Развитие словоизменения осуществляется по следующей последовательности:
§ дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
§ закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей, сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами.
Примерные виды работы:
§ «Что в магазине?» - дифференциация существительных единственного и множественного числа: у меня яблоко, а в магазине много... .
§ «Убираем урожай» - закрепление формы винительного падежа существительных.
Как убирают морковь, картофель, капусту? (морковь - дергают, картофель - ко пают, горох - срывают и т. д.)
§ «Подбери больше слов»:
Что можно сшить? (пальто, платье, сарафан, рубашку, - ...);
Что можно связать? - … ;
Что можно завязывать? - ...;
Что можно надеть? - ... .
§ «Что без чего?» - закрепление формы родительного падежа имени существительных. На доске картинки с изображением предметов, которые нужно починить (стул без ножки, шуба без воротника, машина без колеса, и т. д.)
§ «Кому что нужно?» - закрепление формы дательного падежа существительных. Предлагается разложить картинки попарно с изображением людей различных профессий и предметов, которые необходимы людям этих профессий (указка – учителю, весы - продавцу, термометр - доктору, и т. д.);
§ «Кто чем управляет?» - закрепление творительного падежа существительных. (Кто управляет автобусом? Поездом? Вертолетом? Кораблем?)
§ «Два и пять» - закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Детям раздаются карточки с изображением двух и пяти предметов: два помидора, пять вишен. Логопед называет предмет, дети определяют его количество, называют словосочетание числительного с существительным.
§ «Кто чем работает?» - закрепление формы творительного падежа существительных. Разложи картинки попарно: маляр - кисть, плотник - топор, дворник - мет ла,… .
§ «Что с чем?» - закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом с. Назвать пары предметов: корова с телёнком, чашка с блюдцем, корзина с яблоками.
§ «Кто где живет?» - закрепление формы предложного падежа существительных (лиса живёт в норе, медведь - ..., белка - ..., лошадь - ...) .
§ «Что в чем?» - закрепление формы предложного падежа существительных. (В чем варят суп ? В чем носят воду? В чем хранят сахар?)
§ «Где мы были, что мы видели?» - закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа. Используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк», «Я был в лесу».
Видел много осин, елок, и т. д.
§ «Сделай, не ошибись» - закрепление употребления предлогов, наречий. Используются предлоги - выше, ниже, справа, между, перед, сзади.
По ложи мяч справа от куклы.
Посади мишку сзади куклы.
Положи эту вещь выше другого предмета. Где она?
§ «Добавь слова» - закрепление использования предлогов – наречий: справа, слева, впереди, позади
Стол стоит - …, кукла лежит - …,лампа висит - …
§ «Сделай правильно» - закрепление предложно - падежных конструкций. Логопед показывает схемы предметов. Дети располагают предметы по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.
§ «Скажи наоборот» - закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в - из; на - с; к - от.
Мальчик положил мячик в ящик.
Мальчик вынул мячик из ящика.
Машина подъехала к дому.
Машина отъехала от дома.
§ «Найди по цвету» - согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Логопед называет цвет, употребляя прилагательное в определённой форме - род, число. Дети находят предметы данного цвета, который подходит к данной форме прилагательных.
Красное яблоко, платье. Желтая репа, тыква.
§ «Назови ласково» - закрепление согласования прилагательных с существительными, образование уменьшительных форм прилагательных.
цветок – красный, а цветочек - ...,
яблоко - сладкое, а яблочко - ...,
цыпленок пушистый, а цыплёночек - … .
§ «Исправь ошибки»:
Коза принесла корм девочке.
Чашка разбила Лену.
Мама несет сумку в капусте.
§ составь предложение по опорным словам. Например, по теме «Зима»: Дети, снеговик. Дети, санки, на, кататься. Снежки, мальчики, в,
играть. Земля, покрыть снег. Снежинки, падать, тихо.
ПРИЛОЖНИЕ № 7
Фрагмент планирования работы с детьми,
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.