Российской Федерации»
Уфимский филиал
Кафедра «Философия, история и право»
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ Р.М. Сафуанов «______»____________ 201_ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Социология
Разработчик рабочей программы дисциплины Р.Т. Фархтдинов
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль: «Финансы и кредит»
Актуализация проведена Нигматуллиной И.В.
Одобрено кафедрой «Философия, история и право»
протокол № 1 от «31» 08. 2016 г.
Уфа 2016
Содержание
Стр. | |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | 4 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | 4 |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 17 |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 23 |
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 28 |
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 29 |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 29 |
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем | 35 |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 35 |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Таблица 1
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Семестр 1 (в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3/108 | 108 |
Аудиторные занятия | 8 | 8 |
Лекции | - | - |
Практические и семинарские занятия | 8 | 8 |
в том числе на занятия в интерактивных формах | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 100 | 100 |
В семестре | 100 | 100 |
В сессию | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины:
Таблица 1.
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Содержание темы | |
1. | Вводная лекция: Предметная область социологии. Парадигмы современного социологического знания в понимании объекта и предмета социологии | Основоположник социологической науки О.Конт, его взгляд на предмет социологического познания, соотношения социологии с другими науками. Основные тенденции в развитии мировой и отечественной социологии, их взаимовлияние и обусловленность. Процесс институализации социологии в России, первые социологические центры, их влияние на дальнейшее развитие науки. Плюрализм в развитии социологической науки: многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания. Парадигмы: n «социальных фактов» (структурный функционализм, теория социальных конфликтов, марксизм); n «социальных дефиниций» (символический интеракционизм и этнометодология); n «социального поведения» (психологический редукционизм и теория социального обмена); n социально-исторического детерминизма. Феномен когерентности социологических теорий. Парадигма «социального порядка» и «социальной интеграции». Подходы к изучению социальной реальности: интерналистский и экстерналистский, концептуально-теоретический и феноменологический. Уровни понятийного аппарата социологии и структура социологических знаний. | |
2. | Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий | Понятие общественной жизни и человеческой природы. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности и детерминации человеческого поведения. Парадигмы «социального поведения» (Р. Бегесс, Д. Хоманс, П. Блай). Ценностные ориентации и оценки - основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность; роль социального опыта в оценке. Соотношение понятий «ценностные ориентации» и «установки». Ценностные ориентации как элемент структуры личности. Понятие социализации личности, первичная и вторичная социализация, формирования «Я» (концепции У. Кули и Дж. Г. Мида). Понятие социальной среды личности. Макро и микроуровни социальной среды, их соотношение и взаимодействие. Интеграция и адаптация как формы взаимодействия человека и общества. Социальный статус и социальные роли. Понятие типологизации «социального типа личности» как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Социальное поведение - один из основных критериев типологии личности. Роль типологизации в прогнозировании и моделировании человеческих поступков в определенных конкретных обстоятельствах. Реальные действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных психологических свойств и процессов, отражающие субъективный мир личности. Социологические концепции личности. Концепция социальных ролей; дихотомические концепции личности «свобода - детерминизм», «рационализм и иррационализм», «холизм - элементаризм», «конституциолизм - обусловленность внешней среде», «субъективность - объективность». «проективность - реактивность», «гомеостазис - гетеростазис», «познаваемость - непознаваемость» (К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, И. Келли, А. Маслоу, С. Буллер, О. Доллард и др.). | |
3 | Социальные общности как формы социальной организации индивидов | Понятие и основные признаки социальных общностей. Предпосылки формирования социальных общностей. Функции и типология социальных общностей: групповые, массовые, социально-территориальные общности. Понятие социальной организации. Социальная организация как целевая группа, ее роль в «организованном обществе» и формировании «организованного человека». Структура организации. Социальные организации как «способ руководства и управления» людьми, различными средствами действия, координации функций. Теория социальных организаций. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация как система способов (образцов) деятельности индивидов, групп, институтов, средств социального контроля, социальных ролей и т.д. Формальные и неформальные отношения в организациях. Формы и виды социальных организаций индивидов. Эффективность социальных организаций. Проблемы дезорганизации и реорганизации. Изменения в организациях. | |
4 | Культура как социальная реальность | Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры: искусства, науки, философии, политики, образования и т.д. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества. Специфика определения функций культурных ценностей, их научная оценка. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурная гомогенность и т.д. Понятие культурного процесса (развития) и культурной деградации. Генезис и эволюция ценностно-нормативных систем, их взаимодействие. | |
