Ракетно-артиллерийское вооружение эксплуатируется в разнообразных климатических условиях, поэтому очень важно изучить способы обеспечения безотказной работы изделий в различных условиях эксплуатации и принимать соответствующие предупредительные меры.
На территории нашей страны встречается большое разнообразие климатических и географических зон, резко различающихся между собой. Так, например, в районах Крайнего Севера температура достигает – 70°С, а продолжительность зимнего, периода доходит до 300 дней. В то же время в южных районах Средней Азии, Кавказа и Крыма зимы практически не бывает, а в летние периоды температура достигает +50°С.
По условиям эксплуатации вооружения и техники в зависимости от климатических условий можно выделить четыре характерные зоны: северную – холодную или полярную, южную – сухую и жаркую или пустынную, южную – с повышенной влажностью или тропическую и умеренную.
В таблице 7.1 приведены сезонные и суточные колебания температуры указанных зон.
Таблица 7.1 – Сезонные и суточные колебания температуры, °С
Наименование зоны | Колебания температуры, °С | ||
климатическое | географическое | сезонные | суточные |
Полярная | Северная | от –70 до +25 | 20 |
Пустынная | Южная, сухая, жаркая | от –10 до +50 | 40 |
Тропическая | Южная с повышенной влажностью | от 0 до +45 | 20 |
Умеренная | Центральная | от –20 до +40 | 25 |
Умеренная климатическая зона характеризуется летним и зимним периодами эксплуатации вооружения и военной техники. Эти периоды условно определяются температурой наружного воздуха. Переход на летний период осуществляется при температуре воздуха выше 5°С, а на зимний – ниже 5° С.
Сроки перехода на указанные периоды эксплуатации в войсках обычно устанавливаются приказом командующего войсками военного округа. На основании этого приказа в частях организуется работа по подготовке вооружения и военной техники, средств технического обслуживания и ремонта, а также парков к предстоящему периоду эксплуатации. В целях конкретной реализации указанного приказа в частях разрабатывается план мероприятий по организации занятий с личным составом, по техническому обслуживанию военной техники и подготовке парков и хранилищ. В соответствии с планом мероприятий, утвержденным командиром части, его заместитель по вооружению, начальники служб и командиры подразделений организуют обслуживание техники и вооружения, руководят работой расчетов (экипажей), ремонтных подразделений и лично контролируют качество подготовки каждого образца вооружения и военной техники.
Для случаев, когда организуются учения или боевые действия в горах, пустынно-песчаных и в других районах, войскам, постоянно не дислоцируемым в них, также отдается приказ по округу и разрабатывается соответствующий план мероприятий по обеспечению действий частей в указанных районах. Важное значение имеет подготовка личного состава.
При подготовке вооружения и военной техники проводятся следующие работы:
– сезонное техническое обслуживание (ТО), совмещаемое с очередными ТО–1 или ТО–2. Сроки проведения этих ТО определяются планом ТО и ремонта вооружения, разрабатываемым ежегодно начальником службы вооружения;
– специальные работы по подготовке и обслуживанию различных составных частей изделия, предусмотренные эксплуатационной и нормативной документацией.
Готовность вооружения и военной техники к эксплуатации в особых условиях последовательно проверяется командирами взводов, рот (батарей). По окончании работ, связанных с подготовкой техники к эксплуатации в особых условиях, отдается приказ по части о готовности техники к эксплуатации в указанных условиях.
7.1.1 Особенности эксплуатации вооружения в условиях низких температур
Наиболее сильные изменения режимов работы изделий происходят при низких температурах; Для подготовки техники и личного состава к работе в этих сложных условиях требуется проведение технических и организационных мероприятий.
Особенности эксплуатации вооружения при низких температурах состоят в следующем.
1. Появляется опасность возникновения отказов, связанная с изменением физических свойств эксплуатационных материалов.
С понижением температуры в некоторых эксплуатационных материалах (топливе, маслах, смазках, специальных жидкостях), находящихся в жидком агрегатном, состоянии значительно увеличивается их вязкость.
Известно, что вязкость капельных жидкостей (минеральных масел и синтетических жидкостей) с увеличением температуры падает. Объясняется это тем, что в таких жидкостях молекулы расположены гораздо ближе друг к другу, чем, например, в газах, и вязкость вызывается силами молекулярного сцепления. Эти силы с увеличением температуры уменьшаются, поэтому вязкость падает.
