Лекция 8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

Форма, конструкция, пропорции, материал, фактура и другие качества вещей приспособлены к выполнению определенной утилитарной функции. Формообразование каждой вещи определяется ее прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в «работе» нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывают у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и ее творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить ее эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки.

Виды декора

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение и орнамент.

Сюжетное изображение – это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции. Конкретное изображение придает этому чувству осознанность.

Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки. Очень часто в них используется аллегория – иносказание.

Эмблема представляет собой обобщенное изображение определенных предметов и выражает конкретные понятия. Она может стать знаком государства, города, рода, то есть гербом.

Аллегория в отличие от эмблемы через конкретный образ выражает отвлеченные понятия.

Символические изображения говорят о широком круге общественных явлений, понятных людям разных национальностей и стран. Но в силу преобладания в символах рассудочного начала их воздействие носит менее эмоциональный характер, чем сюжетные мотивы.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном.

Виды орнаментов

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Каждый из этих видов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент применяют для украшения платков, скатертей, салфеток, тарелок, наличников оконных и дверных проемов и прочих рамок. Орнамент, помещенный в середину поверхности, выделяет эту середину, привлекает к ней внимание, зрительно увеличивает размер поверхности, Таким орнаментом украшают потолки, абажурные платки, полы, стены. Для усиления целостности вещи ее поверхность лучше украсить замкнутым орнаментом, заполняющим середину и края. Особенно необходимы такие орнаменты в ковровых изделиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают интерьеру равновесие, устойчивость.

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения – эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Ленточный орнамент широко применяют в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, нижнего края платья, в виде узорчатого пояса, головной повязки, шарфа. Ленточным орнаментом обрамляют посуду, мебель и другие бытовые предметы. Он выделяет край предмета или его конструктивно важные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь снизу, что придает предмету завершенность и устойчивость.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость пространства. Орнаментация пола, стен и потолка осуществляется в виде мозаики, ковров, обоев и драпировок. Они утверждают плоскостной характер поверхностей, их гладь и непрерывность. Его используют и в оформлении одежды; он усиливает пластику движения человеческой фигуры.

В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограммическая система узлов, определяющая расположение декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограммную, ромбоидальную и треугольную.

Народный орнамент

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, гармоничные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом.

Особенно интересны росписи мастеров Хохломы, Городца, Дымкова, Гжели, вологодские узоры русского кружева и набойки, орнаменты курского ковра, узбекской керамики, украинской малевки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству, а также для развития технических и композиционных умений и навыков.

Хохломская роспись. Именем старинного торгового села в Нижегородской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины (“вапы”). Просушенная “повапленная” вещь, многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще более пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из стеблей, листьев, цветов и ягод, называемых «травкой» и «кудриной». Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть ставится перпендикулярно украшаемой поверхности, вследствие чего удается очень быстро и точно нанести округлые контуры цветов, листьев и завитков.

Городецкая роспись. Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Теми же приемами кистевого махового письма на крышках столов, на спинках и сиденьях стульчиков, табуреток-сундучков, коней-качалок изображаются крупные «розаны» (яблоки), цветы шиповника и других растений, собранных в букет, гирлянду или венок. Их яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид. Часто для усиления контрастности между фоном и узором последний обводят белой краской, а лепестки и листья веток оживляют белыми штрихами – «оживкой», которую наносят концом кисти. Традиционная городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами и т.д. Все композиции имеют парадный, показной характер, основные персонажи изображаются позирующими.

Гжельская роспись. Орнамент русской керамической посуды очень близок к орнаментации деревянных изделий Хохломы и Городца. Он также выполняется кистью и также изображает цветы; в основе керамической росписи лежит подобная же волнистая линия-стебелек, образующая цветочную ленту, которая подчеркивает границу формы или выявляет главные ее части.

Роспись гжельской посуды отличается прежде всего иной формой декоративных элементов, изображающих полевые цветы, злаки и садовые цветы – розы, астры, гвоздики и др. Они наносятся синей краской – кобальтом по белому фону изделия. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий, которые изображают жилки листьев или очерчивают границы лепестков цветка.

Дымковские изделия. Характер росписи глиняной дымковской игрушки определился под воздействием нескольких факторов. Прежде всего крайне обобщенная форма фигур животных и людей потребовала условных декоративных элементов для орнаментации ее поверхностей – кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дыковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных: яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр.

На загрунтованную мелом фигурку роспись наносится гуашевой краской насыщенных цветов. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес к орнаментальному творчеству.