5 | Социальные системы и социальные структуры. Общество как система. Институциональные отношения и социальные институты | Понятие социальной системы и социальной структуры. Компоненты социальной системы, их специфика. Типы социальной структуры. Специфика и многообразие социальных систем и их соотношение. Уровни социальных систем, их иерархичность. Типы взаимосвязей компонентов системы. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты и т.д. Личность как социальная система, социальные роли и статусы, типы интеграции с социальными общностями. Закономерности функционирования и развития социальных систем. Понятие «кризисного социума». Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и т.д. структура общества. Понятие «социального института», институализация как форма организации социальной жизни, социальных взаимодействий индивидов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Доминантные и социальные институты: семья, власть, собственность. Функции, цели, задачи социальных институтов, социальные роли в институтах; закономерности функционирования институтов. Распределение функций между институтами. Престиж социального института. Источники развития (или кризиса) социального института. Понятие аномии. | |
| |||
6 | Социальные процессы. Социальная мобильность и социальная стратификация. Социальные изменения. | Понятие «социальный процесс», его взаимосвязь с понятием функционирование и развитие социальных систем. Социальный процесс как форма социального изменения системы. Стадии социального процесса и критерии их выявления. Типы и уровни социальных процессов, понятие социальной дифференциации, интеграции, дезинтеграции, централизации и децентрализации и т.д. Стихийные социальные процессы и механизмы их возникновения. Возможности управления социальными процессами. Понятие социального перемещения. Уровни социальных перемещений: вертикальный и горизонтальный. Роль социальных перемещений в динамике социальной структуры. Теория социальной мобильности (П. Сорокин, Т. Парсонс, С. Менсет). Направления и формы социальной мобильности. Соотношение понятий дифференциации: классовая, имущественная, наследственная, профессиональная, понятие социальной карьеры. Механизмы социальной стратификации. Теория конфликта. Современные концепции классовой структуры общества. Понятие элиты. Понятие социальные изменения». Теории стадиальности социального развития: О. Конт о трех стадиях развития, теория Куна о структуре научной революции, теории ролей обратных связей, четыре класса теории социальных изменений Будона. Э. Гиддингс о «движущих силах» социальных изменений, значение естественных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей в процессах изменений. Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта Маркса, Спенсера, Вебера, Гумпловича, Уорда, Веблена, Парка, Сорокина, Вульфа А., Друкера П. Теория дезорганизации и аномии Дюркгейма как один из аспектов концепции социальных изменений. Дихотомические типы социальных изменений: реактивное и проективное, стихийное и сознательное (планируемое), целенаправленное и нецеленаправленное, прогрессивное и регрессивное, качественное и количественное, добровольное и навязанное, длительное и кратковременное, изменения различного масштаба, различной активности, различных уровней (теоретическое и эмпирическое). Природа и уровни социальных изменений, «действующие силы» социальных изменений (К. Левин); понятие «равновесия сил», «сдерживающих сил»; внутренних и внешних источников социальных изменений. Стратегии социальных изменений как формы оптимизации проведения социальных перемен, уровни социальных изменений. Методология и методика анализа проблем социальных изменений на эмпирическом уровне. Этапы социальных изменений. Управление изменениями. | |
7 | Экономическая социология, как отрасль социологического знания | Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов. Экономические законы (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения) в познании социальных отношений в области экономики. Характеристика объекта и предмета частных социологических теорий: социология труда, занятости, управления (менеджмента), безработицы, города, села, предпринимательства, маркетинга, финансово-банковской деятельности, страхования, домохозяйств, потребления, рисков, протеста и конфликтов, региональная социология, монетарная социология, фискальная социология и др. Частные социологические теории как инструмент углубленного познания экономической жизни. Применение частных социологических теорий в социальной практике, экономическом и политическом управлении. | |
8 | Экономическое поведение, сознание и культура | Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация. Феноменологический анализ экономического поведения и его составляющих. Цель, средство, результат, интерес, мотивация, калькуляция экономического поведения. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения. Ресурсно-затратные компоненты экономического действия. Режимы, методы и средства максимизации (оптимизации) экономического поведения. Риск в структуре экономического поведения. Модели экономического поведения и их классификация. Факторы специализации моделей экономического поведения (функциональные, субъективные, ресурсные, системные, организационные, институциональные). Статусы и социальные роли субъектов экономического поведения. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальные последствия. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры. Социальные функции экономической культуры. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая. Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности). Социальные последствия нарушения норм экономической культуры. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях. | |
9 | Теория, методология и концептуализация в социологических исследованиях | Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения. Программа социологического исследования. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализа документов и его разновидности. Социологическое наблюдение и его виды. Интервью и его формы. Социальный эксперимент. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг). Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы). Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении. | |
5.2. Учебно-тематический план:
Таблица 2
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины |
Трудоемкость в часах
Формы текущего контроля
Всего
Аудиторная работа
Самостоя-тельная работа
Содержание практических и семинарских занятий
Семинар 1. Социология как общественная наука (1час)
1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.