Влияние температуры на вязкость можно оценить формулой
, (1)
где m и mО – динамическая вязкость при температуре Т и Т0; b – коэффициент, значение которого для минеральных масел изменяется в пределах 0,02…0,03.
При изменении температуры минеральных масел от 223 до 323 K (т.е. на 100 K) их вязкость меняется почти в 250 раз! В связи с этим вязкость рабочих жидкостей значительно ограничивает диапазон рабочих температур гидросистем образцов РАВ.
Характер изменения вязкости некоторых эксплуатационных материалов в зависимости от температуры и давления представлен на рисунках 7.1, 7.2 и в таблице 7.2.
Вязкость жидкости оказывает непосредственное влияние на рабочие процессы и явления, происходящие при эксплуатации как отдельных элементов гидрооборудования, так и всей гидросистемы образцов ВВТ. В частности:
А. Вязкость рабочей жидкости оказывает существенное влияние на величину утечек в щелевых уплотнениях гидравлических распределителей, гидромоторов и насосов. С уменьшением вязкости утечки возрастают.
Б. Она влияет на величину гидравлического сопротивления у дросселей, рабочих окон гидрораспределителей и других местных сопротивлений. С увеличением вязкости их гидравлическое сопротивление потоку увеличивается.
Рисунок 7.1 – Зависимость кинематической вязкости от температуры | Рисунок 7.2 – Зависимость кинематической вязкости гидравлического масла типа МГЕ – 10А от давления и температуры |
Таблица 7.2 – Зависимость вязкости масел от изменения температуры
Температура, °С | Кинематическая вязкость, 10–6 м2/с | ||||
Масло АГМ-10 | Масло АГМ | Веретенное масло | Индустриальное масло 20 | «Стеол-М» | |
100 | 6 | 4 | 4,5 | 5 | 1,5 |
50 | 10 | 9 | 12–14 | 17–23 | 3,14 |
20 | 16 | 26 | 49 | 75 | 9 |
0 | 42 | 70 | 180 | 260 | 26,6 |
–20 | 130 | 260 | 1000 | – | 128 |
–40 | 450 | 1250 | 10000 | – | 1710 |
–50 | 1250 | 4000 | – | – | 3920 |
В. При чрезвычайно высокой вязкости нарушается сплошность потока, происходит не заполнение рабочих камер гидронасоса, снижается подача и ресурс насоса – наиболее ответственного агрегата гидросистемы.
Г. Поскольку вязкость рабочей жидкости характеризует ее смазывающую способность, то, как правило, с уменьшением вязкости ухудшаются условия смазки скользящих поверхностей элементов и узлов гидравлических систем.
Д. Вязкость жидкости определяет силу вязкого трения подвижных элементов устройств управления гидропривода, которая часто является демпфирующим фактором. С уменьшением вязкости демпфирующие свойства ухудшаются.
На практике вязкость жидкости определяется специальными приборами, называемыми вискозиметрами, простейшим из которых являются вискозиметры Энглера и Оствильда.
При значительном увеличении вязкости смазок и масел резко возрастают сила трения, энергетические потери и снижается КПД механизмов.
В результате значительного увеличения вязкости смазок и масел в некоторых узлах и агрегатах возможны случаи возникновения внезапных отказов. Например, при включении гидросистем под нагрузкой возможны поломки приводных валиков и муфт. В результате загустевания смазки в редукторах механизмов наведения артиллерийских орудий возможны случаи тугого хода и отказов. Кроме того, возможны случаи ненормальной (неэнергичной) работы механизмов затворов. При очень сильных морозах возможны обрывы штоков противооткатных устройств вследствие резкого увеличения силы сопротивления откату при загустевании смазки «Стеол-М» или ПОЖ-70.
В специальных автомобилях, имеющих включение насосов и других исполнительных органов через коробки отбора мощности (КОМ), возможны случаи невключения механизмов в работу из-за загустевания смазки.
2. Появляется опасность возникновения отказов, связанная с изменением механических характеристик некоторых металлов и неметаллических материалов.
При низких температурах изменяют свои характеристики некоторые металлы и неметаллические материалы.
Например, углеродистые стали снижают сопротивление ударным нагрузкам; чугун и стали с присадками кремния и марганца (рессорные и пружинные стали) приобретают повышенную склонность к изломам. Поэтому в изделиях возможны случаи поломки рессор, пружин и других деталей, подверженных ударным и вибрационным нагрузкам.
В узлах и блоках электрооборудования, имеющих пайку, выполненную на припое, содержащем олово, при температурах минус 30°С и ниже значительно снижается механическая прочность паяных соединений.
