Печатается по решению редакционно-издательского совета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О.В. ШАТУНОВА

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РИСУНКА»

 

Елабуга

2000

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического института

(Протокол № 10 от 8 июня 2000 г.)

 

 

Рецензенты: Ф.А. ШАМСУТДИНОВ,

зав. кафедрой «Основы конструирования машин» КамПИ,

кандидат технических наук, доцент,

В.С. КАПУСТИН,

зав. кафедрой технической механики и машиноведения ЕГПИ,

андидат педагогических наук, доцент.

 

 

Сборник лекций по курсу «Основы рисунка» / сост. О.В. Шатунова. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. – 40 с.

 

 

Сборник лекций предназначен для студентов технолого-экономического факультета педагогического вуза.                

 

© О.В. Шатунова, 2000

© Издательство ЕГПИ, 2000

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий сборник лекций составлен как учебное пособие по разделу «Основы рисунка», являющегося первой частью комплексной дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», которая изучается студентами специализации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» на технолого-экономическом факультете педагогического вуза. Курс рассчитан на 36 часов, из которых 16 часов отводится теоретической подготовке в виде лекционных занятий.

Надеемся, что данный сборник поможет студентам усвоить основные понятия учебного рисунка, овладеть специальной терминологией, расширить круг знаний по предмету и умело применять их на практике.

Для более детального изучения предмета «Основы рисунка» студентам предлагаются предметные наглядные пособия, альбомы, репродукции картин, рисунки и этюды.

 

 

Лекция 1. РИСУНОК

Под словом "рисунок" мы подразумеваем ясное, выразительное и четкое изображение конкретной формы. Употребляется этот термин в различных видах искусства по-своему, приобретая свое значение. Словом «рисунок» мы называем не только линейный абрис, очертание какого-либо предмета, но и всякое упорядочение формы в изображении. Рисунок присутствует во всех видах изображения: в наброске, гравюре, живописи, чеканке и др.

Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

 

Виды рисунка

 

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом можно выделить его особенности:

· рисунок выполняется от руки, это ускоряет выполнение изображения;

· рисунок делается на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется;

· рисунок нагляден, он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и др.;

· рисунок выражает внутреннее содержание предмета и окружающей его среды, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, легким, светлым, обобщенным. Рисунок тоном позволяет дать более полную характеристику предмета и среды передачей объемности формы, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такой рисунок иногда называют тональным. Простейшим видом тонового рисунка является контурный рисунок - силуэт, заполненный одним ровным тоном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные рисунки делают оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра, на металле - офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок – это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоения приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения. Творческий рисунок – это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или ее части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал в действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка – эскиза.

Способы рисования.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Этот способ называют также рисованием с натуры.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Учебные задачи рисования.

Среди учебных задач рисования можно выделить следующие:

· техника рисунка;

· композиция рисунка;

· последовательность рисования;

· изображение предмета;

· изображение пространства.

Лекция 2. ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

 

Система средств и приемов, с помощью которой реализуется зрительный образ на плоском листе бумаги, называется техникой рисунка.

Ее основными сторонами являются организация рабочего места, самоорганизация, выбор нужных приемов работы и пр. Знание технических средств и приемов, умение пользоваться ими дает возможность реалистически изображать увиденное, графически выразительно излагать мысли о нем. Освоение техники рисунка развивает движения руки и глазомер, воспитывает привычку планомерно вести намеченную работу, привычку к самоконтролю.

Изобразительные средства

2.2.1. Точка. Получают точку прикосновением карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий.

2.2.2. Штрих. Это черта, короткая линия. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, нежели точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его формы. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают ее динамичной, а форму - живой и связанной с окружающей средой.

2.2.3. Мазок. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное - кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

2.2.4. Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она легко изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой: затем короткими соединяющими тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну – на глаз. Проверка прямизны осуществляется визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие отклонения линии в сторону.

По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие; по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению – на контурные и вспомогательные.