2. Уровни социологической науки.
3. Позитивная социология (О. Конт).
4. Английская социология (Г. Спенсер).
5. Немецкая социология (К.Маркс, М. Вебер).
6. Французская социология (Э.Дюркгейм).
7. Становление и развитие социологической мысли в России.
8. Американская социология.
9. Европейская социология.
10. Современная отечественная социология.
Рекомендуемая литература:1,2,6
Дополнительная:
3. Оксинойд К.Э. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 350 с. (Допущено Советом УМО) | Zn |
4. Тавокин Е.П. Социология: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 202 с. (Рек. УМОбъедин вузов РФ) | Zn |
5. Маскаева А.И, Амирова Д.Р. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 172 с. (рек. в качестве уч. пособия) | Zn |
6. Нигматуллина И.В., Рассолова И.Ю. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2014. – 96 с. (Рек. УМ советом Финуниверситета при Правительстве) | 1 |
7. Николаев А.А. Социология управления: учебное пособие / А.А. Николаев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 272 с. (Допущено Советом УМОбъединения) | 2+book |
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы :
Сайты аналитических организаций:
1. Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
2. «Левада-центр» (www.levada.ru)
4.Сайт www.escocman.edu.ru Образовательный портал – экономика, социология, менеджмент.
5.Сайт www.socnet.narod.ru Современная российская социология в Cети.
6.Сайт www.machaon.ru Социология в Сети.
7.Сайт www.isn.ru/sociology Российская сеть информационного общества.
8.Сайт www.ecsoc.ru Центр экономической социологии.
Сайты журналов:
1. СОЦИС (http://socis.isras.ru)
2. Социологический журнал (http://knowledge.isras.ru/sj)
3. Социологический Форум (http://www.sociology.ru/forum/index.shtml)
4. Социологическое обозрение (http://www.sociologica.ru/Journal.html)
5. Экономическая социология (http://www.ecsoc.msses.ru)
Статистические ресурсы:
1. Российский статистический ежегодник. Москва. Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
2. Труд и занятость в России. Статистический сборник. Москва. Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат).
3. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. Москва. Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат).
4. Экономическая активность населения России. Статистический сборник. Москва. Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат).
5. Обследование населения по проблемам занятости. Статистический бюллетень. Москва. Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат).
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
Для успешного прохождения курса студентам необходимо ознакомиться:
- с содержанием рабочей программы дисциплины, с целями и задачами дисциплины, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками по данной дисциплине, имеющимися на образовательном портале и сайте кафедры, с графиком консультаций преподавателей данной кафедры.
1. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных домашних заданий
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- использовать при подготовке нормативные документы Финансового университета, а именно, положений о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании, утвержденные приказом №611/о от 01 апреля 2014 года, положения о расчетно-аналитической работе, утвержденного приказом № 2161/0 от 19 декабря 2013 года (см. сайт Финансового Университета: на главной странице раздел «Наш университет»; далее «Единая правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» - «Приказы Финуниверситета»);
- при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
2.1.Методические рекомендации по работе с литературой
Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к семинарскому занятию, написание эссе, курсовой работы, доклада и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы как в библиотеке, так и дома.
К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература.
