III . Коррекция лексико-грамматической стороны речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ активизация и расширение словаря;

§ коррекция грамматических расстройств.

Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необ­ходим для детей со стертой формой дизартрии, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.

Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей со стертой формой дизартрии в структуре общего недоразвития речи.

Более наглядно коррекционную работу можно представить в следующей таб­лице:



Таблица коррекционной работы

Разделы Содержание Приёмы

Лингвистический

Материал

Примечания

I. Пропедевтический этап

Обследование, коррекция моторной сферы.     Коррекция дыхательных, голосовых растройств и просодической стороны речи Обследование. Коррекция тонкой моторики кистей и пальцев рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кинезотерапевтическая гимнастика   Работа по коррекции просодической стороны речи

Формируются движения, необходимые для правильного произношения

 

Различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения

Доступные слоговые структуры, словосочетания, скороговорки, чистоговорки     Гласные звуки и их сочетания Индивидуальный подбор упражнений с учетом неврологической симптоматики (см. Приложение № 1).    см. Приложение № 2  

II. Коррекция фонетической стороны речи

Развитие фонематического восприятия     Коррекция звукопроизношения Формируется фонематическое восприятие   Постановка нарушенных звуков, автоматизация их в слогах и словах различной структуры Упражнения для развития фонематического восприятия   Артикуляционная гимнастика, различные приемы постановки звуков, их автоматизация

Звуки далекие и сходные по артикуляции, смешиваемые звуки, различные слоговые структуры, сло-ва, фразы, чистоговорки

 

Согласные звуки, различные слоговые структуры, прямые и обратные слоги, слова простые, многосложные, со стечением согласных

см. Приложение № 3     Артикуляционные упражнения, способ постановки и речевой материал подбираются индивидуально (см. Приложение № 4).            

 


III. Коррекция лексико-грамматических нарушений

Активизация и расширение словаря      Коррекция грамматического строя речи Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов   Практическое овладение грамматическим строем речи, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления рассказов       Синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений Различные слова и словосочетания, доступные для произношения детей, предметные картинки, программные темы     Фразы, чистоговорки, загадки, стихи, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок см. Приложение № 5    см. Приложение № 6  


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Обследование детей со стёртой формой дизартрии

Анкетные данные.

2. Анамнез (наличие наследственной отягощенности, протекание беременности, ро­дов, особенности раннего постнатального развития, раннее психомоторное разви­тие, речевое развитие ребенка, время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, перенесенные заболевания в раннем возрасте).

3. Состояние общей моторики (определяются моторные навыки, координация дви­жений, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых дви­жений).

Можно предложить следующие задания:

§ одеться, раздеться, обуться;

§ пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на нос­ки, присесть;

§ попрыгать на двух ногах, правой, левой;

§ подбросить, поймать мяч.

4. Мелкая моторика рук:

§ сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх (отмечается, как ребенок справляется с заданием: по образцу, словес­ной инструкции, по памяти);

§ кончиком большого пальца поочередно касаться остальных пальцев;

§ вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки;

§ собрать мозаику, горошины, спички.

Состояние речевой моторики:

§ вытянуть губы «хоботком»;

§ улыбнуться с оскалом зубов;

§ поднять, нахмурить брови;

§ зажмурить оба глаза, правый, левый;

§ вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку;

§ сделать язык узким, широким (обращается внимание на симметричность улыбки, посинение кончика языка, не­возможность сделать его широким, удержать язык, высунутым изо рта в спокой­ном положении).



Звукопроизношение

Проверяется изолированное произношение звуков в следующей последователь­ности: гласные, согласные губные, губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоя­щие из многократного повторения одного звука, т.к. при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой, что да­ет возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного аппарата.

Просодическая сторона речи.

В процессе беседы с ребенком, отмечаются такие стороны речи, как:

§ голос (тихий, громкий, неумение говорить шепотом, наличие или отсутствие носового оттенка);

§ темп (нормальный, быстрый, медленный);

§ ритм (нормальный, аритмия);

§ сохранность пауз в речевом потоке (деление слов на слоги, скандированность);

§ высота голоса (высокий, низкий);

§ внятность речи (отчетливость, смазанность).

8. Слуховая функция.

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза, слухопроизносительной дифференциации звуков (звуки дифференцируются попарно: твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие – шипящие; реакция в заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов оппозиционными звуками) – подними руку, если услышишь нужный звук; повтори слоги, слова; выдели начальный гласный звук; выдели звук на фоне других звуков; подбери картинки с заданным звуком; определи место звука в слове.

9. Зрительная функция.

§ заключение офтальмолога о состоянии зрения;

§ зрительный гнозис (задания на различение цвета, узнавание перевернутых, пе­речеркнутых изображений, узнавание предмета по его части, контуру).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.