Вопрос 36. Правовой обычай и правовой прецедент

Правовой обычай — санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы. Правовой обычай — самый первый источник права; самая органичная демократичная форма права.

Недостатки правового обычая:

· чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

· на отмирание обычая уходит тоже много времени;

· из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования).

Прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента:

· судебный -решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом для решения аналогичных дел в будущем;

· административный;

· кассационный - решение, принятое в результате обжалования.

Недостатки прецедента:

· при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

· прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

                                                                  

Вопрос 37. Нормативно-правовой акт: понятия, виды.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;.

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения; распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества подразделяются на:нормативные акты государственных органов;

· нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов);

· нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

· нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия подразделяются на:

· общефедеральные;

· нормативные акты субъектов Российской Федерации;

· нормативные акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия подразделяются на:

· нормативные акты неопределенно-длительного действия;

· временные нормативные акты.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 111.