Основная литература - это учебники и учебные пособия.
Дополнительная литература - это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.
Рекомендации студенту:
- выбранную монографию или статью целесообразно внимательно просмотреть. В книгах следует ознакомиться с оглавлением и научно-справочным аппаратом, прочитать аннотацию и предисловие. Целесообразно ее пролистать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения. Такое поверхностное ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие - прочитать быстро;
- в книге или журнале, принадлежащие самому студенту, ключевые позиции можно выделять маркером или делать пометки на полях. При работе с Интернет - источником целесообразно также выделять важную информацию;
- если книга или журнал не являются собственностью студента, то целесообразно записывать номера страниц, которые привлекли внимание. Позже следует возвратиться к ним, перечитать или переписать нужную информацию. Физическое действие по записыванию помогает прочно заложить данную информацию в «банк памяти».
Выделяются следующие виды записей при работе с литературой:
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.
Цитата - точное воспроизведение текста. Заключается в кавычки. Точно указывается страница источника.
Тезисы - концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.
Аннотация - очень краткое изложение содержания прочитанной работы.
Резюме - наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Записи в той или иной форме не только способствуют пониманию и усвоению изучаемого материала, но и помогают вырабатывать навыки ясного изложения в письменной форме тех или иных теоретических вопросов.
3.2. Методические рекомендации по подготовке доклада в виде презентации (слайд-шоу)
Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций - Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на
слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация - представление реально существующего зрительного ряда. Образы - в отличие от иллюстраций - метафора. Их назначение - вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма - 13 визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица - конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение - структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Практические советы по подготовке презентации
- готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;
- слайды - визуальная подача информации, которая должна содержать
- минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую
- нагрузку, выглядеть наглядно и просто;
- текстовое содержание презентации - устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;
- рекомендуемое число слайдов 17-22;
- обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников;
- раздаточный материал должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.
3.3. Методические рекомендации по использованию кейс - метода
Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например, деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.
Цели кейс-метода состоят в следующем:
- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;
- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- моделирование решений, представление различных планов действий;
- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной позиции в устной или письменной форме, защиты собственной точки зрения;
- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание практических ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение;
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- рекомендация «Как работать с кейсом»;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами.
2. Организационная часть. Выдача кейса.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
5. Работа студентов в микрогруппах.
6. Дискуссия (коллективная работа студентов).
7. Оформление студентами итогов работы.
8. Подведение итогов преподавателем.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Операционная система Microsoft Windows (XP, 2007).
2. Пакет офисных программ Microsoft Office (2007, 2010).
3. Веб-сервис Slideshare.net
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Видеопроекторы и интерактивные доски для демонстрации наглядного материала, используя оборудование, размещенное в аудиториях Уфимского филиала Финуниверситета.
Российской Федерации»
Уфимский филиал
Кафедра «Философия, история и право»
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ Р.М. Сафуанов «______»____________ 201_ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Социология
Разработчик рабочей программы дисциплины Р.Т. Фархтдинов
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль: «Финансы и кредит»
Актуализация проведена Нигматуллиной И.В.
Одобрено кафедрой «Философия, история и право»
протокол № 1 от «31» 08. 2016 г.
Уфа 2016
Содержание
Стр. | |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | 4 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | 4 |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 17 |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 23 |
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 28 |
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 29 |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 29 |
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем | 35 |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 35 |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Таблица 1
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Семестр 1 (в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3/108 | 108 |
Аудиторные занятия | 8 | 8 |
Лекции | - | - |
Практические и семинарские занятия | 8 | 8 |
в том числе на занятия в интерактивных формах | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 100 | 100 |
В семестре | 100 | 100 |
В сессию | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины:
Таблица 1.
