий в новых условиях. Дайте оценку сущности мятежа Корнилова и причин его поражения.
В четвертом вопросе на конкретных фактах покажите назревание общенационального кризиса осенью 1917 года, рост рабочего, крестьянского и национального движения. Дайте оценку деятельности Демократического совещания и Предпарламента и вопросов, которые они обсуждали. Покажите, почему не удалось передать власть Советам мирным путем после поражения корниловщины. В чем существо нового курса большевиков, предложенного Лениным в сентябре-октябре 1917 года? Следует также изложить сам ход событий 24-25 октября 1917 года и дать им оценку, выявить, в чем состояли причины победы большевиков. В завершении вопроса раскройте решение и значение II Всероссийского съезда Советов, дайте оценку декретам о мире, о земле и об образовании однопартийного правительства. Покажите современные взгляды на роль и значение Октябрьской революции в нашей истории.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.