Линии различаются и по направлению. Горизонтальные и вертикальные линии имеют большое значение при определении меры наклона какой-либо части или всей фигуры, при определении размеров и как проверочные ориентиры. Линии, не имеющие горизонтального или вертикального направления, называют наклонными.

В рисовании находят свое применение самые различные линии, в том числе прерывистые и сплошные, простые и сложные. К простым относятся линии прямые и некоторые кривые. Сложная линия составляется из отрезков прямых и кривых линий. Наиболее употребительными сложными линиями являются ломаная, волнистая и комбинированная, требующие для своего проведения значительного числа вспомогательных линий и опорных штрихов.

Сложные линии в зависимости от расположения их составных частей могут быть симметричными и асимметричными.

2.2.5. Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту (тон) передают штриховкой, тушевкой и окраской.

2.2.6. Штриховка – это прием нанесения тона штрихами. Острием карандаша быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединенные в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формами, размерами и пр. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

2.2.7. Тушевка – это прием нанесения тона слитными штрихами. Обычно тушевку делают боковой поверхностью графита карандаша, удерживаемого всеми пальцами руки. 

2.2.8. Окраска – это прием нанесения тона, который осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева направо наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю мазка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят второй мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашиваемая фигура не будет ровно закрыта нужным тоном.

Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отмечают карандашом границы светлых, полутемных и темных частей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому верхнему слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой, ворсистой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком кисти.

 

Форма

Предмет – часть пространства, материальная масса которого отделяется от среды поверхностями, ребрами и вершинами, которые придают предмету пространственную определенность, т.е. форму.

Если предмет обладает прямолинейной поверхностью, его форма будет плоской, если предмет обладает криволинейной поверхностью или несколькими прямолинейными поверхностями, его форма будет объемной.

Поверхности, ограничивая форму, замыкают ее, отделяют от среды как нечто самостоятельное и целое. Эта целостная форма воспринимается и изображается через видимые края поверхностей, через ребра и вершины, которые в рисовании называют контурами. Контур аккумулирует в себе многие свойства предмета – конструкцию, движение, фактуру, пропорции и др.

Чтобы правильно выразить характер предмета, величину и движение формы, ограниченной комбинированным контуром, все его криволинейные участки сначала заменяют прямыми линиями и получают схематизированную геометрическую фигуру в виде многоугольника. Затем его прямые стороны изгибают, как этого требует форма предмета и уточняют его соединения, толщину и светлоту, чтобы выразить полное сходство рисунка с данным предметом.

Поверхностям, образующим предметную форму, кроме контура, свойственны качественные признаки – цвет, светотень, светлота, фактура, которые изображаются в рисунке посредством тона и цвета.

Положение

Узнаванию предмета и пониманию его сущности способствует его положение в пространстве, т.е. удаленность и поворот. Под удаленностью понимают расстояние от глаз рисующего до предмета, а под поворотом - один из моментов движения предмета вокруг какой-либо оси.

Все возможные положения предмета можно условно разделить на изобразительные и неизобразительные. При изобразительном положении выявляются основные и наиболее характерные части и признаки предмета, полнее всего запечатлевающие его сущность. Неизобразительное – это случайное положение, которое не выявляет основных частей и признаков предмета или выявляет их с искажениями, мешающими созданию полного и яркого зрительного представления. Изобразительное положение подразумевает такую удаленность предмета, при которой четко воспринимается весь предмет как целое, включая его части и признаки. Эта удаленность определяется наибольшим размером предмета, который укладывается между точкой зрения рисующего и предметом 2,5-3 раза.

Поворот предмета главной лицевой стороной к рисующему вызывает фронтальное положение, которое часто называют фасом или анфасом; поворот предмета к рисующему под углом определяет угловое положение; поворот предмета боковой стороной к рисующему дает профильное положение.

Конструкция

Слово «конструкция» означает «строение». Предмет рассматривается нами как целое, составленное из частей и элементов.

