Операционно-познавательный этап
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Знакомство с определением причастия в учебнике (с. 94)

· Заполнение таблицы недостающей информацией, пользуясь материалом учебника (с.95 – 97) (работа по вариантам: 1 вариант – общее с глаголами, 2 – общее с прилагательными. Учащимся раздаётся таблица с пропусками).

Грамматические признаки причастий

     Общие с глаголами Общие с прилагательными
1) имеют значение действия:  ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) ……… (совершенный, несовершенный): придуманный - думающий 3) время (настоящее, ………….……): называющий - называвшийся 4)………………………………: озарявшийся – озарявший   1) изменяются по падежам,………………… ………………………………………………………… 2) в предложении являются …………………………………

Комментированная проверка, (таблица на слайде)

Грамматические признаки причастий

     Общие с глаголами Общие с прилагательными
1) имеют значение действия:  ( идущий по реке пароход = пароход, который идет по реке) 2) вид  (совершенный, несовершенный): придуманный -думающий 3) время (настоящее, прошедшее): называющий - называвшийся 4) возвратность / невозвратность: озарявшийся - озарявший 1) изменяются по падежам, числам и родам 2) в предложении являются определением

 

· Работа в парах

(Каждая пара получает одинаковый набор слов, из которого 1 пара выбирает прилагательные, 2 – глаголы, 3 – причастия, карточки со словами прикрепляются к доске в три столбика).

Болеть, болеющий, белый, читавший, серебряный, любящий, каменный, услышанный, читать, любить, молотый, молоть, лучший, остановившись, мельчайший, услышать.

Причастия                                     Глаголы                                  Прилагательные

Белеющий                                  Читать                                      Белый

Читавший                                   Молоть                                     Серебряный

Любящий                                   Любить                                     Каменный

Услышанный                            Белеть                                        Мельчайший

Молотый                                    Услышать                                 Лучший

Умывшийся                                Умываться                                Чистый

- Соедините причастия с глаголами, от которых эти причастия образовались. (Один человек определяет вид, время, возвратность глаголов и причастий). Вывод: по форме глагола определяется вид, время, возвратность причастий.

- Укажите окончания причастий и прилагательных. Какой вывод можно сделать? (И причастия, и прилагательные имеют одинаковые окончания.)

· Работа с учебником (упр. 186). Выписать причастия, установить глаголы, от которых они образованы, определить глагольные признаки причастий.

1. Зажжённого – зажечь (сов. в., невозвр.).

2. Летевших – лететь (несов. в, невозвр.)

Выжигаемого – выжигать (несов. в., невозвр.)

 3. Роняемый – ронять (несов. в., невозвр.)

· Работа в парах (самостоятельная работа)

Исследователи»

Запишите причастия, укажите их время. Работайте по образцу.

Образец:

Поющие птицы – птицы, которые поют (наст. вр.)

Рассказанная история – история, которую кто – то рассказал (пр. вр.)

Уставший труженик……………………………..

Погасшее пламя …………………………………….

Измятая трава………………………………………

Подаренное платье………………………………….

Вертящийся стул……………………………………..

Падающий снег………………………………………..

Склоняемые существительные…………………

Экспериментаторы»

От данных глаголов образуйте причастия. Определите суффиксы причастий. Работайте по образцу.

Образец:

Рассказал --- рассказанный

Устал --- 

Погас ---

Измял --- 

Подарил ---   

Вертят ---

Падают ---

Склоняют ---

(При проверке на слайде появляется таблица, которую устно заполняют (а на слайде появляются) сначала исследователи (указывают время причастий), затем экспериментаторы (указывают суффиксы причастий)

 

Таблица суффиксов причастий

   Время Причастия Суффиксы
  Вертящийся Падающий Склоняемый  
    Рассказанный Погасший Измятый                 -НН-

3. «Лингвисты» (работают по очереди у доски)

Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.

Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.

Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.

Составьте опорный конспект по теме «Правописание окончаний причастий».

Вывод: окончания у причастий такие же, как и у прилагательных.

Пары представляют свои работы.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.