Детали, изготовленные из резины и прорезиненной ткани, под действием низкой температуры теряют упругость, вследствие чего в них образуются трещины. В резине наблюдается стеклование, что приводит к повышенной ее хрупкости, особенно при ударной нагрузке. В большей степени этому явлению подвержены колеса орудий, автомобилей и различные наружные резиновые шланги и кабели.
Большинство пластмассовых деталей при низких температурах ухудшают свои механические характеристики; такие детали становятся более хрупкими, чем при обычной температуре. Прокладки, изготовленные из фторопласта, при поджатии их на морозе получают остаточные деформации. В результате нарушается герметичность гидравлических и пневматических систем. Резиновые сальники и манжеты в уплотнениях гидравлических систем также замерзают и теряют эластичность. В местах с повышенными зазорами, где имеет место большая деформация сальника, последний растрескивается, а иногда и ломается.
Особую опасность представляет потеря эластичности резиновыми шлангами тормозного привода, давление в которых при экстренном торможении достигает больших величин.
3. Появляется опасность возникновения отказов из-за замерзания жидкостей в различных узлах и системах изделия.
При минусовых температурах окружающего воздуха возможно появление отказов, связанных с замерзанием влаги, имеющейся в гидравлических и воздушных системах изделий, а также в системах охлаждения двигателей. Ледяные пробки в указанных системах могут образовываться при резких перепадах температуры атмосферного воздуха и при большой влажности. В этих случаях вначале происходит конденсация паров, а затем замерзание образовавшейся влаги. В результате могут возникнуть отказы в воздушных редукторах, клапанах, золотниках и других узлах пневматических, гидравлических и топливных систем. Ледяные пробки обычно образуются в местах скопления влаги. Такими местами являются изгибы трубопроводов дугой вниз, участки трубопровода, расположенные ниже основной магистрали, фильтры, отстойники и другие выемки и углубления в узлах и деталях. Наличие пыли и грязи в указанных местах способствует более интенсивному образованию пробок даже при отсутствии влаги. Поэтому фильтры, отстойники и другие узлы гидравлических, пневматических и топливных систем в зимних условиях необходимо тщательно и своевременно обслуживать и периодически осматривать.
4. Затрудняется пуск холодных двигателей.
При низких температурах окружающей среды затрудняется пуск холодных двигателей, особенно дизельных. При применении стандартных топлив и масел, рекомендуемых инструкциями по эксплуатации, нормальный пуск большинства карбюраторных двигателей без применения каких-либо дополнительных средств облегчения пуска обеспечивается при температурах от минус 10 до минус 15°С. Дизельные двигатели можно уверенно пустить только при температуре не ниже 5°С.
5. Ухудшаются электрические характеристики аккумуляторных батарей.
Понижение температуры приводит к снижению работоспособности аккумуляторных батарей. Объясняется это явление падением напряжения на зажимах, уменьшением емкости и недостаточным подзарядом батареи во время работы образцов ВВТ при низких температурах.
Известно, что напряжение U на зажимах аккумуляторной батареи при разряде можно определить по формуле
где Е – электродвижущая сила аккумуляторной батареи, В;
I – сила разрядного тока, А;
R – внутреннее сопротивление батареи, Ом.
На величину напряжения U большое влияние оказывает сопротивление соединений, пластин, сепараторов и электролита. При этом сопротивление свинцовых пластин и соединений мало, с изменением температуры оно практически не меняется. Сопротивление же сепараторов зависит от их проницаемости, которая уменьшается с понижением температуры, так как каналы для прохождения электролита уменьшаются в своих размерах и увеличивается вязкость электролита.
Емкость батареи резко уменьшается с понижением температуры, основной причиной этого является увеличение вязкости электролита. При понижении температуры электролита на 1°С емкость батареи уменьшается на 1,0–1,5%.
Отрицательное влияние низкой температуры на разрядную характеристику батареи особенно сказывается при разряде ее большими токами.
Низкая температура влияет так же и на подзаряд аккумуляторной батареи во время работы изделия. Если температура электролита батареи 5°С и ниже, то она систематически недозаряжается от генератора базовой машины.
Эксперименты показывают, что при температуре электролита, равной 40°С, аккумуляторная батарея, разряженная на 50%, полностью заряжается за 6 ч. При температуре же минус 10°С и том же зарядном токе батарея за то же время заряжается только на 62% своей емкости. Таким образом, при низкой температуре электролита подзаряд батареи до ее номинальной емкости на работающем изделии практически невозможен.