Изучение конструкции требует выделения всех его частей, определения в пространстве и соединения друг с другом. Все части предмета делятся на основные и вспомогательные. Основные части – это те, без которых предмет не может выполнить свои главные функции. Вспомогательными частями называются такие, которые предоставляют человеку удобства в пользовании данным предметом или придают ему функциональную и эстетическую выразительность и законченность.

Рисование предметной конструкции начинают обычно с основных частей и ведут в строгом порядке, который определяется назначением, взаимодействием и ролью этих частей в строении формы предмета. Так, при изображении дома сначала рисуют фундамент, затем стены и крышу. Фундамент несет стену и крышу. В архитектуре такие части называют несущими и несомыми.

Рисуя предметы, надо сначала изобразить основные несущие части, а затем несомые. Изображение конструкции будет правильным, если строго следить за расположением ее частей. Так, при рисовании веток, прежде чем изобразить листья, отмечают их расположение – очередное, мутовчатое или супротивное. Изображение частей завершается показом характера соединений друг с другом. В рисунке это осуществляется резким или плавным соединением контуров этих частей. Плавное соединение выполняют дугообразными линиями, резкое – пересечением линий.

 

Величина

Всякий предмет обладает величиной, протяженностью, размером. Предмет плоской формы имеет две основные протяженности: длину и высоту, объемной – три: длину, высоту и ширину. Величину предмета выражают через конкретные отношения размеров. Сравнение двух размеров приводит к установлению их равенства или разницы, которая показывает, во сколько раз один размер больше или меньше другого. Такое отношение одного размера к другому называют пропорцией. Умение видеть пропорции имеет существенное значение в создании правдивого изображения.

Изображение предмета начинают с определения основной пропорции, которая устанавливает отношение длины к высоте предмета. При изображении частей предмета используют пропорции и других видов.

Движение

Жизненность художественного образа заключена в движении. Все окружающее нас мы воспринимаем через движение. Оно проявляет себя через поверхности и контуры в их протяженности, общей направленности и характере, в реакции на окружающее. Поверхность, двигаясь, может медленно поворачиваться, образуя разнонаправленные плоскости и изгибы и плавные переходы и т.д. Этому движению поверхности соответствует и движение контура. Динамическую выразительность формы называют пластикой.

Многообразный характер движения нельзя передать плоскими поверхностями и линиями контура. Одинаковые проволочные линии делают рисунок скучным, безжизненным. При повороте поверхности к свету ее контуры рисуют тонкими и светлыми линиями, ушедшие в тень – толстыми и темными; напряженность изгиба показывают резкими и изогнутыми линиями, расслабленность – мягкими и вялыми.

Освещенность

Естественные и искусственные источники света испускают лучи в виде светового потока, который заливает предметные поверхности светом, делает их зримыми, освещенными. Освещенностью называют поток света, упавший на единицу поверхности предмета. Прямое падение световых лучей на предмет создает прямую или сосредоточенную освещенность, которая ярко выделяет предмет из среды, делает его границы резкими и четкими. Лучи рассеянного светового потока падают на предмет со всех сторон и освещают его равномерно, мягко обрисовывая границы. Рефлекторная (отраженная) освещенность создается отраженным светом.

При передаче освещенности тоновую окраску всегда ведут от неосвещенных поверхностей изображаемого предмета к освещенным, а окраску цветом – от освещенных к неосвещенным.

Фактура

Фактура – это структура поверхности предмета. Она воспринимается осязанием и зрением через различную отражательную способность материала. Если поверхность зеркально отражает лучи, то ее фактура будет блестящей. Если поверхность беспорядочно рассеивает во все стороны упавшие на нее лучи, то она обладает матовой фактурой. Если матовую, рассеивающую поверхность лакировать, полировать, то она будет иметь глянцевую фактуру.

