Семинар 10. Методы социологических исследований экономической сферы (1час)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения в сфере экономики и финансов.

2.  Программа социологического исследования.

3.  Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализ документов и его разновидности.

4. Социологическое наблюдение и его виды.

5. Интервью и его формы.

6. Социальный эксперимент.

7. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг).

8. Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы).

9.  Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете.

10.  Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении.

Рекомендуемая литература:1,2,4,5

 

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя следующие виды самостоятельной работы:

· изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;

· решение задач по заданию преподавателя;

· конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя;

· подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

· анализ актуальных научных и практических проблем на основе изучения публикаций в социологической периодике (журнал «Социологическое исследование» и др.).

В процессе самостоятельной работы студенты прорабатывают следующие темы:

Таблица 3

Наименование разделов, тем входящих в дисциплину Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудо-емкость в часах Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное усвоение обучающимися
По разделу 1. Объект предмет и метод социологии Тема 1. Объект предмет и метод социологии. Цели и задачи. Изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки; конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя 10 1. Объект, предмет, функции и задачи социологии. 2. Уровни социологической науки. 3. Социология как междисциплинарная наука. 3. Актуальные проблемы современной социологии.  
Тема 2. История становления и развития социологии   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада   10 1. Позитивная социология (О. Конт). 2. Английская социология (Г. Спенсер). 3. Немецкая социология (К.Маркс, М. Вебер). 4. Французская социология (Э.Дюркгейм). 5. Становление и развитие социологической мысли в России. 6. Американская социология. 7. Европейская социология. 8. Возрождение социологии в СССР. 9. Современная отечественная социология.  
Тема 3. Общество как система Конспектирование материалов и научной литературы по заданию преподавателя 10 1. Общество как система. Типология общества. Модели общества как системы. 2. Взаимосвязь социальной, экономической, политической и духов­ной сфер общественной жизни.  
По разделу 2. Социальная структура Тема 1. Социальна культура в системе социальных отношений   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада   10 1. Сущность структура и функции культуры в системе социальных отношений. 2. Социальные нормы и ценности и их влияние на экономические процессы. 3. Влияние экономических отношений на формирование и изменение социальных норм, ценностей, институтов.           4. Проблемы формирования социо-экономической и социо-политической культуры в современной России.
Тема 2. Социализация личности Изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки; решение задач по заданию преподавателя.   10 1. Человек, личность, индивид. Специфика социологического изуче­ния личности. 2. Социальные типы личности. 3. Социализация личности: сущность, этапы, стадии. 4. Социальное поведение и деятельность личности. 5. Социальная роль личности. 6. Экономическое поведение различных социальных групп общества и социальных типов личности. 7. Социальная регуляция и контроль поведения и деятельности лич­ности.  
Тема 3. Социальная структура, стратификация   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада   10 1. Основные концепции социальной стратификации (К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина и др.). Факторы стратификации. 2. Стратификационные модели стран с различным уровнем экономи­ческого развития. Основные системы стратификации. 3. Стратификация современного общества России и её основные тен­денции. 4. Социальная структура общества: сущность, разновидности, основ­ные элементы. 5. Социальное неравенство. Социальные функции. 6. Социальная мобильность: сущность, виды, основные факторы.» 7. Основные тенденции социальной дифференциации общества в Российской Федерации как фактор изменения социальной структуры.  
Тема 4. Социальные общности и социальные группы   Конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя; подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме.   10 1. Социально-классовая и социально-профессиональная структура индустриального общества и ее эволюция. 2. Понимание социального класса в различных социологических школах.                                             3. Социально-этническая структура общества. Основные подходы к пониманию этничности. Понятие этноса, на­ции 4. Половозрастная структура: социальные функции поколений, мужчин, женщин. 5. Социальные общности и их классификация. 6. Реальные и номинальные группы  
Тема 5. Социальные институты и социальные организации   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада 4 1. Понятие социального института. Типология. 2. Понятие социальной организации. Типология.  
Тема 6. Социальный контроль   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада. 3 1. Общественное мнение. Формирование и управление общественным мнением. 2. Понятие социального контроля. Виды, формы. 3. Понятие санкции. Виды, формы.  
Тема 7. Социальные движения и конфликты   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада. 3 1. Сущность и причины формирования социальных движений. 2. Основные виды социальных движений и особенности их развертывания в современном обществе. 3. Общественное мнение: сущность, функции и особенности в совре­менной России. 3. Социальный конфликт: сущность, основные причины, разновидно­сти, уровни развертывания. 4. Этапы развития и технологии управления социальными конфлик­тами. 5.Последствия и значение социальных конфликтов.  
Тема 8. Глобализация. Место России в мировом сообществе Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка к дискуссии. 10 1. Процесс глобализации. Основные концепции. 2. Место России в мировом  сообществе. Восток и Запад. 3. Понятие мультикультурализма. Его виды. 4. Миграционные процессы. Виды и формы 5. Глобальные проблемы современного мира.
Тема 9. Методология и методы социологического исследования   Работа с конспектом, самостоятельное изучение литературы; подготовка доклада.   10 1. Программа социологического исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования. 2. Генеральная и выборочная совокупность исследуемых объектов. Репрезентативность. 3. Методы сбора социологической информации. Методы анализа данных. 4. Отчет о проведении социологического исследования.
  ИТОГО 100  