Кроме указанных отрицательных явлений в эксплуатации аккумуляторных батарей при низких температурах возможны также еще и случаи замерзания электролита в них. Это явление наиболее опасно, так как приводит к разрыву корпуса аккумулятора и полному выходу его из строя. Снижение плотности электролита в холодное время года происходит из-за систематической недозарядки аккумуляторов батареи в процессе работы базовой машины. В таблице 7.3 приведены плотности и температуры замерзания электролита в зависимости от степени разряженности батареи.
Таблица 7.3 – Плотность и температура замерзания электролита
Состояние аккумуляторной батареи | Климатические зоны эксплуатации АКБ | |
полярная | умеренная | |
Батарея заряжена полностью: – рекомендуемая плотность* электролита; | 1,31 | 1,285 |
– температура замерзания электролита, °С | –65 | –59 |
Батарея разряжена на 25%: | ||
– плотность электролита | 1,27 | 1,245 |
– температура замерзания электролита, °С | –56 | –47 |
Батарея разряжена на 50%: | ||
– плотность электролита | 1,23 | 1,205 |
– температура замерзания электролита, °С | –40 | –27 |
* Плотности электролита указаны при температуре 15°С
6. Усложняется обнаружение и устранение отказов в изделии.
В условиях низких температур значительно усложняются обнаружение и устранение внезапных отказов, возникающих в изделиях при эксплуатации в рабочем режиме.
В случаях возникновения внезапных отказов в рабочем режиме эксплуатации обслуживающий персонал вынужден устанавливать причины отказа и устранять обнаруженные неисправности на морозе, при холодном ветре и снежных буранах. Работа в этих условиях сопряжена с большими трудностями, иногда приводящими к обмораживанию и заболеванию номеров расчета. Если устранение отказов связано со значительным временем и остановкой базового двигателя, то последующий пуск остывшего двигателя сильно затрудняется. В таких случаях для пуска двигателя часто требуется дополнительная техническая помощь.
Практика эксплуатации различных изделий при низких температурах показывает, что большинство отказов происходит из-за неисправностей двигателей базовых машин и специальных автономных агрегатов.
Неисправности возникают чаще всего в системах охлаждения и топливной, а также в узлах электрооборудования. В специальных (артиллерийских) частях, пусковых установках и других изделиях отказы чаще всего наблюдаются в гидравлических, пневматических системах и блоках специального электрооборудования.
Для сохранения надежности вооружения при его эксплуатации в условиях низких температур необходимо знать и выполнять следующие основные требования:
– укомплектовать вооружение штатными средствами обогрева, облегчения пуска двигателей и повышения проходимости машин, а также утеплить аккумуляторные батареи;
– тщательно и высококачественно выполнять сезонные обслуживания изделий;
– во время проведения контрольных осмотров и технических обслуживаний особое внимание обращать на состояние аккумуляторных батарей; при этом необходимо тщательно проверять уровень и плотность электролита, степень разряженности батарей, принимать меры по утеплению и обогреву их;
– применять для всего вооружения горючее, масла, смазки, специальные жидкостей и электролит, предусмотренные для этих условий эксплуатационной документацией;
– насосы и моторы гидросистем включать в работу в начале на холостом ходу и только после прогрева масла (3…5 мин) под нагрузку;
– при стрельбе из артиллерийских орудий по возможности производить прогревные выстрелы на уменьшенных зарядах или искусственный откат;
– не допускать резких колебаний температуры в кабинах и внутри кузовов, рубок, отделений, отсеков образцов вооружения;
– своевременно удалить влагу, образовавшуюся на аппаратуре, пультах, приборах, штепсельных разъемах, контактах, волноводах;
- тщательно просушивать и протирать аппаратуру, особенно детали высоковольтных устройств, следить за степенью обводненности влагопоглотителя патронов осушки и своевременно их менять;
– проводить во избежание повреждения редукторов и приводных двигателей начальную прокрутку механизмов вращения на малых оборотах, плавно повышая скорость вращения и не производя резких остановок и реверсов;
– соблюдать установленный режим обогрева аппаратуры.