 

Обобщение

Объект изображения требует анализа, то есть мысленного дробления предмета на составляющие его части, отрыва одного признака или свойства от других. Целостное изображение натуры достигается при умении одновременно видеть части и предмет в их нерасторжимом единстве. Такое цельное видение позволяет обобщить детально разработанную, часто дробную и несогласованную в частях форму, то есть подчинить части и второстепенное главному, установить пропорциональные отношения между одноименными признаками, существующими в натуре. Четвертый этап последовательного изображения предмета завершается обобщением того, что было сделано в предшествующий период. Для этого рисующий садится прямо, ставит фронтально на вытянутую руку рисунок и сравнивает нарисованное с моделью, стараясь не видеть отдельных деталей в натуре и в ее изображении. Если в процессе сравнения возникает ощущение дробности рисунка, значит, нарушены существенные связи между целым и деталями.

Изображение предметов

Изображение предметов – это результат выявления основных связей между рисующим, предметом и средой. Объемный предмет представляет собой единое целое, отделенное от пространства поверхностями, ребрами и вершинами, то есть элементами, обладающими определенными признаками и свойствами. Среду образуют предметная плоскость и фон. Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый нами предмет. Фон выступает в качестве экрана. При рисовании объемного предмета надо представлять себе фон как глубину, как пространственную среду, в которой располагается наш предмет.

Для рисования нужен образ, сформированный в одном положении. Это одно наиболее выгодное положение закрепляется зрительной позицией или точкой зрения рисующего. Выбранная точка зрения определяет положение предмета и рисующего, устанавливает практическую связь между ними, а через линию горизонта – связь и с картинной плоскостью.

Линия горизонта необходима в рисунке в момент его построения, помогает правильно найти место изображаемых предметов на картинной плоскости, реалистически убедительно нарисовать их со всеми перспективными изменениями согласно законам перспективы. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью.

Наука, излагающая законы, которые помогают изображать предметы так, как их воспринимает наш глаз, называется перспективой. Перспективу делят на линейную и воздушную. Перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений контуров, то есть тех признаков, которые можно изобразить линией, относят к линейной перспективе. Перспективные изменения физических признаков – светлоты, цвета, фактуры, которые передаются тоном и цветом, относят к воздушной перспективе.

Сформулируем основные правила линейной перспективы:

1. Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.

2. Ближний предмет следует изображать крупнее удаленного.

3. Основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.

4. Горизонтальные ребра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.

5. Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями.

6. Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать короче, чем во фронтальном положении.

7. Вертикальные в натуре ребра надо изображать вертикальными линиями.

8. Плоскость во фронтальном положении надо изображать без перспективных изменений, а в угловом – изображать, сокращая ее и изменяя направление горизонтальных ребер, уходящих в глубину.

9. Горизонтальную плоскость, расположенную далеко от линии горизонта, надо изображать менее сокращенной, чем плоскость, расположенную близко, а плоскость, находящуюся на линии горизонта, – горизонтальной линией.

10. Плоскость круглой формы во фронтальном положении надо изображать окружностью, а в угловом – эллиптической фигурой.

Изображение пространства

Чтобы правдиво передать особенности видимого пространства на рисунке, необходимо знать и уметь применять законы воздушной перспективы. Воздушной перспективой называются кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. Перечислим основные законы воздушной перспективы:

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче.

3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенять, а темные – осветлять.

4. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

5. Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для изображения пространства надо ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удаленные – бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.

Лекция 6. Ц В Е Т

 

Цвет окружает нас повсюду. Он такой же естественный компонент нашей жизни, как воздух, которым мы дышим. И все же в отдельные моменты, обратив внимание на какое-нибудь поразившее нас необычное цветовое сочетание, мы удивляемся и задаем себе вопрос – что же, собственно, представляет собой цвет?

Наукой доказано, что цветовое зрение отличает человека от большинства представителей животного мира. И поскольку зрение выполняет функции одного из основных каналов восприятия информации о внешнем мире, то именно цвет играет наиболее важную роль в процессе ее интерпретации.

Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Не существует, пожалуй, ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы не приходилось решать вопросы, связанные с цветом.

Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецепторы нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.

