Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
· право (законодательство);
· юридическая практика;
· господствующая правовая идеология.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции и др. В качестве самостоятельной группы можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
· главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
· имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
· высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
· важное значение имеют подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
· право делится на публичное и частное, а также на отрасли;
· правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
· особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
· юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
· ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые занимают особое положение в системе государственных органов;
· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
· главенствующее значение имеет процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
· отсутствуют кодифицированные отрасли права;
· отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
· статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных источников;
· юридическая доктрина носит сугубо прагматический, прикладной характер.
К семье религиозного права относится Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· главный творец права Бог, а не общество, государство;
· источниками права являются религизно-нравственные нормы и ценности;
· весьма теснее переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;
· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
· отсутствует деление права на частное и публичное;
· нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
· во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· доминирующее место занимают обычаи и традиции, имеющие неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
· обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
· обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ;
· нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
· судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
· судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
· юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
· архаичность многих ее обычаев и традиций.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 472.