– не допускать попадания снежной пыли и образования влаги и ледяных корок на аппаратуре, пультах, приборах и в штепсельных разъемах;
– своевременно удалять лед и снег с поверхностей изделий;
– тщательно просушивать и протирать аппаратуру (особенно детали высоковольтных устройств) при появлении внутри блоков влаги в виде отпотевания;
– свертывать и развертывать выносные кабели, шланги после предварительного обогрева; при отсутствии средств обогрева эти работы необходимо проводить осторожно, не допуская рывков и резких ударов;
– в процессе работы тщательно следить за состоянием наружных штепсельных разъемов, контактов, микровыключателей и других узлов электрооборудования;
– при образовании ледяных пробок в коммуникациях пневматических, гидравлических систем прогревать их и продувать конденсат сжатым воздухом;
– для предотвращения растрескивания колес в начале движения (до прогрева шин) не допускать, больших скоростей движения артиллерийских орудий и других образцов вооружения.
7.1.2 Особенности эксплуатации вооружения в условиях сухого, жаркого климата
Климатические условия в пустынях характеризуются:
– высокой температурой окружающего воздуха (до 55°С);
– низкой относительной влажностью (до 10%);
– резкими суточными колебаниями температуры (до 40°С);
– песчаными и пыльными ветрами и бурями;
– большой плотностью солнечной радиации.
Эксплуатация вооружения в условиях сухого жаркого климата имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1. Перегрев двигателей внутреннего сгорания и уменьшение их мощности.
Исследования показывают, что при температуре окружающего воздуха 32–35°С и большой частоте вращения (около 2000 мин–1) мощность двигателя составляет 40—45% номинальной, определяемой по внешней характеристике;
2. Нарушение подачи бензина из-за образования паровых пробок.
Это явление связано с тем, что при высокой температуре окружающей среды и интенсивном облучении солнечными лучами двигателей в топливопроводах легкокипящие углеводороды бензина превращаются в парообразное состояние, образуя при этом паровые пробки. По внешним признакам это явление похоже на засорение топливопроводов. Особенно сильно нагреваются магистраль и узлы топливной системы при остановке изделия после длительной работы двигателя с полной нагрузкой. В этом случае после небольшого перерыва (5…10 мин) возникают большие трудности для повторного пуска двигателя;
3. Повышенное испарение дистиллированной воды из электролита аккумуляторов.
4. Значительное уменьшение вязкости масел, смазок и спецжидкостей и в связи с этим увеличение внутренних и внешних утечек их из узлов и агрегатов гидросистем, приводящее иногда к дополнительным отказам систем.
На рисунках 7.3 и 7.4 показаны графические зависимости утечек в распределительных устройствах с цилиндрическим и плоским золотниками от температуры рабочей жидкости. Из рисунков видно, что утечки с повышением температуры возрастают, особенно для распределителей с цилиндрическим золотником.
Исследования также показали, что с повышением температуры уменьшается усилие, развиваемое электромагнитом в гидравлических электромагнитных кранах. Причес наиболее интенсивное понижение усилия наблюдается при температуре более 100°С.
Рисунок 7.3 – Зависимость утечек от температуры рабочей жидкости агрегатов, имеющих цилиндрические золотники: 1- трехходовой кран; 2 - духступенчатый распределитель
Рисунок 7.4 – Зависимость утечек от температуры рабочей жидкости для
распределительного крана с плоским золотником: 1- при р = 22 МПа;
2- при р = 5 МПа (электромагнит включен); 3- при р = 5 МПа (электромагнит выключен); 4- при р = 22 МПа (электромагнит выключен)
5. Вытекание смазок из негерметизированных узлов и высыхание их в открытых передачах, приводящие к увеличению трения и быстрому износу трущихся деталей.
6. Выход из строя измерительных приборов из-за высыхания в них смазок. В этих случаях смазывание механических узлов в них прекращается, в результате чего происходит быстрое изнашивание деталей и заедание.
7. Интенсивное изнашивание резиновых шин при движении по раскаленным дорогам или песку; при этом шины нагреваются до70…80°С, интенсивность их износа возрастает с увеличением температуры и скорости движения.
8. Резиновые уплотнения дверных проемов и окон в кабинах и кузовах специальных автомобилей под действием высокой температуры и солнечных лучей высыхают и отклеиваются, на них появляются трещины и разрывы.
9. Ремни вентиляторов и шкивов приходят в негодность из-за чрезмерного вытягивания и расслоения, долговечность таких деталей уменьшается в два-три раза.
10. Детали из пластмасс при высокой температуре и под воздействием солнечных лучей размягчаются, теряют свой внешний вид и изменяют геометрическую форму. Хлорвиниловые изоляционные оплетки электропроводки становятся хрупкими, на них появляются трещины.
11. Оцинкованные и пассивированные детали под действием солнечных лучей, пыли, ветра в течение сравнительно короткого времени теряют свои покрытия.