Изучение цвета велось уже в глубокой древности. Особенно интенсивно начали изучать явления, связанные с цветом, после открытия Ньютоном дифракции света. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, Ньютон получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов. Обычно полоску спектра изображают красками в виде цветового круга. Каждый цвет в нем занимает строго определенное место. Все цвета круга называются хроматическими. Они обладают 3 свойствами:

· цветовым тоном;

· насыщенностью;

· светлотой.

Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет как красный, синий и т.д. Это главный признак, отличающий хроматические цвета.

Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов и наилучшим образом выявляет цветовой тон данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь, с черным цветом.

Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Ахроматическими называют белые, серые и черные цвета (некрасочные). Они обладают только светлотой.

Для получения других цветов и различных оттенков пользуются приемом, называемым смешением. Наиболее частыми видами смешения в практике являются слагательное и вычитательное.

Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все лучи белого светового потока; при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, которые были вычтены красочным слоем из всего светового потока. Вычитательное смешение выполняют двумя способами: лессировкой и алла прима. Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой. Алла прима – это прием получения цвета механическим смешением красок на палитре или вливанием одной красочной смеси в другую.

Слагательное смешение основано на особенностях нашего зрительного восприятия. Человек на определенном отдалении многоцветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, поэтому слагательное смешение иногда называют пространственным.

Три краски – красную, синюю и желтую – называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплую и холодную. Теплыми цветами будут: красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета (цвета огня и солнца). Холодными будут сине-зеленые, синие и фиолетовые цвета (цвета льда и луны).

В рисовании приходится уделять внимание вопросам восприятия цвета. Объективные свойства цвета сохраняются, но один и тот же цвет, помещенный в различную цветовую среду, будет восприниматься несколько различно.

Контраст светлотный. В тех случаях, когда в зависимости от других цветов изменяется светлота цвета, контраст называется светлотным. Под влиянием цвета, окружающего цветовое пятно, может изменяться светлота пятна независимо от того, являются ли фон и наблюдаемый на нем цвет хроматическими или ахроматическими. Так, цвет, окруженный белым фоном, кажется значительно темнее такого же цвета, помещенного на черный фон.

Контраст хроматический. Изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов носит название хроматического контраста. Всякий цвет в окружении других цветов будет восприниматься несколько иным: или приобретая цветной оттенок, или меняя свой цветовой тон, или изменяясь по насыщенности. Так, серый цвет, помещенный на синий фон, кажется желтоватым, на красном фоне – зеленоватым, на зеленом – с розоватым оттенком.

Одновременный контраст цветов. Когда одновременно изменяются и светлота, и цветовой тон в зависимости от соседнего цвета. Это явление носит название одновременного контраста.

Краевой контраст. Если взять несколько прямоугольников и покрыть каждый из них ровным серым цветом, причем каждый следующий прямоугольник делать несколько светлее предыдущего, то каждый из них будет восприниматься как бы закрашенным не ровным тоном, а с убывающей темнотой.

 

Виды декора

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение и орнамент.

Сюжетное изображение – это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции. Конкретное изображение придает этому чувству осознанность.

Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки. Очень часто в них используется аллегория – иносказание.

Эмблема представляет собой обобщенное изображение определенных предметов и выражает конкретные понятия. Она может стать знаком государства, города, рода, то есть гербом.

Аллегория в отличие от эмблемы через конкретный образ выражает отвлеченные понятия.

Символические изображения говорят о широком круге общественных явлений, понятных людям разных национальностей и стран. Но в силу преобладания в символах рассудочного начала их воздействие носит менее эмоциональный характер, чем сюжетные мотивы.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном.

Виды орнаментов

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Каждый из этих видов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент применяют для украшения платков, скатертей, салфеток, тарелок, наличников оконных и дверных проемов и прочих рамок. Орнамент, помещенный в середину поверхности, выделяет эту середину, привлекает к ней внимание, зрительно увеличивает размер поверхности, Таким орнаментом украшают потолки, абажурные платки, полы, стены. Для усиления целостности вещи ее поверхность лучше украсить замкнутым орнаментом, заполняющим середину и края. Особенно необходимы такие орнаменты в ковровых изделиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают интерьеру равновесие, устойчивость.

