Эксплуатация вооружения в различных климатических условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ракетно-артиллерийское вооружение эксплуатируется в разнообразных климатических условиях, поэтому очень важно изучить способы обеспечения безотказной работы изделий в различных условиях эксплуатации и принимать соответствующие предупредительные меры.

На территории нашей страны встречается большое разнообразие климатических и географических зон, резко различающихся между собой. Так, например, в районах Крайнего Севера температура достигает – 70°С, а продолжительность зимнего, периода доходит до 300 дней. В то же время в южных районах Средней Азии, Кавказа и Крыма зимы практически не бывает, а в летние периоды температура достигает +50°С.

По условиям эксплуатации вооружения и техники в зависимости от климатических условий можно выделить четыре характерные зоны: северную – холодную или полярную, южную – сухую и жаркую или пустынную, южную – с повышенной влажностью или тропическую и умеренную.

В таблице 7.1 приведены сезонные и суточные колебания температуры указанных зон.

 

Таблица 7.1 – Сезонные и суточные колебания температуры, °С

Наименование зоны

Колебания температуры, °С

климатическое географическое сезонные суточные
Полярная Северная от –70 до +25 20
Пустынная Южная, сухая, жаркая от –10 до +50 40
Тропическая Южная с повышенной влажностью от 0 до +45 20
Умеренная Центральная от –20 до +40 25

 

Умеренная климатическая зона характеризуется летним и зимним периодами эксплуатации вооружения и военной техники. Эти периоды условно определяются температурой наружного воздуха. Переход на летний период осуществляется при температуре воздуха выше 5°С, а на зимний – ниже 5° С.

Сроки перехода на указанные периоды эксплуатации в войсках обычно устанавливаются приказом командующего войсками военного округа. На основании этого приказа в частях организуется работа по подготовке вооружения и военной техники, средств технического обслуживания и ремонта, а также парков к предстоящему периоду эксплуатации. В целях конкретной реализации указанного приказа в частях разрабатывается план мероприятий по организации занятий с личным составом, по техническому обслуживанию военной техники и подготовке парков и хранилищ. В соответствии с планом мероприятий, утвержденным командиром части, его заместитель по вооружению, начальники служб и командиры подразделений организуют обслуживание техники и вооружения, руководят работой расчетов (экипажей), ремонтных подразделений и лично контролируют качество подготовки каждого образца вооружения и военной техники.

Для случаев, когда организуются учения или боевые действия в горах, пустынно-песчаных и в других районах, войскам, постоянно не дислоцируемым в них, также отдается приказ по округу и разрабатывается соответствующий план мероприятий по обеспечению действий частей в указанных районах. Важное значение имеет подготовка личного состава.

При подготовке вооружения и военной техники проводятся следующие работы:

– сезонное техническое обслуживание (ТО), совмещаемое с очередными ТО–1 или ТО–2. Сроки проведения этих ТО определяются планом ТО и ремонта вооружения, разрабатываемым ежегодно начальником службы вооружения;

– специальные работы по подготовке и обслуживанию различных составных частей изделия, предусмотренные эксплуатационной и нормативной документацией.

Готовность вооружения и военной техники к эксплуатации в особых условиях последовательно проверяется командирами взводов, рот (батарей). По окончании работ, связанных с подготовкой техники к эксплуатации в особых условиях, отдается приказ по части о готовности техники к эксплуатации в указанных условиях.

 

7.1.1 Особенности эксплуатации вооружения в условиях низких температур

Наиболее сильные изменения режимов работы изделий происходят при низких температурах; Для подготовки техники и личного состава к работе в этих сложных условиях требуется проведение технических и организационных мероприятий.

Особенности эксплуатации вооружения при низких температурах состоят в следующем.

1. Появляется опасность возникновения отказов, связанная с изменением физических свойств эксплуатационных материалов.

С понижением температуры в некоторых эксплуатационных материалах (топливе, маслах, смазках, специальных жидкостях), находящихся в жидком агрегатном, состоянии значительно увеличивается их вязкость.

Известно, что вязкость капельных жидкостей (минеральных масел и синтетических жидкостей) с увеличением температуры падает. Объясняется это тем, что в таких жидкостях молекулы расположены гораздо ближе друг к другу, чем, например, в газах, и вязкость вызывается силами молекулярного сцепления. Эти силы с увеличением температуры уменьшаются, поэтому вязкость падает.