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Содержание темы | |
1. | Вводная лекция: Предметная область социологии. Парадигмы современного социологического знания в понимании объекта и предмета социологии | Основоположник социологической науки О.Конт, его взгляд на предмет социологического познания, соотношения социологии с другими науками. Основные тенденции в развитии мировой и отечественной социологии, их взаимовлияние и обусловленность. Процесс институализации социологии в России, первые социологические центры, их влияние на дальнейшее развитие науки. Плюрализм в развитии социологической науки: многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания. Парадигмы: n «социальных фактов» (структурный функционализм, теория социальных конфликтов, марксизм); n «социальных дефиниций» (символический интеракционизм и этнометодология); n «социального поведения» (психологический редукционизм и теория социального обмена); n социально-исторического детерминизма. Феномен когерентности социологических теорий. Парадигма «социального порядка» и «социальной интеграции». Подходы к изучению социальной реальности: интерналистский и экстерналистский, концептуально-теоретический и феноменологический. Уровни понятийного аппарата социологии и структура социологических знаний. | |
2. | Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий | Понятие общественной жизни и человеческой природы. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности и детерминации человеческого поведения. Парадигмы «социального поведения» (Р. Бегесс, Д. Хоманс, П. Блай). Ценностные ориентации и оценки - основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность; роль социального опыта в оценке. Соотношение понятий «ценностные ориентации» и «установки». Ценностные ориентации как элемент структуры личности. Понятие социализации личности, первичная и вторичная социализация, формирования «Я» (концепции У. Кули и Дж. Г. Мида). Понятие социальной среды личности. Макро и микроуровни социальной среды, их соотношение и взаимодействие. Интеграция и адаптация как формы взаимодействия человека и общества. Социальный статус и социальные роли. Понятие типологизации «социального типа личности» как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Социальное поведение - один из основных критериев типологии личности. Роль типологизации в прогнозировании и моделировании человеческих поступков в определенных конкретных обстоятельствах. Реальные действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных психологических свойств и процессов, отражающие субъективный мир личности. Социологические концепции личности. Концепция социальных ролей; дихотомические концепции личности «свобода - детерминизм», «рационализм и иррационализм», «холизм - элементаризм», «конституциолизм - обусловленность внешней среде», «субъективность - объективность». «проективность - реактивность», «гомеостазис - гетеростазис», «познаваемость - непознаваемость» (К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, И. Келли, А. Маслоу, С. Буллер, О. Доллард и др.). | |
3 | Социальные общности как формы социальной организации индивидов | Понятие и основные признаки социальных общностей. Предпосылки формирования социальных общностей. Функции и типология социальных общностей: групповые, массовые, социально-территориальные общности. Понятие социальной организации. Социальная организация как целевая группа, ее роль в «организованном обществе» и формировании «организованного человека». Структура организации. Социальные организации как «способ руководства и управления» людьми, различными средствами действия, координации функций. Теория социальных организаций. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация как система способов (образцов) деятельности индивидов, групп, институтов, средств социального контроля, социальных ролей и т.д. Формальные и неформальные отношения в организациях. Формы и виды социальных организаций индивидов. Эффективность социальных организаций. Проблемы дезорганизации и реорганизации. Изменения в организациях. | |
4 | Культура как социальная реальность | Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры: искусства, науки, философии, политики, образования и т.д. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества. Специфика определения функций культурных ценностей, их научная оценка. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурная гомогенность и т.д. Понятие культурного процесса (развития) и культурной деградации. Генезис и эволюция ценностно-нормативных систем, их взаимодействие. | |
5 | Социальные системы и социальные структуры. Общество как система. Институциональные отношения и социальные институты | Понятие социальной системы и социальной структуры. Компоненты социальной системы, их специфика. Типы социальной структуры. Специфика и многообразие социальных систем и их соотношение. Уровни социальных систем, их иерархичность. Типы взаимосвязей компонентов системы. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты и т.д. Личность как социальная система, социальные роли и статусы, типы интеграции с социальными общностями. Закономерности функционирования и развития социальных систем. Понятие «кризисного социума». Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и т.д. структура общества. Понятие «социального института», институализация как форма организации социальной жизни, социальных взаимодействий индивидов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Доминантные и социальные институты: семья, власть, собственность. Функции, цели, задачи социальных институтов, социальные роли в институтах; закономерности функционирования институтов. Распределение функций между институтами. Престиж социального института. Источники развития (или кризиса) социального института. Понятие аномии. | |
| |||
