У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1. «Общие сведения о педагоге»
¡ Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
¡ образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
¡ трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
¡ повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
¡ копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
¡ наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
¡ дипломы различных конкурсов;
¡ другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
¡ материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
¡ материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
¡ сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
¡ анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
¡ материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
¡ материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
¡ материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
¡ в неделях педагогического мастерства;
¡ в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
¡ авторские программы, методические разработки;
¡ творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4. «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
¡ планы по организации предметно-развивающей среды;
¡ эскизы, фотографии и т.д.
Раздел 5. «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
¡ игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
¡ группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
¡ группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
¡ группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
¡ В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
¡ Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения
¡ детей.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в детском саду является:
¡ развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
¡ с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
¡ речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.