Влияние температуры на вязкость можно оценить формулой

,                                    (1)

где m и mО – динамическая вязкость при температуре Т и Т0; b – коэффициент, значение которого для минеральных масел изменяется в пределах 0,02…0,03.

При изменении температуры минеральных масел от 223 до 323 K (т.е. на 100 K) их вязкость меняется почти в 250 раз! В связи с этим вязкость рабочих жидкостей значительно ограничивает диапазон рабочих температур гидросистем образцов РАВ.

Характер изменения вязкости некоторых эксплуатационных материалов в зависимости от температуры и давления представлен на рисунках 7.1, 7.2 и в таблице 7.2.

Вязкость жидкости оказывает непосредственное влияние на рабочие процессы и явления, происходящие при эксплуатации как отдельных элементов гидрооборудования, так и всей гидросистемы образцов ВВТ. В частности:

А. Вязкость рабочей жидкости оказывает существенное влияние на величину утечек в щелевых уплотнениях гидравлических распределителей, гидромоторов и насосов. С уменьшением вязкости утечки возрастают.

Б. Она влияет на величину гидравлического сопротивления у дросселей, рабочих окон гидрораспределителей и других местных сопротивлений. С увеличением вязкости их гидравлическое сопротивление потоку увеличивается.

 

Рисунок 7.1 – Зависимость кинематической вязкости от температуры Рисунок 7.2 – Зависимость кинематической вязкости гидравлического масла типа МГЕ – 10А от давления и температуры

 

Таблица 7.2 – Зависимость вязкости масел от изменения температуры

Температура,

°С

Кинематическая вязкость, 10–6 м2

Масло АГМ-10 Масло АГМ Веретенное масло Индустриальное масло 20 «Стеол-М»
100 6 4 4,5 5 1,5
50 10 9 12–14 17–23 3,14
20 16 26 49 75 9
0 42 70 180 260 26,6
–20 130 260 1000 128
–40 450 1250 10000 1710
–50 1250 4000 3920

 

В. При чрезвычайно высокой вязкости нарушается сплошность потока, происходит не заполнение рабочих камер гидронасоса, снижается подача и ресурс насоса – наиболее ответственного агрегата гидросистемы.

Г. Поскольку вязкость рабочей жидкости характеризует ее смазывающую способность, то, как правило, с уменьшением вязкости ухудшаются условия смазки скользящих поверхностей элементов и узлов гидравлических систем.

Д. Вязкость жидкости определяет силу вязкого трения подвижных элементов устройств управления гидропривода, которая часто является демпфирующим фактором. С уменьшением вязкости демпфирующие свойства ухудшаются.

На практике вязкость жидкости определяется специальными приборами, называемыми вискозиметрами, простейшим из которых являются вискозиметры Энглера и Оствильда.

При значительном увеличении вязкости смазок и масел резко возрастают сила трения, энергетические потери и снижается КПД механизмов.

В результате значительного увеличения вязкости смазок и масел в некоторых узлах и агрегатах возможны случаи возникновения внезапных отказов. Например, при включении гидросистем под нагрузкой возможны поломки приводных валиков и муфт. В результате загустевания смазки в редукторах механизмов наведения артиллерийских орудий возможны случаи тугого хода и отказов. Кроме того, возможны случаи ненормальной (неэнергичной) работы механизмов затворов. При очень сильных морозах возможны обрывы штоков противооткатных устройств вследствие резкого увеличения силы сопротивления откату при загустевании смазки «Стеол-М» или ПОЖ-70.

В специальных автомобилях, имеющих включение насосов и других исполнительных органов через коробки отбора мощности (КОМ), возможны случаи невключения механизмов в работу из-за загустевания смазки.

2. Появляется опасность возникновения отказов, связанная с изменением механических характеристик некоторых металлов и неметаллических материалов.

При низких температурах изменяют свои характеристики некоторые металлы и неметаллические материалы.

Например, углеродистые стали снижают сопротивление ударным нагрузкам; чугун и стали с присадками кремния и марганца (рессорные и пружинные стали) приобретают повышенную склонность к изломам. Поэтому в изделиях возможны случаи поломки рессор, пружин и других деталей, подверженных ударным и вибрационным нагрузкам.

В узлах и блоках электрооборудования, имеющих пайку, выполненную на припое, содержащем олово, при температурах минус 30°С и ниже значительно снижается механическая прочность паяных соединений.

