Технология исследовательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технология исследовательской деятельности

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

¡ эвристические беседы;

¡  постановка и решение вопросов проблемного характера;

¡  наблюдения;

¡  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

¡  опыты;

¡  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

¡  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

¡  подражание голосам и звукам природы;

¡  использование художественного слова;

¡  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

¡  трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование

• Состояние и превращение вещества.

• Движение воздуха, воды.

• Свойства почвы и минералов.

• Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа

• Виды растений.

• Виды животных.

• Виды строительных сооружений.

• Виды транспорта.

• Виды профессий.

Путешествие по карте

• Стороны света.

• Рельефы местности.

• Природные ландшафты и их обитатели.

• Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»

• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

• История жилища и благоустройства

ИИнформатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

v  идти в ногу со временем,

v  стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

v  наставником в выборе компьютерных программ,

v  сформировать основы информационной культуры его личности,

v  повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.нформационно-коммуникационные технологии

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Ø исследовательский характер;

Ø  легкость для самостоятельных занятий детей;

Ø  развитие широкого спектра навыков и представлений;

Ø  возрастное соответствие;

Ø  занимательность.

Классификация программ

· Развитие воображения, мышления, памяти.

¡  Говорящие словари иностранных языков.

¡  Простейшие графические редакторы.

¡  Игры-путешествия.

¡  Обучение чтению, математике.

¡  Использование мультимедийных презентаций.

Преимущества компьютера

¡ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

¡ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

¡ движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

¡ обладает стимулом познавательной активности детей;

¡ предоставляет возможность индивидуализации обучения;

¡ в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании ИКТ:

¡ недостаточная методическая подготовленность педагога;

¡  неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

¡  бесплановость, случайность применения ИКТ;

¡  перегруженность занятия демонстрацией.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

¡  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

¡  группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

¡  группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

¡ группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.

¡ В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

¡ Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения

¡ детей.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Целью использования данной технологии в детском саду является:

¡  развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

¡  с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

¡  речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Технология «мнемотехника

Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Цель – развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию.

 В работе с дошкольниками используют мнемоквадраты, мнемодорожки (младший возраст) и мнемотаблицы (старший возраст).

 Чаще всего используются для развития речи. В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

¡  обогащения словарного запаса;

¡  при обучении составлению рассказов;

¡  при пересказах художественной литературы;

¡  при отгадывании и загадывании загадок;

¡  при заучивании стихов

Овладение приемами работы с мнемотабли-цами значительно сокращает время обучения.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников, должны соответствовать определенным требованиям:

¡  чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

¡  ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

¡  быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

¡  должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет.

Алгоритм работы с моделями

¡ 1 этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.

¡  2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

¡  3 этап. Введение отрицаний.

Например: не большой, не круглый, не съедобный.

  •  4 этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
  • 5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
  •  6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  •  7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  •  8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Заключение

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся

состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 

 

Технология исследовательской деятельности

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

¡ эвристические беседы;

¡  постановка и решение вопросов проблемного характера;

¡  наблюдения;

¡  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

¡  опыты;

¡  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

¡  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

¡  подражание голосам и звукам природы;

¡  использование художественного слова;

¡  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

¡  трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование

• Состояние и превращение вещества.

• Движение воздуха, воды.

• Свойства почвы и минералов.

• Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа

• Виды растений.

• Виды животных.

• Виды строительных сооружений.

• Виды транспорта.

• Виды профессий.

Путешествие по карте

• Стороны света.

• Рельефы местности.

• Природные ландшафты и их обитатели.

• Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»

• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

• История жилища и благоустройства

ИИнформатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

v  идти в ногу со временем,

v  стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

v  наставником в выборе компьютерных программ,

v  сформировать основы информационной культуры его личности,

v  повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.