Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие)

на следующих основаниях:

· по истечении срока действия акта;

· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

· на оснований прямого указания конкретного органа, об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, .его издавшего.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Предметное действие нормативных правовых актов состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений. Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами, основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на отношения, регламентируемые нормами других отраслей права.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования печатные органы.

Опубликование законов и актов палат федерального собрания должно соответствовать следующим требованиям:

1.ФКЗ, ФЗ публикуются в течении 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат федерального собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия;

2.официальным их опубликованием считается первая публикация его текста в «Российской газете» или «Собрания Законодательства РФ»;

3.указанные законы и акты вступают в силу по истечению 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу.

Опубликование актов президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Для них установлены следующие правила:

1.публикуются в течении 10 дней после дня их подписания;

2.акты публикуются в «Российской газете» или в Собрании закон РФ;

3.акты Президента вступают в силу по истечению 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный характер (если содержат тайну вступают в силу по истечению дня их подписания);

4.акты Правительства РФ вступают в силу по истечению 7 дней после дня их официального опубликования; (характер (если содержат тайну вступают в силу по истечению дня их подписания) )

5.в актах Президента и актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления в силу.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

- с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

- с момента, указанного в самом акте;

- по правилам, установленным действующим законодательством. Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента Российской Федерации и правительственные акты - по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти - при наличии двух условий: а) после регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан, б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета "Российские вести" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти".

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

- истечения срока, на который был принят;

- официальной отмены или признания утратившим силу;

- принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

- вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

- признания акта неконституционным;

- приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Вопрос 46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержаниями правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запре­тов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:

1. ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3. последовательность в изложении юридической информации;

4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части).

Систематизация нормативных актов - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации:

1. инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

2. консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Особенность в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

3. кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Признаки кодификации:

1. ею имеют право заниматься только специальные органы;

2. в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс;

3. кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 85.