Детали, изготовленные из резины и прорезиненной ткани, под действием низкой температуры теряют упругость, вследствие чего в них образуются трещины. В резине наблюдается стеклование, что приводит к повышенной ее хрупкости, особенно при ударной нагрузке. В большей степени этому явлению подвержены колеса орудий, автомобилей и различные наружные резиновые шланги и кабели.

Большинство пластмассовых деталей при низких температурах ухудшают свои механические характеристики; такие детали становятся более хрупкими, чем при обычной температуре. Прокладки, изготовленные из фторопласта, при поджатии их на морозе получают остаточные деформации. В результате нарушается герметичность гидравлических и пневматических систем. Резиновые сальники и манжеты в уплотнениях гидравлических систем также замерзают и теряют эластичность. В местах с повышенными зазорами, где имеет место большая деформация сальника, последний растрескивается, а иногда и ломается.

Особую опасность представляет потеря эластичности резиновыми шлангами тормозного привода, давление в которых при экстренном торможении достигает больших величин.

3. Появляется опасность возникновения отказов из-за замерзания жидкостей в различных узлах и системах изделия.

При минусовых температурах окружающего воздуха возможно появление отказов, связанных с замерзанием влаги, имеющейся в гидравлических и воздушных системах изделий, а также в системах охлаждения двигателей. Ледяные пробки в указанных системах могут образовываться при резких перепадах температуры атмосферного воздуха и при большой влажности. В этих случаях вначале происходит конденсация паров, а затем замерзание образовавшейся влаги. В результате могут возникнуть отказы в воздушных редукторах, клапанах, золотниках и других узлах пневматических, гидравлических и топливных систем. Ледяные пробки обычно образуются в местах скопления влаги. Такими местами являются изгибы трубопроводов дугой вниз, участки трубопровода, расположенные ниже основной магистрали, фильтры, отстойники и другие выемки и углубления в узлах и деталях. Наличие пыли и грязи в указанных местах способствует более интенсивному образованию пробок даже при отсутствии влаги. Поэтому фильтры, отстойники и другие узлы гидравлических, пневматических и топливных систем в зимних условиях необходимо тщательно и своевременно обслуживать и периодически осматривать.

4. Затрудняется пуск холодных двигателей.

При низких температурах окружающей среды затрудняется пуск холодных двигателей, особенно дизельных. При применении стандартных топлив и масел, рекомендуемых инструкциями по эксплуатации, нормальный пуск большинства карбюраторных двигателей без применения каких-либо дополнительных средств облегчения пуска обеспечивается при температурах от минус 10 до минус 15°С. Дизельные двигатели можно уверенно пустить только при температуре не ниже 5°С.

5. Ухудшаются электрические характеристики аккумуляторных батарей.

Понижение температуры приводит к снижению работоспособности аккумуляторных батарей. Объясняется это явление падением напряжения на зажимах, уменьшением емкости и недостаточным подзарядом батареи во время работы образцов ВВТ при низких температурах.

Известно, что напряжение U на зажимах аккумуляторной батареи при разряде можно определить по формуле

где Е – электродвижущая сила аккумуляторной батареи, В;

I – сила разрядного тока, А;

R – внутреннее сопротивление батареи, Ом.

На величину напряжения U большое влияние оказывает сопротивление соединений, пластин, сепараторов и электролита. При этом сопротивление свинцовых пластин и соединений мало, с изменением температуры оно практически не меняется. Сопротивление же сепараторов зависит от их проницаемости, которая уменьшается с понижением температуры, так как каналы для прохождения электролита уменьшаются в своих размерах и увеличивается вязкость электролита.

Емкость батареи резко уменьшается с понижением температуры, основной причиной этого является увеличение вязкости электролита. При понижении температуры электролита на 1°С емкость батареи уменьшается на 1,0–1,5%.

Отрицательное влияние низкой температуры на разрядную характеристику батареи особенно сказывается при разряде ее большими токами.

Низкая температура влияет так же и на подзаряд аккумуляторной батареи во время работы изделия. Если температура электролита батареи 5°С и ниже, то она систематически недозаряжается от генератора базовой машины.

Эксперименты показывают, что при температуре электролита, равной 40°С, аккумуляторная батарея, разряженная на 50%, полностью заряжается за 6 ч. При температуре же минус 10°С и том же зарядном токе батарея за то же время заряжается только на 62% своей емкости. Таким образом, при низкой температуре электролита подзаряд батареи до ее номинальной емкости на работающем изделии практически невозможен.

