Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания | Работа над просодическими компонентами речи | Развитие фонематического слуха и слухового восприятия | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Формирование навыков связной речи | Коррекция звукопроиз-ношения |
Обследование Дифференцированный логопедический массаж Упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движения руки. Упражнения по форми-рованию кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. Дыхательная гимнастика. | I этап 1. Упражнения по развитию ритма: - восприятие; - воспроизведение. 2. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (повествовательная интонация). 3. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (вопросительная интонация). 4. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (восклицательная интонация). 5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. 6. Упражнения по развитию высоты голоса. | Распознавание звуков речи (правильного и дефектного произношения). Определение наличия заданного звука в слове. Вычленение первого и последнего звука в слове. Нахождение местоположения заданного звука. Определение места звука по отношению к другим звукам. Формирование понятий: «твердый - мягкий», «звонкий - глухой» звук. Распознавание звуков речи (правильного и дефектного произношения). Определение наличия заданного звука в слове. | Обследование Овощи Фрукты | Выход в связную речь: §составление предложений по опорным словам; §составление рассказов по картине; §составление рассказа по сюжетной серии картинок; §составление описательных рассказов с использованием графических схем; §составление творческих рассказов; §пересказ текстов; §заучивание стихов, загадок, рассказов. | Коррекция произношения планируется с учетом состояния звукопроиз- носительной стороны речи учащихся |
Дифференцированный логопедический массаж (приложение). Упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движения руки. Упражнения по формированию кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. Дыхательная гимнастика. | II этап 1. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи. 2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения 3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 4. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения. 5. Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи. 6. Упражнения по развитию силы голоса. 7. упражнения по развитию высоты голоса. | Вычленение первого и последнего звука в слове. Нахождение местоположения заданного звука. Определение места звука по отношению к другим звукам. Формирование понятий: «твердый – мягкий», «звонкий – глухой» звук. | Цветы. Насекомые. Школа. Школьные принадлежности. Лето. Сезонные явления. | Выход в связную речь: § составление предложений по опорным словам; § составление рассказов по картине; § составление рассказа по сюжетной серии картинок; § составление описательных рассказов с использованием графических схем; § составление творческих рассказов; § пересказ текстов; § заучивание стихов, загадок, рассказов. |
Упражнения и игровые задания
для проведения коррекционной работы
с детьми младшего школьного возраста
со стёртой формой дизартрии,
осложнённой
общим недоразвитием речи
Пояснительная записка
Выделение различной структуры дефекта при дизартрии является важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.
При разработке этапов коррекционного воздействия учитывается уровневый подход к коррекции речевой деятельности, разработанный Р.Е.Левиной.
Конкретным содержанием этапа коррекции лексико-грамматической стороны речи является;
§ активизация и расширение словаря.
§ коррекция грамматических расстройств.
Основное содержание этих этапов: закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов, практическое овладение грамматическим строем языка, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи: простого и простого распространённого предложения - уточнение морфологических обобщений, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления коротких рассказов.
Цели данной работы: предложить примерные виды упражнений, игровых заданий, систематизировать их по основным лексическим темам на основе различных источников.
Данные виды заданий рассчитаны на работу с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи. Эти задания могут быть использованы как специалистами - дефектологами, учителями, так и взрослыми, для занятий с ребенком в семье.
В данной работе предусматриваются следующие виды заданий:
§ работа над обобщающими понятиями;
§ подбор прилагательных (слов-признаков): качественных, относительных, притяжательных;
§ работа с падежными формами;
§ работа над согласованием прилагательных, существительных, числительных;
§ работа над уменьшительно-ласкательной формой;
§ работа над глаголами;
§ работа над связной речью.
Тема: Растения огорода
1. Игра «Один – много» - образование формы множественного числа существительных.
2. Игра «Доскажи словечко» - развитие фонетического восприятия.
§ На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох)
§ Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил... (лук)
§ Летом в огороде – свежие зеленые, а зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (огурцы)
§ Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я – ...(капуста)
§ Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а... (лук)
§ Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я – ... (свекла)
§ И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... (картошка)
§ Кругла да гладка, откусишь - сладка, засела крепко на грядке ... (репка)
§ Ее с солью поедают, вторым хлебом называют.
Ну, подумайте немножко. Да ведь это же... (картошка)
§ Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней... (помидора)
3. Игра «Помоги хозяйке собрать овощи с огорода». Провести линию по
нарисованному лабиринту от картинки «хозяйка» до картинки «дом»,
«собирая» (называя) овощи в форме винительного падежа единственного и множественного числа.
4. Игра «Угадай по описанию». Отгадывание описательных загадок об овощах.
5. Составление описательных рассказов об овощах по карточкам - схемам.
6. Игра «Что приготовим?» - образование относительных прилагательных.
Пюре из картофеля - картофельное.
Сок из моркови - морковный.
Салат из свеклы – свекольный.
7. Игра «Что где растет?» - распространение предложений обстоятельствами
места.
8. Игра «Чего не хватает?» - дополнить ряд недостающим элементом. (Игра на развитие внимания, логического мышления с употреблением существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа).
9. Игра «Однажды хозяйка с базара пришла» - развитие слухового внимания.
Хозяйка однажды с базара пришла,
хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе –
кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
и ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!...
Накрытые крышкою в душном горшке
кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
10. Логоритмика «Овощи»
Раз, два, три, четыре. Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок, хрен, морковка, чесночок.
11. Игра? «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковка...
Редиска мелкая, а редька...
Огурец овальный, а тыква,..
Кабачок большой, а огурец...
Лук горький, а морковь.,.
Огурец зеленый, а свекла..
.
12. Игра «Что растёт на нашей грядке?» - развитие слухового внимания.
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат – наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно. Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
13. Игра «Собери горох» - развитие мелкой моторики рук. Собрать горох в бутылочку с узким горлышком.
14. Подготовка руки к письму – рисование по заданию в тетради в крупную клетку треугольников (морковок), кругов (помидоров), овалов (огурцов). Согласование числительных с существительными.
15. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Не отрывая запястья от стола, переложить из кучки горошек в правое блюдце, а фасоль – в левое.
16. Игра «Что из чего?» - употребление существительных в форме родительного падежа с предлогом «из».
Как убирают овощи?
§ Подбери слова-действия (выдёргивать, срезать, выкапывать, срывать). Соедини картинки линиями. Например, морков ь выдёргивают из земли.
.
«Я срезал репу. Я выкопал помидор. Я выдернул кочан капусты. Я сорвал морковку». Правильно ли Незнайка употребил слова-действия? Объясни, почему ты так думаешь.
Скажи правильно: Репу выдёргивают из земли.
18. Суслик сделал запасы овощей. Помоги ему сосчитать овощи.
Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров.
Сколько и каких овощей у хомяка? (У хомяка две репы).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 313.