12. Лакокрасочные покрытия под действием пыли, солнечной радиации, ветра и влаги изменяют свой цвет, и интенсивно разрушаются;
13. Большая запыленность воздуха. В районах с сухим жарким климатом в период ветров в воздухе содержится большое количество пыли. Высокая запыленность воздуха вызывает повышенное изнашивание агрегатов и узлов; при этом особенно интенсивно изнашиваются пальцы и втулки рессор, карданы и шкворневые сочленения изделий, и другие открытые трущиеся сопряжения ходовых частей артиллерийских орудий и пусковых установок. Под действие движущегося песка разрушаются лакокрасочные покрытия. Некоторые частицы пыли очень гигроскопичны и существенно увеличивают скорость коррозии. Большое содержание пыли вызывает ускоренное засорение фильтров пневматических, гидравлических и топливных систем. Кроме того, вследствие недостаточной герметичности кабин и кузовов в них проникает много пыли, забивающей труднодоступные для уборки места. Пыль попадает в узлы и блоки пультовой аппаратуры, в результате чего в электрических системах могут возникать внезапные отказы в виде коротких замыканий, снижения сопротивления изоляции и отказов функционирования систем. Например, в блоках аппаратуры, где имеются контактные устройства, до 80 % отказов в работе контактов происходит вследствие влияния пыли.
Большая запыленность воздуха создает большие трудности для маршей подразделений и частей во время занятий и учений.
Запыленность воздуха определяют содержанием пыли в граммах, находящейся в одном кубическом метре воздуха (таблица 7.4). При запыленности воздуха в 1,5 г/м3 впереди идущую машину на расстоянии 3…5 м не видно.
В районах с сухим жарким климатом на дорогах, не имеющих твердого покрытия, даже в периоды безветрия при движении колонны машин в воздух поднимается большое количество пыли.
В сухие летние месяцы содержание пыли достигает 1,5 г/м3, а на дорогах с лессовыми грунтами – 2 г/м3.
Таблица 7.4 – Запыленность воздуха при различных условиях движения
Условия движения | Запыленность воздуха, г/м3 |
Одиночная машина по булыжному шоссе | 0,05 |
Одиночная машина по пахоте | 0,3–0,6 |
Одиночная машина по малопроезжей проселочной дороге | 0,5–0,6 |
Колонна машин по малопроезжей проселочной дороге | 1–1,5 |
Одиночная машина по разбитой проселочной дороге | 2–4 |
Колонна машин по разбитой проселочной дороге | 3–5 |
Для сохранения надежности вооружения при эксплуатации его в условиях сухого жаркого климата необходимо знать и выполнять следующие основные требования:
– сокращать сроки работы РАВ до очередных номерных технических обслуживаний (ТО-1 и ТО-2) на 20–30%;
– проводить дополнительные осмотры РАВ после сильных и продолжительных песчаных бурь;
– во время проведения контрольных осмотров перед выходом образцов вооружения из парка особое внимание обращать на состояние аккумуляторных батарей, фильтров воздушных, гидравлических и тпливных систем, наличие и состояние смазки и масла в различных узлах и агрегтах;
– принимать меры по защите двигателей от прегрева и понижения мощности во время работы;
– контролировать температуру внутри кузовов, прицепов, рубок, в которых размещена аппаратура, не допуская повышения температуры сверхустановленных норм;
– следить за исправностью вентиляторов и вентиляционных люков (при необходимости держать эти люки открытыми, а вентиляторы включенными как во время боевой работы, так и в перерывах между включениями пультовой аппаратуры). Использовать вооружение с неисправными вентиляторами в условиях высоких температур запрещается;
– регулярно проверять состояние каналов стволов артиллерийских орудий и минометов. При наличии пыли и песка проводить тщательную очистку. Стволы необходимо осматривать перед каждой стрельбой и в перерывах между стрельбами;
– производить в полевых условиях техническое обслуживание РАВ, связанное с разборкой узлов и механизмов, только в укрытиях или в палатках;
– систематически очищать от пыли пульты, приборы, механизмы и узлы вооружения;
– регулярно очищать от пыли поверхности аккумуляторных батарей, отверстия вентиляционных пробок, а также пульты, приборы, механизмы и узлы РАВ;
– при обслуживании открытых сопряжений их необходимо промывать растворителем и насухо протирать. Смазывать их не рекомендуется, так как пыль, попадая в смазку, увеличивает силу трения и износ сопряжений;
– принимать меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий;
- применять для всего вооружения горючее, масла, смазки, специальные жидкости и электролит, предусмотренные для этих условий эксплуатационной документацией.