Кроме указанных отрицательных явлений в эксплуатации аккумуляторных батарей при низких температурах возможны также еще и случаи замерзания электролита в них. Это явление наиболее опасно, так как приводит к разрыву корпуса аккумулятора и полному выходу его из строя. Снижение плотности электролита в холодное время года происходит из-за систематической недозарядки аккумуляторов батареи в процессе работы базовой машины. В таблице 7.3 приведены плотности и температуры замерзания электролита в зависимости от степени разряженности батареи.

 

Таблица 7.3 – Плотность и температура замерзания электролита

Состояние аккумуляторной

батареи

Климатические зоны

эксплуатации АКБ

полярная умеренная
Батарея заряжена полностью: – рекомендуемая плотность* электролита; 1,31 1,285
– температура замерзания электролита, °С –65 –59
Батарея разряжена на 25%:    
– плотность электролита 1,27 1,245
– температура замерзания электролита, °С –56 –47
Батарея разряжена на 50%:    
– плотность электролита 1,23 1,205
– температура замерзания электролита, °С –40 –27

* Плотности электролита указаны при температуре 15°С

 

6. Усложняется обнаружение и устранение отказов в изделии.

В условиях низких температур значительно усложняются обнаружение и устранение внезапных отказов, возникающих в изделиях при эксплуатации в рабочем режиме.

В случаях возникновения внезапных отказов в рабочем режиме эксплуатации обслуживающий персонал вынужден устанавливать причины отказа и устранять обнаруженные неисправности на морозе, при холодном ветре и снежных буранах. Работа в этих условиях сопряжена с большими трудностями, иногда приводящими к обмораживанию и заболеванию номеров расчета. Если устранение отказов связано со значительным временем и остановкой базового двигателя, то последующий пуск остывшего двигателя сильно затрудняется. В таких случаях для пуска двигателя часто требуется дополнительная техническая помощь.

Практика эксплуатации различных изделий при низких температурах показывает, что большинство отказов происходит из-за неисправностей двигателей базовых машин и специальных автономных агрегатов.

Неисправности возникают чаще всего в системах охлаждения и топливной, а также в узлах электрооборудования. В специальных (артиллерийских) частях, пусковых установках и других изделиях отказы чаще всего наблюдаются в гидравлических, пневматических системах и блоках специального электрооборудования.

Для сохранения надежности вооружения при его эксплуатации в условиях низких температур необходимо знать и выполнять следующие основные требования:

– укомплектовать вооружение штатными средствами обогрева, облегчения пуска двигателей и повышения проходимости машин, а также утеплить аккумуляторные батареи;

– тщательно и высококачественно выполнять сезонные обслуживания изделий;

– во время проведения контрольных осмотров и технических обслуживаний особое внимание обращать на состояние аккумуляторных батарей; при этом необходимо тщательно проверять уровень и плотность электролита, степень разряженности батарей, принимать меры по утеплению и обогреву их;

– применять для всего вооружения горючее, масла, смазки, специальные жидкостей и электролит, предусмотренные для этих условий эксплуатационной документацией;

– насосы и моторы гидросистем включать в работу в начале на холостом ходу и только после прогрева масла (3…5 мин) под нагрузку;

– при стрельбе из артиллерийских орудий по возможности производить прогревные выстрелы на уменьшенных зарядах или искусственный откат;

– не допускать резких колебаний температуры в кабинах и внутри кузовов, рубок, отделений, отсеков образцов вооружения;

– своевременно удалить влагу, образовавшуюся на аппаратуре, пультах, приборах, штепсельных разъемах, контактах, волноводах;

- тщательно просушивать и протирать аппаратуру, особенно детали высоковольтных устройств, следить за степенью обводненности влагопоглотителя патронов осушки и своевременно их менять;

– проводить во избежание повреждения редукторов и приводных двигателей начальную прокрутку механизмов вращения на малых оборотах, плавно повышая скорость вращения и не производя резких остановок и реверсов;

– соблюдать установленный режим обогрева аппаратуры.

– не допускать попадания снежной пыли и образования влаги и ледяных корок на аппаратуре, пультах, приборах и в штепсельных разъемах;

– своевременно удалять лед и снег с поверхностей изделий;

– тщательно просушивать и протирать аппаратуру (особенно детали высоковольтных устройств) при появлении внутри блоков влаги в виде отпотевания;

– свертывать и развертывать выносные кабели, шланги после предварительного обогрева; при отсутствии средств обогрева эти работы необходимо проводить осторожно, не допуская рывков и резких ударов;

– в процессе работы тщательно следить за состоянием наружных штепсельных разъемов, контактов, микровыключателей и других узлов электрооборудования;

– при образовании ледяных пробок в коммуникациях пневматических, гидравлических систем прогревать их и продувать конденсат сжатым воздухом;

– для предотвращения растрескивания колес в начале движения (до прогрева шин) не допускать, больших скоростей движения артиллерийских орудий и других образцов вооружения.

