1. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения в сфере экономики и финансов.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализ документов и его разновидности.
4. Социологическое наблюдение и его виды.
5. Интервью и его формы.
6. Социальный эксперимент.
7. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг).
8. Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы).
9. Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете.
10. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении.
Рекомендуемая литература:1,2,4,5
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя следующие виды самостоятельной работы:
· изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
· решение задач по заданию преподавателя;
· конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя;
· подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
· анализ актуальных научных и практических проблем на основе изучения публикаций в социологической периодике (журнал «Социологическое исследование» и др.).
В процессе самостоятельной работы студенты прорабатывают следующие темы:
Таблица 3
Наименование разделов, тем входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудо-емкость в часах | Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное усвоение обучающимися |
По разделу 1. Объект предмет и метод социологии Тема 1. Объект предмет и метод социологии. Цели и задачи. | Изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки; конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя | 10 | 1. Объект, предмет, функции и задачи социологии. 2. Уровни социологической науки. 3. Социология как междисциплинарная наука. 3. Актуальные проблемы современной социологии. |
Тема 2. История становления и развития социологии | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада | 10 | 1. Позитивная социология (О. Конт). 2. Английская социология (Г. Спенсер). 3. Немецкая социология (К.Маркс, М. Вебер). 4. Французская социология (Э.Дюркгейм). 5. Становление и развитие социологической мысли в России. 6. Американская социология. 7. Европейская социология. 8. Возрождение социологии в СССР. 9. Современная отечественная социология. |
Тема 3. Общество как система | Конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя | 10 | 1. Общество как система. Типология общества. Модели общества как системы. 2. Взаимосвязь социальной, экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. |
По разделу 2. Социальная структура Тема 1. Социальна культура в системе социальных отношений | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада | 10 | 1. Сущность структура и функции культуры в системе социальных отношений. 2. Социальные нормы и ценности и их влияние на экономические процессы. 3. Влияние экономических отношений на формирование и изменение социальных норм, ценностей, институтов. 4. Проблемы формирования социо-экономической и социо-политической культуры в современной России. |
Тема 2. Социализация личности | Изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки; решение задач по заданию преподавателя. | 10 | 1. Человек, личность, индивид. Специфика социологического изучения личности. 2. Социальные типы личности. 3. Социализация личности: сущность, этапы, стадии. 4. Социальное поведение и деятельность личности. 5. Социальная роль личности. 6. Экономическое поведение различных социальных групп общества и социальных типов личности. 7. Социальная регуляция и контроль поведения и деятельности личности. |
Тема 3. Социальная структура, стратификация | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада | 10 | 1. Основные концепции социальной стратификации (К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина и др.). Факторы стратификации. 2. Стратификационные модели стран с различным уровнем экономического развития. Основные системы стратификации. 3. Стратификация современного общества России и её основные тенденции. 4. Социальная структура общества: сущность, разновидности, основные элементы. 5. Социальное неравенство. Социальные функции. 6. Социальная мобильность: сущность, виды, основные факторы.» 7. Основные тенденции социальной дифференциации общества в Российской Федерации как фактор изменения социальной структуры. |
Тема 4. Социальные общности и социальные группы | Конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя; подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме. | 10 | 1. Социально-классовая и социально-профессиональная структура индустриального общества и ее эволюция. 2. Понимание социального класса в различных социологических школах. 3. Социально-этническая структура общества. Основные подходы к пониманию этничности. Понятие этноса, нации 4. Половозрастная структура: социальные функции поколений, мужчин, женщин. 5. Социальные общности и их классификация. 6. Реальные и номинальные группы |
Тема 5. Социальные институты и социальные организации | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада | 4 | 1. Понятие социального института. Типология. 2. Понятие социальной организации. Типология. |
Тема 6. Социальный контроль | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада. | 3 | 1. Общественное мнение. Формирование и управление общественным мнением. 2. Понятие социального контроля. Виды, формы. 3. Понятие санкции. Виды, формы. |
Тема 7. Социальные движения и конфликты | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада. | 3 | 1. Сущность и причины формирования социальных движений. 2. Основные виды социальных движений и особенности их развертывания в современном обществе. 3. Общественное мнение: сущность, функции и особенности в современной России. 3. Социальный конфликт: сущность, основные причины, разновидности, уровни развертывания. 4. Этапы развития и технологии управления социальными конфликтами. 5.Последствия и значение социальных конфликтов. |
Тема 8. Глобализация. Место России в мировом сообществе | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка к дискуссии. | 10 | 1. Процесс глобализации. Основные концепции. 2. Место России в мировом сообществе. Восток и Запад. 3. Понятие мультикультурализма. Его виды. 4. Миграционные процессы. Виды и формы 5. Глобальные проблемы современного мира. |
Тема 9. Методология и методы социологического исследования | Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада. | 10 | 1. Программа социологического исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования. 2. Генеральная и выборочная совокупность исследуемых объектов. Репрезентативность. 3. Методы сбора социологической информации. Методы анализа данных. 4. Отчет о проведении социологического исследования. |
ИТОГО | 100 |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
6.2.1. Темы эссэ по курсу «Социология»
1. Трудности социологического анализа общественных явлений и
Процессов в современной России
2. Имеет ли социология какое-либо значение для развития современного общества?