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения – эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Ленточный орнамент широко применяют в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, нижнего края платья, в виде узорчатого пояса, головной повязки, шарфа. Ленточным орнаментом обрамляют посуду, мебель и другие бытовые предметы. Он выделяет край предмета или его конструктивно важные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь снизу, что придает предмету завершенность и устойчивость.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость пространства. Орнаментация пола, стен и потолка осуществляется в виде мозаики, ковров, обоев и драпировок. Они утверждают плоскостной характер поверхностей, их гладь и непрерывность. Его используют и в оформлении одежды; он усиливает пластику движения человеческой фигуры.

В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограммическая система узлов, определяющая расположение декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограммную, ромбоидальную и треугольную.

Народный орнамент

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, гармоничные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом.

Особенно интересны росписи мастеров Хохломы, Городца, Дымкова, Гжели, вологодские узоры русского кружева и набойки, орнаменты курского ковра, узбекской керамики, украинской малевки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству, а также для развития технических и композиционных умений и навыков.

Хохломская роспись. Именем старинного торгового села в Нижегородской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины (“вапы”). Просушенная “повапленная” вещь, многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще более пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из стеблей, листьев, цветов и ягод, называемых «травкой» и «кудриной». Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть ставится перпендикулярно украшаемой поверхности, вследствие чего удается очень быстро и точно нанести округлые контуры цветов, листьев и завитков.

Городецкая роспись. Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Теми же приемами кистевого махового письма на крышках столов, на спинках и сиденьях стульчиков, табуреток-сундучков, коней-качалок изображаются крупные «розаны» (яблоки), цветы шиповника и других растений, собранных в букет, гирлянду или венок. Их яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид. Часто для усиления контрастности между фоном и узором последний обводят белой краской, а лепестки и листья веток оживляют белыми штрихами – «оживкой», которую наносят концом кисти. Традиционная городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами и т.д. Все композиции имеют парадный, показной характер, основные персонажи изображаются позирующими.

Гжельская роспись. Орнамент русской керамической посуды очень близок к орнаментации деревянных изделий Хохломы и Городца. Он также выполняется кистью и также изображает цветы; в основе керамической росписи лежит подобная же волнистая линия-стебелек, образующая цветочную ленту, которая подчеркивает границу формы или выявляет главные ее части.

Роспись гжельской посуды отличается прежде всего иной формой декоративных элементов, изображающих полевые цветы, злаки и садовые цветы – розы, астры, гвоздики и др. Они наносятся синей краской – кобальтом по белому фону изделия. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий, которые изображают жилки листьев или очерчивают границы лепестков цветка.

Дымковские изделия. Характер росписи глиняной дымковской игрушки определился под воздействием нескольких факторов. Прежде всего крайне обобщенная форма фигур животных и людей потребовала условных декоративных элементов для орнаментации ее поверхностей – кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дыковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных: яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр.

На загрунтованную мелом фигурку роспись наносится гуашевой краской насыщенных цветов. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес к орнаментальному творчеству.

Вологодские кружева. Центром русского кружевоплетения является город Вологда. Здесь создаются скатерти, покрывала, накидки, занавеси, салфетки, кружевные прошивки и вставки, применяемые для отделки белья и одежды. Кружево представляет собой ажурный узорчатый текстиль, получаемый плетением обычной белой нитки. В узорах вологодских кружев находит свое отражение красота северной русской природы, в них сочетаются эстетические и познавательные начала.