6 | Социальные процессы. Социальная мобильность и социальная стратификация. Социальные изменения. | Понятие «социальный процесс», его взаимосвязь с понятием функционирование и развитие социальных систем. Социальный процесс как форма социального изменения системы. Стадии социального процесса и критерии их выявления. Типы и уровни социальных процессов, понятие социальной дифференциации, интеграции, дезинтеграции, централизации и децентрализации и т.д. Стихийные социальные процессы и механизмы их возникновения. Возможности управления социальными процессами. Понятие социального перемещения. Уровни социальных перемещений: вертикальный и горизонтальный. Роль социальных перемещений в динамике социальной структуры. Теория социальной мобильности (П. Сорокин, Т. Парсонс, С. Менсет). Направления и формы социальной мобильности. Соотношение понятий дифференциации: классовая, имущественная, наследственная, профессиональная, понятие социальной карьеры. Механизмы социальной стратификации. Теория конфликта. Современные концепции классовой структуры общества. Понятие элиты. Понятие социальные изменения». Теории стадиальности социального развития: О. Конт о трех стадиях развития, теория Куна о структуре научной революции, теории ролей обратных связей, четыре класса теории социальных изменений Будона. Э. Гиддингс о «движущих силах» социальных изменений, значение естественных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей в процессах изменений. Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта Маркса, Спенсера, Вебера, Гумпловича, Уорда, Веблена, Парка, Сорокина, Вульфа А., Друкера П. Теория дезорганизации и аномии Дюркгейма как один из аспектов концепции социальных изменений. Дихотомические типы социальных изменений: реактивное и проективное, стихийное и сознательное (планируемое), целенаправленное и нецеленаправленное, прогрессивное и регрессивное, качественное и количественное, добровольное и навязанное, длительное и кратковременное, изменения различного масштаба, различной активности, различных уровней (теоретическое и эмпирическое). Природа и уровни социальных изменений, «действующие силы» социальных изменений (К. Левин); понятие «равновесия сил», «сдерживающих сил»; внутренних и внешних источников социальных изменений. Стратегии социальных изменений как формы оптимизации проведения социальных перемен, уровни социальных изменений. Методология и методика анализа проблем социальных изменений на эмпирическом уровне. Этапы социальных изменений. Управление изменениями. | |
7 | Экономическая социология, как отрасль социологического знания | Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов. Экономические законы (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения) в познании социальных отношений в области экономики. Характеристика объекта и предмета частных социологических теорий: социология труда, занятости, управления (менеджмента), безработицы, города, села, предпринимательства, маркетинга, финансово-банковской деятельности, страхования, домохозяйств, потребления, рисков, протеста и конфликтов, региональная социология, монетарная социология, фискальная социология и др. Частные социологические теории как инструмент углубленного познания экономической жизни. Применение частных социологических теорий в социальной практике, экономическом и политическом управлении. | |
8 | Экономическое поведение, сознание и культура | Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация. Феноменологический анализ экономического поведения и его составляющих. Цель, средство, результат, интерес, мотивация, калькуляция экономического поведения. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения. Ресурсно-затратные компоненты экономического действия. Режимы, методы и средства максимизации (оптимизации) экономического поведения. Риск в структуре экономического поведения. Модели экономического поведения и их классификация. Факторы специализации моделей экономического поведения (функциональные, субъективные, ресурсные, системные, организационные, институциональные). Статусы и социальные роли субъектов экономического поведения. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальные последствия. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры. Социальные функции экономической культуры. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая. Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности). Социальные последствия нарушения норм экономической культуры. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях. | |
9 | Теория, методология и концептуализация в социологических исследованиях | Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения. Программа социологического исследования. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализа документов и его разновидности. Социологическое наблюдение и его виды. Интервью и его формы. Социальный эксперимент. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг). Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы). Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении. | |
5.2. Учебно-тематический план:
Таблица 2
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины |
Трудоемкость в часах
Формы текущего контроля
Всего
Аудиторная работа
Самостоя-тельная работа
Содержание практических и семинарских занятий
Семинар 1. Социология как общественная наука (1час)
1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.
2. Уровни социологической науки.
3. Позитивная социология (О. Конт).
4. Английская социология (Г. Спенсер).
5. Немецкая социология (К.Маркс, М. Вебер).
6. Французская социология (Э.Дюркгейм).
7. Становление и развитие социологической мысли в России.
8. Американская социология.
9. Европейская социология.
10. Современная отечественная социология.
Рекомендуемая литература:1,2,6
Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.