Выполнение тестового задания
Подчеркните причастия
а) писать, писал, писавший, пишет;
б) заметить, замеченный, заметила, заметил;
в) желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.
2. Что обозначает причастие:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) действие предмета?
3. Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола:
а) вид;
б) род;
в) время?
Выпишите причастие, укажите его грамматические признаки.
Последние лучи заходящего солнца бросали сквозь листву косые лучи.
Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.
Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.
· Проверка по ключу (слайд), работа над ошибками.
5. Домашнее задание
Параграф 20, упр. 191; 5 уровень – составить учебное сообщение на тему «Причастие как особая форма глагола» по плану:
а) определение причастия;
б) грамматические признаки причастий, общие с глаголом;
в) грамматические признаки причастий, общие с прилагательным;
г) синтаксические признаки причастия.
Комментированное выставление оценок
Рефлексия
- Давайте вернёмся к таблице, которую вы заполняли в самом начале урока. Узнали мы с вами, что такое причастие? Выяснили ли мы, что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного? Научились ли мы находить причастия в текстах, определять их грамматические признаки и грамотно писать окончания причастий?
- Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
- Какие трудности возникли во время урока?
да «+», нет «-», не совсем «+ -».
Знаю | Умею | ||||
1 | Что такое причастие | 1 | Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте | ||
2 | Что такое глагол | 2 | Определять грамматические признаки причастия | ||
3 | Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного | 3 | Грамотно писать окончания причастий и прилагательных |
да «+», нет «-», не совсем «+ -».)
Знаю | Умею | ||||
1 | Что такое причастие | 1 | Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте | ||
2 | Что такое глагол | 2 | Определять грамматические признаки причастия | ||
3 | Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного | 3 | Грамотно писать окончания причастий и прилагательных |
да «+», нет «-», не совсем «+ -».)
Знаю | Умею | ||||
1 | Что такое причастие | 1 | Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте | ||
2 | Что такое глагол | 2 | Определять грамматические признаки причастия | ||
3 | Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного | 3 | Грамотно писать окончания причастий и прилагательных |
да «+», нет «-», не совсем «+ -».)
Знаю | Умею | ||||
1 | Что такое причастие | 1 | Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте | ||
2 | Что такое глагол | 2 | Определять грамматические признаки причастия | ||
3 | Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного | 3 | Грамотно писать окончания причастий и прилагательных |
Грамматические признаки причастий
Общие с глаголами | Общие с прилагательными |
1) имеют значение действия: ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) …………… (совершенный, несовершенный): придуманный - думающий 3) время (настоящее, ………….………………): называющий - называвшийся 4)…………………………………………………: озарявшийся – озарявший | 1) изменяются по падежам,……………………….. ………………………………………………………… 2) в предложении являются ……………………………………. |
Грамматические признаки причастий
Общие с глаголами | Общие с прилагательными |
1) имеют значение действия: ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) …………… (совершенный, несовершенный): придуманный - думающий 3) время (настоящее, ………….………………): называющий - называвшийся 4)…………………………………………………: озарявшийся – озарявший | 1) изменяются по падежам,……………………….. ………………………………………………………… 2) в предложении являются ……………………………………. |
Грамматические признаки причастий
Общие с глаголами | Общие с прилагательными |
1) имеют значение действия: ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) …………… (совершенный, несовершенный): придуманный - думающий 3) время (настоящее, ………….………………): называющий - называвшийся 4)…………………………………………………: озарявшийся – озарявший | 1) изменяются по падежам,……………………….. ………………………………………………………… 2) в предложении являются ……………………………………. |
Лингвисты»
Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.
Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.
Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.