3. Что является предметом социологии на современном этапе развития общества?
4. Актуальные проблемы современной теоретической социологии в
России
5. В каких направлениях должна развиваться прикладная социология в
современной России?
6. Роль семьи и школы в социализации подрастающего поколения в
современном российском обществе.
7. Существует ли гендерная дискриминация в современном российском обществе?
8. Феминизация сферы образования в России и ее социальные
Последствия.
9. Современные тенденции в развитии этносов и причины
межэтнических конфликтов в России.
10. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений в
современном российском обществе.
11. Есть ли кризис институтов семьи и брака в современном российском
Обществе?
12. Какое место занимает семья и дети в ценностных ориентациях молодых
Россиян?
13. Эгалитарные и традиционные семьи в современном российском
обществе: за кем будущее?
14. Распространенно ли насилие в современной российской семье?
15. Как информационно- коммуникационные технологии влияют на трансформацию образования. Плюсы и минусы.
16. Образование и рынок труда: каких специалистов должны
готовить университеты?
17. Модернизация российской системы образования: достижения и
проблемы
18. Образовательная мотивация современных российских студентов
19. Есть ли кризис университетов в развитых странах: причины, пути выхода
20. «Макдональдизация» образования как социальное явление и ее последствия.
21. Социальные проблемы российских моногородов
22. Стратификация современных западных обществ
23. Социально-профессиональная стратификация современного
российского общества
23. Ресурсный подход к стратификации российского общества: его возможности и ограничения
23. Есть ли средний класс в современной России?
24. Каков социальный портрет российского предпринимателя.
25. Есть ли рабочий класс в современной России?
26. Социальный статус современной российской интеллигенции.
27. Бизнес-элита современного российского общества
27. Маргинализация и бедность в современном российском обществе: состояние и перспективы
28. Возможности и препятствия для восходящей мобильности в
российском обществе
29. Миграция как вид социальной мобильности и ее социальные
последствия в России
30. Престижные и непрестижные профессии в современном
российском обществе
31. Профессионально-карьерные ориентации современной
российской молодежи
32. Трудовая мотивация современной российской молодежи
33. Домашний труд в современном российском обществе и проблема
гендерного неравенства
34. Надомная занятость в развитых странах и России: состояние и
тенденции развития
35. Какие факторы влияют на удовлетворенность трудом россиян в современных условиях?
36. Теневая занятость в России: ее экономические и социальные
Последствия.
37. Факторы безработицы российской молодежи
37. Ценностно-нормативный кризис (аномия) в современном российском обществе
38. Легко ли адаптироваться личности в условиях российской рыночной экономики?
39. Молодежная и подростковая преступность в современной России.
40. Новые виды преступлений и перспектива их распространения в
современной России
41. Девиантные субкультуры в современной России
42. «Общество риска» и его проявления в российских условиях
43. Сущность процесса глобализации и его проявления в российском
обществе
44. Сможет ли движение антиглобалистов в современном мире воспрепятствовать глобализации в существующем формате?
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
7.1. перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины.
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины содержится в разделе 2. «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 363.