Ориентировачно-мотивационный момент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План-конспект урока русского языка в 7 классе

_______________

Тема урока: Причастие как особая форма глагола

Цель и задачи:

- создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности;

- дать понятие о причастии как особой форме глагола, его грамматических признаках; учить распознавать причастия, находить в тексте, определять его грамматические признаки;

- на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;

- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, делать оценку результатов своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: записи на доске, мультимедийная презентация, раздаточный материал, карточки для работы (индивидуальной, парной), тестовая работа, эпиграф (записан на доске):                                                              Искать надо сердцем.

                                                                                                        А. де Сент-Экзюпери

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, вы полны сил и в вас горит желание постигать новое.

В качестве девиза пусть нам послужат слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Искать надо сердцем». Как вы думаете, почему именно эти слова мы возьмём в качестве девиза? (ответы учащихся) Сегодня я приглашаю вас на урок-исследование! Начнём искать?

Операционно-познавательный этап

· Знакомство с определением причастия в учебнике (с. 94)

· Заполнение таблицы недостающей информацией, пользуясь материалом учебника (с.95 – 97) (работа по вариантам: 1 вариант – общее с глаголами, 2 – общее с прилагательными. Учащимся раздаётся таблица с пропусками).

Грамматические признаки причастий

     Общие с глаголами Общие с прилагательными
1) имеют значение действия:  ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) ……… (совершенный, несовершенный): придуманный - думающий 3) время (настоящее, ………….……): называющий - называвшийся 4)………………………………: озарявшийся – озарявший   1) изменяются по падежам,………………… ………………………………………………………… 2) в предложении являются …………………………………

Комментированная проверка, (таблица на слайде)

Грамматические признаки причастий

     Общие с глаголами Общие с прилагательными
1) имеют значение действия:  ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) вид  (совершенный, несовершенный): придуманный -думающий 3) время (настоящее, прошедшее): называющий - называвшийся 4) возвратность / невозвратность: озарявшийся - озарявший 1) изменяются по падежам, числам и родам 2) в предложении являются определением

 

· Работа в парах

(Каждая пара получает одинаковый набор слов, из которого 1 пара выбирает прилагательные, 2 – глаголы, 3 – причастия, карточки со словами прикрепляются к доске в три столбика).

Болеть, болеющий, белый, читавший, серебряный, любящий, каменный, услышанный, читать, любить, молотый, молоть, лучший, остановившись, мельчайший, услышать.

Исследователи»

Запишите причастия, укажите их время. Работайте по образцу.

Образец:

Поющие птицы – птицы, которые поют (наст. вр.)

Рассказанная история – история, которую кто – то рассказал (пр. вр.)

Уставший труженик……………………………..

Погасшее пламя …………………………………….

Измятая трава………………………………………

Подаренное платье………………………………….

Вертящийся стул……………………………………..

Падающий снег………………………………………..

Склоняемые существительные…………………

Экспериментаторы»

От данных глаголов образуйте причастия. Определите суффиксы причастий. Работайте по образцу.

Образец:

Рассказал --- рассказанный

Устал --- 

Погас ---

Измял --- 

Подарил ---   

Вертят ---

Падают ---

Склоняют ---

(При проверке на слайде появляется таблица, которую устно заполняют (а на слайде появляются) сначала исследователи (указывают время причастий), затем экспериментаторы (указывают суффиксы причастий)

 

Таблица суффиксов причастий

   Время Причастия Суффиксы
  Вертящийся Падающий Склоняемый  
    Рассказанный Погасший Измятый                 -НН-

3. «Лингвисты» (работают по очереди у доски)

Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.

Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.

Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.

Подчеркните причастия

а) писать, писал, писавший, пишет;

б) заметить, замеченный, заметила, заметил;

в) желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.

2. Что обозначает причастие:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) действие предмета?

3. Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола:

а) вид;

б) род;

в) время?

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.

· Проверка по ключу (слайд), работа над ошибками.

5. Домашнее задание

Параграф 20, упр. 191; 5 уровень – составить учебное сообщение на тему «Причастие как особая форма глагола» по плану:

а) определение причастия;

б)  грамматические признаки причастий, общие с глаголом;

в)  грамматические признаки причастий, общие с прилагательным;

г) синтаксические признаки причастия.

Рефлексия

- Давайте вернёмся к таблице, которую вы заполняли в самом начале урока. Узнали мы с вами, что такое причастие? Выяснили ли мы, что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного? Научились ли мы находить причастия в текстах, определять их грамматические признаки и грамотно писать окончания причастий?

- Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

- Какие трудности возникли во время урока?

 

да «+», нет «-», не совсем «+ -».

                Знаю

                  Умею

1 Что такое причастие 1 Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
2 Что такое глагол 2 Определять грамматические признаки причастия
3 Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного 3 Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

да «+», нет «-», не совсем «+ -».)

                Знаю

                  Умею

1 Что такое причастие 1 Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
2 Что такое глагол 2 Определять грамматические признаки причастия
3 Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного 3 Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

да «+», нет «-», не совсем «+ -».)

                Знаю

                  Умею

1 Что такое причастие 1 Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
2 Что такое глагол 2 Определять грамматические признаки причастия
3 Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного 3 Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

 

 

да «+», нет «-», не совсем «+ -».)

                Знаю

                  Умею

1 Что такое причастие 1 Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
2 Что такое глагол 2 Определять грамматические признаки причастия
3 Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного 3 Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

 

 

 

 

Лингвисты»

Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.

Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.

Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.

Исследователи»

Исследователи»

Экспериментаторы»

Экспериментаторы»

Лингвисты»

Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.

Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.

Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.

Лингвисты»

Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.

Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.

Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.

Подчеркните причастия

а) писать, писал, писавший, пишет;

б) заметить, замеченный, заметила, заметил;

в) желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.

2. Что обозначает причастие:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) действие предмета?

3. Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола:

а) вид;

б) род;

в) время?

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.

 

Тестовое задание

Подчеркните причастия

а) писать, писал, писавший, пишет;

б) заметить, замеченный, заметила, заметил;

в) желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.

2. Что обозначает причастие:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) действие предмета?

3. Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола:

а) вид;

б) род;

в) время?

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.

Тестовое задание

Подчеркните причастия

а) писать, писал, писавший, пишет;

б) заметить, замеченный, заметила, заметил;

в) желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.

2. Что обозначает причастие:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) действие предмета?

3. Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола:

а) вид;

б) род;

в) время?

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.

 

 

     

 

 

                                                                                                                          

 

Задачи:

- дать понятие о причастии как особой форме глагола, его грамматических признаках; учить распознавать причастия, находить в тексте, определять его грамматические признаки;

- на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;

- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, делать оценку результатов своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Урок проводился в 7 классе. Средний балл класса по предмету -6,1. На достаточном уровне (7 б) – 3 учащихся, на среднем – 4 учащихся, 2 из них имеют 6 баллов, ещё 2 – 5 баллов.

Данный урок является первым в теме «Причастие». Поэтому целью урока было создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Для реализации данной цели я использовала:

- мультимедийную презентацию с целью активизации внимания учащихся, ускорения работы с лингвистическим материалом параграфа;

- работу в парах на операционно-познавательном этапе для разграничения грамматических признаков глаголов и причастий, а также при классификации частей речи.

Форма проведения урока – исследование. С помощью эпиграфа к уроку учащиеся определили задачи своей практической деятельности.

На протяжении урока использовала раздаточный материал:

- Таблица 1 «Знаю, умею» - для определения задач работы с теоретическим материалом;

- Таблица 2 – для анализа и систематизации теоретического материала параграфа;

- Набор карточек с именами прилагательными, глаголами и причастиями для узнавания и разграничения частей речи.

На уроке соблюдены требования здоровьесбережения: проведена зрительная гимнастика, выполнены нормы использования мультимедийной презентации (до 25 минут), урок носил динамичный характер: все учащиеся работали у доски.

При подведении итогов урока учащиеся обратились к исходной таблице «Знаю, умею». Считаю, что задачи урока реализованы. Оценки выставлены. Домашнее задание носит дифференцированный характер.

 

План-конспект урока русского языка в 7 классе

_______________

Тема урока: Причастие как особая форма глагола

Цель и задачи:

- создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности;

- дать понятие о причастии как особой форме глагола, его грамматических признаках; учить распознавать причастия, находить в тексте, определять его грамматические признаки;

- на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;

- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, делать оценку результатов своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: записи на доске, мультимедийная презентация, раздаточный материал, карточки для работы (индивидуальной, парной), тестовая работа, эпиграф (записан на доске):                                                              Искать надо сердцем.

                                                                                                        А. де Сент-Экзюпери

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, вы полны сил и в вас горит желание постигать новое.

В качестве девиза пусть нам послужат слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Искать надо сердцем». Как вы думаете, почему именно эти слова мы возьмём в качестве девиза? (ответы учащихся) Сегодня я приглашаю вас на урок-исследование! Начнём искать?

Ориентировачно-мотивационный момент

(На доске записано предложение: Высокое облачко, похожее на летящий шарик, плыло по небу.)

· Выполнить морфологический разбор глагола, определить грамматическое значение окончания (род, число, падеж) прилагательного высокое в предложении. (2 человека работают у доски, остальные в тетрадях).

Плыло – глаг., н.ф. – плыть, несов., непереходный, невозвр., 1 спр., изъяв. накл., прошедшее вр., 3-е л., ед. ч.

Сказуемое.

 

Облачко (какое?) высокое (ср. р., ед. число, И.п.)

Проверка выполненной работы.

· Назовите, что обозначают прилагательные и глаголы.

Глагол – действие.

Прилагательное – признак предмета.

…………………. – признак по действию.

- В рассматриваемом предложении назовите слово, которое обозначает признак по действию. А ответить на вопрос поможет следующий слайд.

 

     
 


                                                                                          

шарик синий                  шарик летящий                                          

                                    (тот, который летит)                        шарик лопнувший 

                                                                                                     (тот, который лопнул)

(на первом рисунке шарик характеризуется по цвету, на втором и третьем – по действию). Слово, которое обозначает признак предмета по действию, называется причастием.

(Возвращаемся к предыдущему слайду

Глагол – действие.

Прилагательное – признак предмета.

Причастие – признак по действию.)

· Озвучивание темы урока (запись в тетради)

· Предлагается заполнить карточку «Знаю, умею» условными обозначениями (да «+», нет «-», не совсем «+ -».)

                Знаю

                  Умею

1 Что такое причастие 1 Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
2 Что такое глагол 2 Определять грамматические признаки причастия
3 Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного 3 Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

- Скажите, где вы поставили «+»? А почему и для чего мы поставили «-»?

- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

· Целеполагание совместно с учащимися.

- Давайте вернёмся к первому заданию. Почему в начале урока мы вспоминали грамматические признаки глагола и грамматическое значение окончания прилагательного? (ответы учащихся).

- Посмотрим, что на этот вопрос отвечает учебник.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.