Технология исследовательской деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
¡ эвристические беседы;
¡ постановка и решение вопросов проблемного характера;
¡ наблюдения;
¡ моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
¡ опыты;
¡ фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
¡ «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
¡ подражание голосам и звукам природы;
¡ использование художественного слова;
¡ дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
¡ трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
• Опыты (экспериментирование
• Состояние и превращение вещества.
• Движение воздуха, воды.
• Свойства почвы и минералов.
• Условия жизни растений.
• Коллекционирование (классификационная работа
• Виды растений.
• Виды животных.
• Виды строительных сооружений.
• Виды транспорта.
• Виды профессий.
• Путешествие по карте
• Стороны света.
• Рельефы местности.
• Природные ландшафты и их обитатели.
• Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
• Путешествие по «реке времени»
• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
• История жилища и благоустройства
ИИнформатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
v идти в ногу со временем,
v стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
v наставником в выборе компьютерных программ,
v сформировать основы информационной культуры его личности,
v повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.нформационно-коммуникационные технологии
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Ø исследовательский характер;
Ø легкость для самостоятельных занятий детей;
Ø развитие широкого спектра навыков и представлений;
Ø возрастное соответствие;
Ø занимательность.
Классификация программ
· Развитие воображения, мышления, памяти.
¡ Говорящие словари иностранных языков.
¡ Простейшие графические редакторы.
¡ Игры-путешествия.
¡ Обучение чтению, математике.
¡ Использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера
¡ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
¡ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
¡ движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
¡ обладает стимулом познавательной активности детей;
¡ предоставляет возможность индивидуализации обучения;
¡ в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании ИКТ:
¡ недостаточная методическая подготовленность педагога;
¡ неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
¡ бесплановость, случайность применения ИКТ;
¡ перегруженность занятия демонстрацией.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
¡ игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
¡ группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
¡ группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
¡ группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
¡ В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
¡ Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения
¡ детей.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в детском саду является:
¡ развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
¡ с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
¡ речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Технология «мнемотехника
Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Цель – развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию.
В работе с дошкольниками используют мнемоквадраты, мнемодорожки (младший возраст) и мнемотаблицы (старший возраст).
Чаще всего используются для развития речи. В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:
¡ обогащения словарного запаса;
¡ при обучении составлению рассказов;
¡ при пересказах художественной литературы;
¡ при отгадывании и загадывании загадок;
¡ при заучивании стихов
Овладение приемами работы с мнемотабли-цами значительно сокращает время обучения.
Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников, должны соответствовать определенным требованиям:
¡ чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
¡ ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
¡ быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
¡ должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет.
Алгоритм работы с моделями
¡ 1 этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.
¡ 2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
¡ 3 этап. Введение отрицаний.
Например: не большой, не круглый, не съедобный.
Заключение
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Технология исследовательской деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
¡ эвристические беседы;
¡ постановка и решение вопросов проблемного характера;
¡ наблюдения;
¡ моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
¡ опыты;
¡ фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
¡ «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
¡ подражание голосам и звукам природы;
¡ использование художественного слова;
¡ дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
¡ трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
• Опыты (экспериментирование
• Состояние и превращение вещества.
• Движение воздуха, воды.
• Свойства почвы и минералов.
• Условия жизни растений.
• Коллекционирование (классификационная работа
• Виды растений.
• Виды животных.
• Виды строительных сооружений.
• Виды транспорта.
• Виды профессий.
• Путешествие по карте
• Стороны света.
• Рельефы местности.
• Природные ландшафты и их обитатели.
• Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
• Путешествие по «реке времени»
• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
• История жилища и благоустройства
ИИнформатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
v идти в ногу со временем,
v стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
v наставником в выборе компьютерных программ,
v сформировать основы информационной культуры его личности,
v повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.