 

7.1.2 Особенности эксплуатации вооружения в условиях сухого, жаркого климата

 

Климатические условия в пустынях характеризуются:

– высокой температурой окружающего воздуха (до 55°С);

– низкой относительной влажностью (до 10%);

– резкими суточными колебаниями температуры (до 40°С);

– песчаными и пыльными ветрами и бурями;

– большой плотностью солнечной радиации.

Эксплуатация вооружения в условиях сухого жаркого климата имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:

1. Перегрев двигателей внутреннего сгорания и уменьшение их мощности.

Исследования показывают, что при температуре окружающего воздуха 32–35°С и большой частоте вращения (около 2000 мин–1) мощность двигателя составляет 40—45% номинальной, определяемой по внешней характеристике;

2. Нарушение подачи бензина из-за образования паровых пробок.

Это явление связано с тем, что при высокой температуре окружающей среды и интенсивном облучении солнечными лучами двигателей в топливопроводах легкокипящие углеводороды бензина превращаются в парообразное состояние, образуя при этом паровые пробки. По внешним признакам это явление похоже на засорение топливопроводов. Особенно сильно нагреваются магистраль и узлы топливной системы при остановке изделия после длительной работы двигателя с полной нагрузкой. В этом случае после небольшого перерыва (5…10 мин) возникают большие трудности для повторного пуска двигателя;

3. Повышенное испарение дистиллированной воды из электролита аккумуляторов.

4. Значительное уменьшение вязкости масел, смазок и спецжидкостей и в связи с этим увеличение внутренних и внешних утечек их из узлов и агрегатов гидросистем, приводящее иногда к дополнительным отказам систем.

На рисунках 7.3 и 7.4 показаны графические зависимости утечек в распределительных устройствах с цилиндрическим и плоским золотниками от температуры рабочей жидкости. Из рисунков видно, что утечки с повышением температуры возрастают, особенно для распределителей с цилиндрическим золотником.

Исследования также показали, что с повышением температуры уменьшается усилие, развиваемое электромагнитом в гидравлических электромагнитных кранах. Причес наиболее интенсивное понижение усилия наблюдается при температуре более 100°С.

 

Рисунок 7.3 – Зависимость утечек от температуры рабочей жидкости агрегатов, имеющих цилиндрические золотники: 1- трехходовой кран; 2 - духступенчатый распределитель

 

Рисунок 7.4 – Зависимость утечек от температуры рабочей жидкости для

распределительного крана с плоским золотником: 1- при р = 22 МПа;

 2- при р = 5 МПа (электромагнит включен); 3- при р = 5 МПа (электромагнит выключен); 4- при р = 22 МПа (электромагнит выключен)

 

5. Вытекание смазок из негерметизированных узлов и высыхание их в открытых передачах, приводящие к увеличению трения и быстрому износу трущихся деталей.

6. Выход из строя измерительных приборов из-за высыхания в них смазок. В этих случаях смазывание механических узлов в них прекращается, в результате чего происходит быстрое изнашивание деталей и заедание.

7. Интенсивное изнашивание резиновых шин при движении по раскаленным дорогам или песку; при этом шины нагреваются до70…80°С, интенсивность их износа возрастает с увеличением температуры и скорости движения.

8. Резиновые уплотнения дверных проемов и окон в кабинах и кузовах специальных автомобилей под действием высокой температуры и солнечных лучей высыхают и отклеиваются, на них появляются трещины и разрывы.

9. Ремни вентиляторов и шкивов приходят в негодность из-за чрезмерного вытягивания и расслоения, долговечность таких деталей уменьшается в два-три раза.

10. Детали из пластмасс при высокой температуре и под воздействием солнечных лучей размягчаются, теряют свой внешний вид и изменяют геометрическую форму. Хлорвиниловые изоляционные оплетки электропроводки становятся хрупкими, на них появляются трещины.

11. Оцинкованные и пассивированные детали под действием солнечных лучей, пыли, ветра в течение сравнительно короткого времени теряют свои покрытия.