7.1.3 Особенности эксплуатации вооружения в условиях повышенной влажности
Климатические условия тропической зоны характеризуются:
– повышенной относительной влажностью воздуха (более 80%);
– высокой температурой окружающего воздуха (максимальная температура достигает +40°С - 60°С);
– частыми дождями (ливнями);
– наличием большого количества различных биологических вредителей (насекомых, плесени и т. п.).
Влажность существенно влияет на свойства твердых тел, а, следовательно, эксплуатационные характеристики и надежность изделий зависит от влажности. Если влага воздействует, например, на изоляционный материал, то она проникает в него, влияет на его свойства, а иногда это сопровождается набуханием, что приводит к разрушению. Это объясняется тем, что размер молекул воды меньше, чем межатомные размеры в некоторых материалах, а также тем, что межмолекулярные расстояния, например в изоляционных материалах, превышают размеры молекул воды.
Эксплуатация вооружения в условиях тропического климата имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1. Усиление коррозии поверхностей металлических деталей.
Коррозия деталей возникнет как при непосредственном попадании на них воды, так и вследствие конденсации на поверхностях, в последнем случае коррозия протекает под тончайшим невидимым слоем влаги электролита. Усиление коррозии происходит при наличии загрязнения на поверхностях деталей. Скорость коррозии в значительной степени зависит от относительной влажности воздуха; существует некоторая критическая относительная влажность воздуха, выше которой при прочих равных условиях наступает резкое возрастание коррозии металла. Экспериментальными исследованиями установлено, что критическая относительная влажность находится в пределах 65–70%. Коррозии подвергаются как наружные открытые, так и внутренние негерметичные поверхности деталей механических и электрических узлов и блоков.
2. Повреждение и разрушение неметаллических материалов и деталей плесенью.
Воздействию плесени подвергаются детали, изготовленные из дерева, текстиля, войлока, бумаги, кожи, резины и некоторых видов пластмасс и лакокрасочных материалов. Развитию плесени способствуют различные загрязнения.
3. Повреждение и разрушение некоторых неметаллических материалов насекомыми.
Наиболее опасными насекомыми являются моль, термиты, комары и др. Моль разрушает шерстяные, войлочные и фетровые детали. Большой ущерб наносят насекомые радиоэлектронной и пультовой аппаратуре; проникая через щели и отверстия в блоки, пульты и штепсельные разъемы, насекомые погибают в них, чем могут вызывать отказы в работе пультовой аппаратуры;
4. Уменьшение сопротивления изоляции электрооборудования, кабельных сетей, электропроводки.
Наличие влажности в элементах электрооборудования приводит к появлению отказов, связанных с уменьшением сопротивления изоляции;
5. Наличие коротких замыканий между токоведущими частями и корпусом изделия, а также внутри пультовой аппаратуры и между контактами штепсельных разъемов.
Короткие замыкания в этих случаях могут возникать от скопления влаги в выемках, углублениях, на внутренних поверхностях узлов и блоков пультовой аппаратуры, а также в результате образования плесени и попадания насекомых.
Для сохранения надежности вооружения при его эксплуатации в условиях тропического климата необходимо знать и выполнять следующие основные требования:
– проводить внеочередные выборочные осмотры вооружения;
– после сильных дождей проводить текущие обслуживания вооружения;
– принимать меры по предупреждению коробления деревянных и коррозии металлических частей вооружения путем периодической подкраски поверхностей, смазки неокрашенных мест, просушки кабин, кузовов и прицепов путем включения отопительных устройств при обязательном проветривании;
– проверять состояние наружной герметизации, резиновых и других уплотнений, затяжку болтов крышек люков;
– следить за величиной сопротивления изоляции электрических цепей;
– при проведении текущих обслуживании тщательно очищать кабины, кузова, блоки и пульты от попавших в них насекомых;
– при развертывании электрических кабельных сетей особое внимание обращать на состояние штепсельных разъемов, не допуская попадания в них влаги, плесени и насекомых;
- принять меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий;
- контролировать в установленные сроки состояние внутренних поверхностей оборудования, механических узлов, не допускать в них появления и скопления влаги;
– периодически проветривать и просушивать чехлы, укладочные ящики, ЗИП и другое вспомогательное оборудование и материалы;
– включать электрооборудование и пультовую аппаратуру только после предварительной протирки сухой ветошью и просушки;
– при работе в ненастную погоду следить за тем, чтобы на элементы аппаратуры не попадала влага, а кабельная сеть и штепсельные разъемы не находились в воде;
– применять для осушки воздуха влагопоглотитель.