Курский ковер. Ковроделие в Курской области возникло в давние времена. Композиции ковров просты и вместе с тем разнообразны: чаще всего в середине черного или синего поля ковра располагается венок или пышный букет, состоящий из роз, маков и незабудок; их яркие светлые цвета контрастируют с темным фоном и подчеркивают значение середины. В еще большей степени способствует усилению роли букета как главного элемента композиции широкая цветочная кайма, обрамляющая середину. Контраст насыщенных цветов декоративных элементов – красного, вишневого, розового и зеленого с темным и холодным фоном – оживляет поверхность; ритмический повтор контрастных групп «зажигает» ведущие звенья орнаментального мотива, создавая определенный эмоциональный настрой; конкретность объемной формы и обобщенность изображения усиливают гармонию и выразительность произведения.

Жостовский букет . История жостовского промысла насчитывает уже более 180 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие кре­постные крестьяне, которые откупились на волю) основа­ли в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распростра­нился в другие близлежащие деревни: Осташкове, село Троицкое, Сорокине, Хлёбниково, но только Жостово со­хранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления.

Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые». Их украшает изображение ярких, очень красивых цве­тов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение, возникающее под кистью талантливых жостовских художников, превращает про­стую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бес­конечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жо­стовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на бу­фет. И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное панно, как кар­тину. Один из исследователей народного искусства сказал: «Обаяние искусства Жостова – в искренности, в непосредствен­ности содержания и выразитель­ности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его во­сприятия не нужно ни специаль­ных знаний, ни подготовки».

Жостовские подносы имеют самые разнообразные фор­мы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоуголь­ные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Цветы, которые изображены на подносах, обычно со­браны в букеты, гирлянды, венки или другие цветочные композиции.

Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, ког­да цветы располагаются близко друг от друга, или разре­женными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно – это уж дело вкуса мастера. В центре жо­стовского букета – один-два крупных цветка, вокруг кото­рых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно.

Изображение цветов у жостовцев в основе своей реали­стическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт кон­траста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован бу­кет.

Несмотря на то, что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого масте­ра глубоко индивидуально, у каждого из них свой худо­жественный почерк, свой излюбленные темы и компози­ции, свой любимый цветок.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1973. – 242 с.

3. Баммес Г. Изображение фигуры человека / Пер. с нем. В.А. Виталса. – М.: «Сварог и К», 1999. – 336 с.

4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: «Просвещение», 1969. – 320 с.

5. Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. – М.: «Кристина», 2000. – 128 с.

6. Ваш колорит. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 191 с.

7. Визер В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

8. Гараева Р.В. О развитии творческих способностей самодеятельных художников. – М.: 1976. – 135 с.

9. Дейнека А.А. Живопись, графика скульптура, мозаика. – Л., 1982. – 268 с.

10. Зоз Н.И., Шафранов Б.В. Свет и цвет на производстве. – М.: «Медицина», 1970. – 154 с.

11. Изобразительное искусство в школе: Сб. Материалов и документов/Сост. Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

12. Кеменов В. С. Проблемы идейно-творческого воспитания художни­ков. - Л., 1979. - 471 с.

13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270 с.

14. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. учи­лищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

15. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1977. – 208 с.

16. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 144 с.

17. Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1984. – 186 с.

18. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Пособие для студентов художественно-графических факультетов. - М.: Просвещение, 1986. - 59 с.

19. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

20. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

21. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1976. - 136 с.

22. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М., 1989. – 384 с.

23. Рисунок / Под ред. А.М. Серова. - М.: Просвещение, 1976. – 280 с.

24. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 1976. – 119 с.

25. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

26. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.

27. Руиссинг Х. Масляная живопись для начинающих. – М.: Burda, 1998. – 72 с.

28. Суржаненко А.Е. Альфрейно-живописные работы: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. - 255 с.

29. Сухарев М.И. Интерьер. – М.: ЗАО «Траст-Пресс», 1999. – 480 с.

30. Сыромятникова И.С. Технология грима: практ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1991. – 175 с.

31. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981. – 224 с.

32. Уолтон С. Цветовое оформление интерьера. – М.: «Росмэн-Пресс», 2002. – 160 с.

33. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». – М., 1989. - 256 с.

О.В. ШАТУНОВА

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РИСУНКА»

 

Елабуга

2000

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.