Вологодские кружева. Центром русского кружевоплетения является город Вологда. Здесь создаются скатерти, покрывала, накидки, занавеси, салфетки, кружевные прошивки и вставки, применяемые для отделки белья и одежды. Кружево представляет собой ажурный узорчатый текстиль, получаемый плетением обычной белой нитки. В узорах вологодских кружев находит свое отражение красота северной русской природы, в них сочетаются эстетические и познавательные начала.

Курский ковер. Ковроделие в Курской области возникло в давние времена. Композиции ковров просты и вместе с тем разнообразны: чаще всего в середине черного или синего поля ковра располагается венок или пышный букет, состоящий из роз, маков и незабудок; их яркие светлые цвета контрастируют с темным фоном и подчеркивают значение середины. В еще большей степени способствует усилению роли букета как главного элемента композиции широкая цветочная кайма, обрамляющая середину. Контраст насыщенных цветов декоративных элементов – красного, вишневого, розового и зеленого с темным и холодным фоном – оживляет поверхность; ритмический повтор контрастных групп «зажигает» ведущие звенья орнаментального мотива, создавая определенный эмоциональный настрой; конкретность объемной формы и обобщенность изображения усиливают гармонию и выразительность произведения.

Жостовский букет . История жостовского промысла насчитывает уже более 180 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие кре­постные крестьяне, которые откупились на волю) основа­ли в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распростра­нился в другие близлежащие деревни: Осташкове, село Троицкое, Сорокине, Хлёбниково, но только Жостово со­хранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления.

Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые». Их украшает изображение ярких, очень красивых цве­тов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение, возникающее под кистью талантливых жостовских художников, превращает про­стую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бес­конечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жо­стовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на бу­фет. И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное панно, как кар­тину. Один из исследователей народного искусства сказал: «Обаяние искусства Жостова – в искренности, в непосредствен­ности содержания и выразитель­ности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его во­сприятия не нужно ни специаль­ных знаний, ни подготовки».

Жостовские подносы имеют самые разнообразные фор­мы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоуголь­ные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Цветы, которые изображены на подносах, обычно со­браны в букеты, гирлянды, венки или другие цветочные композиции.

Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, ког­да цветы располагаются близко друг от друга, или разре­женными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно – это уж дело вкуса мастера. В центре жо­стовского букета – один-два крупных цветка, вокруг кото­рых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно.

Изображение цветов у жостовцев в основе своей реали­стическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт кон­траста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован бу­кет.

Несмотря на то, что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого масте­ра глубоко индивидуально, у каждого из них свой худо­жественный почерк, свой излюбленные темы и компози­ции, свой любимый цветок.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1973. – 242 с.

3. Баммес Г. Изображение фигуры человека / Пер. с нем. В.А. Виталса. – М.: «Сварог и К», 1999. – 336 с.

4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: «Просвещение», 1969. – 320 с.

5. Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. – М.: «Кристина», 2000. – 128 с.

6. Ваш колорит. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 191 с.

7. Визер В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

8. Гараева Р.В. О развитии творческих способностей самодеятельных художников. – М.: 1976. – 135 с.

9. Дейнека А.А. Живопись, графика скульптура, мозаика. – Л., 1982. – 268 с.

10. Зоз Н.И., Шафранов Б.В. Свет и цвет на производстве. – М.: «Медицина», 1970. – 154 с.

11. Изобразительное искусство в школе: Сб. Материалов и документов/Сост. Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

12. Кеменов В. С. Проблемы идейно-творческого воспитания художни­ков. - Л., 1979. - 471 с.

13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270 с.

14. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. учи­лищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

15. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1977. – 208 с.

16. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 144 с.

17. Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1984. – 186 с.

18. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Пособие для студентов художественно-графических факультетов. - М.: Просвещение, 1986. - 59 с.

19. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

20. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

21. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1976. - 136 с.

22. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М., 1989. – 384 с.

23. Рисунок / Под ред. А.М. Серова. - М.: Просвещение, 1976. – 280 с.

24. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 1976. – 119 с.

25. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

26. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.

27. Руиссинг Х. Масляная живопись для начинающих. – М.: Burda, 1998. – 72 с.

28. Суржаненко А.Е. Альфрейно-живописные работы: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. - 255 с.

29. Сухарев М.И. Интерьер. – М.: ЗАО «Траст-Пресс», 1999. – 480 с.

30. Сыромятникова И.С. Технология грима: практ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1991. – 175 с.

31. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981. – 224 с.

32. Уолтон С. Цветовое оформление интерьера. – М.: «Росмэн-Пресс», 2002. – 160 с.

33. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». – М., 1989. - 256 с.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.