7.1.4 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ
В условиях ГОРНОЙ МЕСТНОСТи
Горные районы с точки зрения эксплуатации вооружения и военной техники характеризуются:
– малым количеством дорог, ограниченной шириной проезжей части, частыми и крутыми спусками, подъемами и поворотами. Подъемы и спуски могут достигать протяженности 15–20 км;
– изменением основных параметров атмосферы (температуры, плотности и давления воздуха). Температура воздуха с увеличением высоты через каждые 1000 м понижается на 6,5°С. В осенние и весенние периоды года, а в некоторых местах и в летние месяцы на больших высотах бывают густые туманы, ограничивающие видимость до 3 м;
– наличием горных рек, отличающихся быстрым течением и постоянно меняющимся уровнем воды.
Давление воздуха оказывает существенное влияние на свойства изделий, так как при изменении давления резко меняется теплоемкость воздуха, что нарушает температурный режим изделий РАВ. С увеличением давления падает длина свободного пробега ионов и, как следствие этого, возрастает пробивное напряжение.
Эксплуатация вооружения и военной техники в горных районах имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
– ограничение скорости движения подразделений и частей из-за частых подъемов, поворотов и по причине жестких мер безопасности движения;
– перегрев двигателей из-за форсированных режимов работы на длительных и крутых подъемах (при малых скоростях движения);
– уменьшение мощности двигателя от изменения плотности воздуха. Для карбюраторных двигателей на каждые 1000 м высоты мощность двигателя снижается на 12%;
– перегрев тормозов от частых и длительных торможений на протяженных спусках и многочисленных и крутых поворотах;
– нарушение работы системы пневмотормозов. Из-за частого торможения не хватает запаса воздуха в ресиверах (баллонах) пневмосистем;
– возможность скатывания или сползания транспортных средств и автопоездов (орудие с тягачом), находящихся на подъемах или спусках;
– интенсивное изнашивание шин, колес и гусениц;
– появление горной (морской) болезни у личного состава подразделений и частей;
– увеличенный расход топлива.
Для сохранения надежности вооружения и военной техники при эксплуатации их в условиях горной местности необходимо знать и выполнять следующие основные требования:
– личный состав расчетов (экипажей) и особенно водительский состав должны пройти специальную подготовку по использованию и обслуживанию техники в горных условиях;
– особенно тщательно следить за состоянием тормозов, механизмов и приводов управления и их регулировкой, укладкой и креплением боеприпасов, комплектов ЗИП и других предметов комплектования образцов РАВ;
– укомплектовывать образцы РАВ специальными горными тормозами, упорами (башмаки или подкладки под колеса и гусеницы), приспособлениями для повышения проходимости, самовытаскивания, буксировки и т. д.;
– при высотах более 3000 м над уровнем моря заправлять системы охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью;
– поддерживать температурный режим образцов РАВ, контролировать сопротивление изоляции ввиду резких колебаний температуры в течение суток;
– проводить дополнительные работы по техническому обслуживанию компрессорных станций и по регулировке систем питания двигателей бензо- и дизель-электрических агрегатов;
– принимать меры к повышению электрической прочности волноводов зенитного ракетного и радиолокационного вооружения;
– принимать меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий.
– следует обеспечить личный состав теплой одеждой, а механиков-водителей защитными очками;
– командирам всех степеней особое внимание обращать на строгое и точное проведение контрольных осмотров перед маршем, на привалах и остановках. При этом более тщательно проверять работу тормозной системы, сцепных устройств для буксировки орудий и прицепов, стопорных устройств, ходовой части и световой сигнализации;
– в целях предотвращения поломок сошников и поручней станин на буксируемых артиллерийских орудиях необходимо заблаговременно (еще при подготовке) снять или развернуть в обратную сторону задние буфера на тягачах;
– в целях предупреждения скатывания и сползания транспортных средств и автопоездов при совершении марша по возможности не останавливаться на спусках и особенно на подъемах;
– во время движения машин водители должны внимательно следить за давлением воздуха в пневмосистеме, температурой и испарением охлаждающей жидкости (воды) в радиаторах; иметь всегда запас воды (охлаждающей жидкости);
– регулировка и обслуживание тормозной системы в горных районах должны проводиться ежедневно.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 3845.