12. Лакокрасочные покрытия под действием пыли, солнечной радиации, ветра и влаги изменяют свой цвет, и интенсивно разрушаются;

13. Большая запыленность воздуха. В районах с сухим жарким климатом в период ветров в воздухе содержится большое количество пыли. Высокая запыленность воздуха вызывает повышенное изнашивание агрегатов и узлов; при этом особенно интенсивно изнашиваются пальцы и втулки рессор, карданы и шкворневые сочленения изделий, и другие открытые трущиеся сопряжения ходовых частей артиллерийских орудий и пусковых установок. Под действие движущегося песка разрушаются лакокрасочные покрытия. Некоторые частицы пыли очень гигроскопичны и существенно увеличивают скорость коррозии. Большое содержание пыли вызывает ускоренное засорение фильтров пневматических, гидравлических и топливных систем. Кроме того, вследствие недостаточной герметичности кабин и кузовов в них проникает много пыли, забивающей труднодоступные для уборки места. Пыль попадает в узлы и блоки пультовой аппаратуры, в результате чего в электрических системах могут возникать внезапные отказы в виде коротких замыканий, снижения сопротивления изоляции и отказов функционирования систем. Например, в блоках аппаратуры, где имеются контактные устройства, до 80 % отказов в работе контактов происходит вследствие влияния пыли.

Большая запыленность воздуха создает большие трудности для маршей подразделений и частей во время занятий и учений.

Запыленность воздуха определяют содержанием пыли в граммах, находящейся в одном кубическом метре воздуха (таблица 7.4). При запыленности воздуха в 1,5 г/м3 впереди идущую машину на расстоянии 3…5 м не видно.

В районах с сухим жарким климатом на дорогах, не имеющих твердого покрытия, даже в периоды безветрия при движении колонны машин в воздух поднимается большое количество пыли.

В сухие летние месяцы содержание пыли достигает 1,5 г/м3, а на дорогах с лессовыми грунтами – 2 г/м3.

Таблица 7.4 – Запыленность воздуха при различных условиях движения

Условия движения Запыленность воздуха, г/м3
Одиночная машина по булыжному шоссе 0,05
Одиночная машина по пахоте 0,3–0,6
Одиночная машина по малопроезжей проселочной дороге 0,5–0,6
Колонна машин по малопроезжей проселочной дороге 1–1,5
Одиночная машина по разбитой проселочной дороге 2–4
Колонна машин по разбитой проселочной дороге 3–5

 

Для сохранения надежности вооружения при эксплуатации его в условиях сухого жаркого климата необходимо знать и выполнять следующие основные требования:

– сокращать сроки работы РАВ до очередных номерных технических обслуживаний (ТО-1 и ТО-2) на 20–30%;

– проводить дополнительные осмотры РАВ после сильных и продолжительных песчаных бурь;

– во время проведения контрольных осмотров перед выходом образцов вооружения из парка особое внимание обращать на состояние аккумуляторных батарей, фильтров воздушных, гидравлических и тпливных систем, наличие и состояние смазки и масла в различных узлах и агрегтах;

– принимать меры по защите двигателей от прегрева и понижения мощности во время работы;

– контролировать температуру внутри кузовов, прицепов, рубок, в которых размещена аппаратура, не допуская повышения температуры сверхустановленных норм;

– следить за исправностью вентиляторов и вентиляционных люков (при необходимости держать эти люки открытыми, а вентиляторы включенными как во время боевой работы, так и в перерывах между включениями пультовой аппаратуры). Использовать вооружение с неисправными вентиляторами в условиях высоких температур запрещается;

– регулярно проверять состояние каналов стволов артиллерийских орудий и минометов. При наличии пыли и песка проводить тщательную очистку. Стволы необходимо осматривать перед каждой стрельбой и в перерывах между стрельбами;

– производить в полевых условиях техническое обслуживание РАВ, связанное с разборкой узлов и механизмов, только в укрытиях или в палатках;

– систематически очищать от пыли пульты, приборы, механизмы и узлы вооружения;

– регулярно очищать от пыли поверхности аккумуляторных батарей, отверстия вентиляционных пробок, а также пульты, приборы, механизмы и узлы РАВ;

– при обслуживании открытых сопряжений их необходимо промывать растворителем и насухо протирать. Смазывать их не рекомендуется, так как пыль, попадая в смазку, увеличивает силу трения и износ сопряжений;

– принимать меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий;

- применять для всего вооружения горючее, масла, смазки, специальные жидкости и электролит, предусмотренные для этих условий эксплуатационной документацией.

