Вопрос 43. Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

· корма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

· юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

· цравоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

· акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

· охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Существует 3 способа правового регулирования:.           

· Дозволение - связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

· Обязывание - связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором).

· Запрещение - связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).

Выделяют 2 типа правового регулирования:

Общедозволительный тип - основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Общедозволительный тип связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип - основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Вопрос 44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии.Субъекты и виды правотворчества

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчество характеризуется тем, что:

· представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

· основная продукция его — юридические нормы;

· это важнейшее средство управления обществом;

· уровень и культура правотворчества и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

· научность;

· профессионализм;

· законность;

· демократизм;

· гласность.

· оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Стадии:                                      

а) изменение общественных отношений (появление новых, изменение и отмирание старых общественных отношений);

б) анализ социальной нормы;

в) осознание необходимости правового регулирования общественных отношений;

г) разработка и принятие социальной нормы - непосредственный акт правотворчества;

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество мсу, непосредственное правотворчество народа, делегированное правотворчество, чрезвычайное правотворчество, договорное правотворчество, локальное правотворчество.

Вопрос 45. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отноше­ния, которые уже существовали до момента вступления его в юриди­ческую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1. если в самом законе об этом сказано;

2. если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 110.