Правовой обычай — санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы. Правовой обычай — самый первый источник права; самая органичная демократичная форма права.
Недостатки правового обычая:
· чтобы укрепился обычай, уходит много времени;
· на отмирание обычая уходит тоже много времени;
· из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования).
Прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента:
· судебный -решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом для решения аналогичных дел в будущем;
· административный;
· кассационный - решение, принятое в результате обжалования.
Недостатки прецедента:
· при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;
· прецедент очень сложно изменить.
К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.
Вопрос 37. Нормативно-правовой акт: понятия, виды.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ;
2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;.
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения; распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества подразделяются на:нормативные акты государственных органов;
· нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов);
· нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
· нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия подразделяются на:
· общефедеральные;
· нормативные акты субъектов Российской Федерации;
· нормативные акты органов местного самоуправления;
· локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия подразделяются на:
· нормативные акты неопределенно-длительного действия;
· временные нормативные акты.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 467.