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

6.2.1. Темы эссэ по курсу «Социология»

1. Трудности социологического анализа общественных явлений и

Процессов в современной России

2. Имеет ли социология какое-либо значение для развития современного общества?

3. Что является предметом социологии на современном этапе развития общества?

4. Актуальные проблемы современной теоретической социологии в

России

5. В каких направлениях должна развиваться прикладная социология в

современной России?

6. Роль семьи и школы в социализации подрастающего поколения в

современном российском обществе.

7. Существует ли гендерная дискриминация в современном российском обществе?

8. Феминизация сферы образования в России и ее социальные

Последствия.

9. Современные тенденции в развитии этносов и причины

межэтнических конфликтов в России.

10. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений в

современном российском обществе.

11. Есть ли кризис институтов семьи и брака в современном российском

Обществе?

12. Какое место занимает семья и дети в ценностных ориентациях молодых

Россиян?

13. Эгалитарные и традиционные семьи в современном российском

обществе: за кем будущее?

14. Распространенно ли насилие в современной российской семье?

15. Как информационно- коммуникационные технологии влияют на трансформацию образования. Плюсы и минусы.

16. Образование и рынок труда: каких специалистов должны

готовить университеты?

17. Модернизация российской системы образования: достижения и

проблемы

18. Образовательная мотивация современных российских студентов

19. Есть ли кризис университетов в развитых странах: причины, пути выхода

20. «Макдональдизация» образования как социальное явление и ее последствия.

21. Социальные проблемы российских моногородов

22. Стратификация современных западных обществ

23. Социально-профессиональная стратификация современного

российского общества

23. Ресурсный подход к стратификации российского общества: его возможности и ограничения

23.  Есть ли средний класс в современной России? 

24. Каков социальный портрет российского предпринимателя.

25.  Есть ли рабочий класс в современной России?

26. Социальный статус современной российской интеллигенции.

27. Бизнес-элита современного российского общества

27. Маргинализация и бедность в современном российском обществе: состояние и перспективы

28. Возможности и препятствия для восходящей мобильности в

российском обществе

29. Миграция как вид социальной мобильности и ее социальные

последствия в России

30. Престижные и непрестижные профессии в современном

российском обществе

31. Профессионально-карьерные ориентации современной

российской молодежи

32. Трудовая мотивация современной российской молодежи

33. Домашний труд в современном российском обществе и проблема

гендерного неравенства

34. Надомная занятость в развитых странах и России: состояние и

тенденции развития

35. Какие факторы влияют на удовлетворенность трудом россиян в современных условиях?

36. Теневая занятость в России: ее экономические и социальные

Последствия.

37. Факторы безработицы российской молодежи

37. Ценностно-нормативный кризис (аномия) в современном российском обществе

38. Легко ли адаптироваться личности в условиях российской рыночной экономики?

39. Молодежная и подростковая преступность в современной России.

40. Новые виды преступлений и перспектива их распространения в

современной России

41. Девиантные субкультуры в современной России

42. «Общество риска» и его проявления в российских условиях

43. Сущность процесса глобализации и его проявления в российском

обществе

44. Сможет ли движение антиглобалистов в современном мире воспрепятствовать глобализации в существующем формате?

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

7.1. перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины.

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины содержится в разделе 2. «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 319.