7.1.3 Особенности эксплуатации вооружения в условиях повышенной влажности

 

Климатические условия тропической зоны характеризуются:

– повышенной относительной влажностью воздуха (более 80%);

– высокой температурой окружающего воздуха (максимальная температура достигает +40°С - 60°С);

– частыми дождями (ливнями);

– наличием большого количества различных биологических вредителей (насекомых, плесени и т. п.).

Влажность существенно влияет на свойства твердых тел, а, следовательно, эксплуатационные характеристики и надежность изделий зависит от влажности. Если влага воздействует, например, на изоляционный материал, то она проникает в него, влияет на его свойства, а иногда это сопровождается набуханием, что приводит к разрушению. Это объясняется тем, что размер молекул воды меньше, чем межатомные размеры в некоторых материалах, а также тем, что межмолекулярные расстояния, например в изоляционных материалах, превышают размеры молекул воды.

Эксплуатация вооружения в условиях тропического климата имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:

1. Усиление коррозии поверхностей металлических деталей.

Коррозия деталей возникнет как при непосредственном попадании на них воды, так и вследствие конденсации на поверхностях, в последнем случае коррозия протекает под тончайшим невидимым слоем влаги электролита. Усиление коррозии происходит при наличии загрязнения на поверхностях деталей. Скорость коррозии в значительной степени зависит от относительной влажности воздуха; существует некоторая критическая относительная влажность воздуха, выше которой при прочих равных условиях наступает резкое возрастание коррозии металла. Экспериментальными исследованиями установлено, что критическая относительная влажность находится в пределах 65–70%. Коррозии подвергаются как наружные открытые, так и внутренние негерметичные поверхности деталей механических и электрических узлов и блоков.

2. Повреждение и разрушение неметаллических материалов и деталей плесенью.

Воздействию плесени подвергаются детали, изготовленные из дерева, текстиля, войлока, бумаги, кожи, резины и некоторых видов пластмасс и лакокрасочных материалов. Развитию плесени способствуют различные загрязнения.

3. Повреждение и разрушение некоторых неметаллических материалов насекомыми.

Наиболее опасными насекомыми являются моль, термиты, комары и др. Моль разрушает шерстяные, войлочные и фетровые детали. Большой ущерб наносят насекомые радиоэлектронной и пультовой аппаратуре; проникая через щели и отверстия в блоки, пульты и штепсельные разъемы, насекомые погибают в них, чем могут вызывать отказы в работе пультовой аппаратуры;

4. Уменьшение сопротивления изоляции электрооборудования, кабельных сетей, электропроводки.

Наличие влажности в элементах электрооборудования приводит к появлению отказов, связанных с уменьшением сопротивления изоляции;

5. Наличие коротких замыканий между токоведущими частями и корпусом изделия, а также внутри пультовой аппаратуры и между контактами штепсельных разъемов.

Короткие замыкания в этих случаях могут возникать от скопления влаги в выемках, углублениях, на внутренних поверхностях узлов и блоков пультовой аппаратуры, а также в результате образования плесени и попадания насекомых.

Для сохранения надежности вооружения при его эксплуатации в условиях тропического климата необходимо знать и выполнять следующие основные требования:

– проводить внеочередные выборочные осмотры вооружения;

– после сильных дождей проводить текущие обслуживания вооружения;

– принимать меры по предупреждению коробления деревянных и коррозии металлических частей вооружения путем периодической подкраски поверхностей, смазки неокрашенных мест, просушки кабин, кузовов и прицепов путем включения отопительных устройств при обязательном проветривании;

– проверять состояние наружной герметизации, резиновых и других уплотнений, затяжку болтов крышек люков;

– следить за величиной сопротивления изоляции электрических цепей;

– при проведении текущих обслуживании тщательно очищать кабины, кузова, блоки и пульты от попавших в них насекомых;

– при развертывании электрических кабельных сетей особое внимание обращать на состояние штепсельных разъемов, не допуская попадания в них влаги, плесени и насекомых;

- принять меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий;

- контролировать в установленные сроки состояние внутренних поверхностей оборудования, механических узлов, не допускать в них появления и скопления влаги;

– периодически проветривать и просушивать чехлы, укладочные ящики, ЗИП и другое вспомогательное оборудование и материалы;

– включать электрооборудование и пультовую аппаратуру только после предварительной протирки сухой ветошью и просушки;

– при работе в ненастную погоду следить за тем, чтобы на элементы аппаратуры не попадала влага, а кабельная сеть и штепсельные разъемы не находились в воде;

– применять для осушки воздуха влагопоглотитель.

