(Протокол № 10 от 8 июня 2000 г.)
Рецензенты: Ф.А. ШАМСУТДИНОВ,
зав. кафедрой «Основы конструирования машин» КамПИ,
кандидат технических наук, доцент,
В.С. КАПУСТИН,
зав. кафедрой технической механики и машиноведения ЕГПИ,
андидат педагогических наук, доцент.
Сборник лекций по курсу «Основы рисунка» / сост. О.В. Шатунова. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. – 40 с.
Сборник лекций предназначен для студентов технолого-экономического факультета педагогического вуза.
© О.В. Шатунова, 2000
© Издательство ЕГПИ, 2000
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий сборник лекций составлен как учебное пособие по разделу «Основы рисунка», являющегося первой частью комплексной дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», которая изучается студентами специализации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» на технолого-экономическом факультете педагогического вуза. Курс рассчитан на 36 часов, из которых 16 часов отводится теоретической подготовке в виде лекционных занятий.
Надеемся, что данный сборник поможет студентам усвоить основные понятия учебного рисунка, овладеть специальной терминологией, расширить круг знаний по предмету и умело применять их на практике.
Для более детального изучения предмета «Основы рисунка» студентам предлагаются предметные наглядные пособия, альбомы, репродукции картин, рисунки и этюды.
Лекция 1. РИСУНОК
Под словом "рисунок" мы подразумеваем ясное, выразительное и четкое изображение конкретной формы. Употребляется этот термин в различных видах искусства по-своему, приобретая свое значение. Словом «рисунок» мы называем не только линейный абрис, очертание какого-либо предмета, но и всякое упорядочение формы в изображении. Рисунок присутствует во всех видах изображения: в наброске, гравюре, живописи, чеканке и др.
Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».
Виды рисунка
Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом можно выделить его особенности:
· рисунок выполняется от руки, это ускоряет выполнение изображения;
· рисунок делается на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется;
· рисунок нагляден, он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и др.;
· рисунок выражает внутреннее содержание предмета и окружающей его среды, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.
По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, легким, светлым, обобщенным. Рисунок тоном позволяет дать более полную характеристику предмета и среды передачей объемности формы, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такой рисунок иногда называют тональным. Простейшим видом тонового рисунка является контурный рисунок - силуэт, заполненный одним ровным тоном.
По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные рисунки делают оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра, на металле - офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).
По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок – это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоения приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения. Творческий рисунок – это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.
В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или ее части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал в действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка – эскиза.
Способы рисования.
Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Этот способ называют также рисованием с натуры.
Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.