§ активизация и расширение словаря;
§ коррекция грамматических расстройств.
Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необходим для детей со стертой формой дизартрии, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.
Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей со стертой формой дизартрии в структуре общего недоразвития речи.
Более наглядно коррекционную работу можно представить в следующей таблице:
Таблица коррекционной работы
Разделы | Содержание | Приёмы |
Лингвистический
Материал
I. Пропедевтический этап
Формируются движения, необходимые для правильного произношения
Различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения
II. Коррекция фонетической стороны речи
Звуки далекие и сходные по артикуляции, смешиваемые звуки, различные слоговые структуры, сло-ва, фразы, чистоговорки
Согласные звуки, различные слоговые структуры, прямые и обратные слоги, слова простые, многосложные, со стечением согласных
III. Коррекция лексико-грамматических нарушений | ||||
Активизация и расширение словаря Коррекция грамматического строя речи | Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов Практическое овладение грамматическим строем речи, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления рассказов | Синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений | Различные слова и словосочетания, доступные для произношения детей, предметные картинки, программные темы Фразы, чистоговорки, загадки, стихи, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок | см. Приложение № 5 см. Приложение № 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Обследование детей со стёртой формой дизартрии
Анкетные данные.
2. Анамнез (наличие наследственной отягощенности, протекание беременности, родов, особенности раннего постнатального развития, раннее психомоторное развитие, речевое развитие ребенка, время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, перенесенные заболевания в раннем возрасте).
3. Состояние общей моторики (определяются моторные навыки, координация движений, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых движений).
Можно предложить следующие задания:
§ одеться, раздеться, обуться;
§ пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;
§ попрыгать на двух ногах, правой, левой;
§ подбросить, поймать мяч.
4. Мелкая моторика рук:
§ сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх (отмечается, как ребенок справляется с заданием: по образцу, словесной инструкции, по памяти);
§ кончиком большого пальца поочередно касаться остальных пальцев;
§ вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки;
§ собрать мозаику, горошины, спички.
Состояние речевой моторики:
§ вытянуть губы «хоботком»;
§ улыбнуться с оскалом зубов;
§ поднять, нахмурить брови;
§ зажмурить оба глаза, правый, левый;
§ вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку;
§ сделать язык узким, широким (обращается внимание на симметричность улыбки, посинение кончика языка, невозможность сделать его широким, удержать язык, высунутым изо рта в спокойном положении).
Звукопроизношение
Проверяется изолированное произношение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные губные, губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие из многократного повторения одного звука, т.к. при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой, что дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного аппарата.
Просодическая сторона речи.
В процессе беседы с ребенком, отмечаются такие стороны речи, как:
§ голос (тихий, громкий, неумение говорить шепотом, наличие или отсутствие носового оттенка);
§ темп (нормальный, быстрый, медленный);
§ ритм (нормальный, аритмия);
§ сохранность пауз в речевом потоке (деление слов на слоги, скандированность);
§ высота голоса (высокий, низкий);
§ внятность речи (отчетливость, смазанность).
8. Слуховая функция.
§ состояние физического слуха;
§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза, слухопроизносительной дифференциации звуков (звуки дифференцируются попарно: твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие – шипящие; реакция в заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов оппозиционными звуками) – подними руку, если услышишь нужный звук; повтори слоги, слова; выдели начальный гласный звук; выдели звук на фоне других звуков; подбери картинки с заданным звуком; определи место звука в слове.
9. Зрительная функция.
§ заключение офтальмолога о состоянии зрения;
§ зрительный гнозис (задания на различение цвета, узнавание перевернутых, перечеркнутых изображений, узнавание предмета по его части, контуру).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.