 

 

7.1.4 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ

В условиях ГОРНОЙ МЕСТНОСТи

 

Горные районы с точки зрения эксплуатации вооружения и военной техники характеризуются:

– малым количеством дорог, ограниченной шириной проезжей части, частыми и крутыми спусками, подъемами и поворотами. Подъемы и спуски могут достигать протяженности 15–20 км;

– изменением основных параметров атмосферы (температуры, плотности и давления воздуха). Температура воздуха с увеличением высоты через каждые 1000 м понижается на 6,5°С. В осенние и весенние периоды года, а в некоторых местах и в летние месяцы на больших высотах бывают густые туманы, ограничивающие видимость до 3 м;

– наличием горных рек, отличающихся быстрым течением и постоянно меняющимся уровнем воды.

Давление воздуха оказывает существенное влияние на свойства изделий, так как при изменении давления резко меняется теплоемкость воздуха, что нарушает температурный режим изделий РАВ. С увеличением давления падает длина свободного пробега ионов и, как следствие этого, возрастает пробивное напряжение.

Эксплуатация вооружения и военной техники в горных районах имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:

– ограничение скорости движения подразделений и частей из-за частых подъемов, поворотов и по причине жестких мер безопасности движения;

– перегрев двигателей из-за форсированных режимов работы на длительных и крутых подъемах (при малых скоростях движения);

– уменьшение мощности двигателя от изменения плотности воздуха. Для карбюраторных двигателей на каждые 1000 м высоты мощность двигателя снижается на 12%;

– перегрев тормозов от частых и длительных торможений на протяженных спусках и многочисленных и крутых поворотах;

– нарушение работы системы пневмотормозов. Из-за частого торможения не хватает запаса воздуха в ресиверах (баллонах) пневмосистем;

– возможность скатывания или сползания транспортных средств и автопоездов (орудие с тягачом), находящихся на подъемах или спусках;

– интенсивное изнашивание шин, колес и гусениц;

– появление горной (морской) болезни у личного состава подразделений и частей;

– увеличенный расход топлива.

Для сохранения надежности вооружения и военной техники при эксплуатации их в условиях горной местности необходимо знать и выполнять следующие основные требования:

– личный состав расчетов (экипажей) и особенно водительский состав должны пройти специальную подготовку по использованию и обслуживанию техники в горных условиях;

– особенно тщательно следить за состоянием тормозов, механизмов и приводов управления и их регулировкой, укладкой и креплением боеприпасов, комплектов ЗИП и других предметов комплектования образцов РАВ;

– укомплектовывать образцы РАВ специальными горными тормозами, упорами (башмаки или подкладки под колеса и гусеницы), приспособлениями для повышения проходимости, самовытаскивания, буксировки и т. д.;

– при высотах более 3000 м над уровнем моря заправлять системы охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью;

– поддерживать температурный режим образцов РАВ, контролировать сопротивление изоляции ввиду резких колебаний температуры в течение суток;

– проводить дополнительные работы по техническому обслуживанию компрессорных станций и по регулировке систем питания двигателей бензо- и дизель-электрических агрегатов;

– принимать меры к повышению электрической прочности волноводов зенитного ракетного и радиолокационного вооружения;

– принимать меры по защите от воздействия солнечной радиации ракет, боеприпасов, оптических и резинотехнических изделий.

– следует обеспечить личный состав теплой одеждой, а механиков-водителей защитными очками;

– командирам всех степеней особое внимание обращать на строгое и точное проведение контрольных осмотров перед маршем, на привалах и остановках. При этом более тщательно проверять работу тормозной системы, сцепных устройств для буксировки орудий и прицепов, стопорных устройств, ходовой части и световой сигнализации;

– в целях предотвращения поломок сошников и поручней станин на буксируемых артиллерийских орудиях необходимо заблаговременно (еще при подготовке) снять или развернуть в обратную сторону задние буфера на тягачах;

– в целях предупреждения скатывания и сползания транспортных средств и автопоездов при совершении марша по возможности не останавливаться на спусках и особенно на подъемах;

– во время движения машин водители должны внимательно следить за давлением воздуха в пневмосистеме, температурой и испарением охлаждающей жидкости (воды) в радиаторах; иметь всегда запас воды (охлаждающей жидкости);

– регулировка и обслуживание тормозной системы в горных районах должны проводиться ежедневно.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 3824.