Вопрос 20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2. принцип демократизма;

3. принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную;

4. принцип законности;

5. принцип гласности;

6. принцип федерализма;

7. принцип профессионализма;

8. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

9. принцип сочетания выборности и назначаемости;

10. принцип иерархичности (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Вопрос 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные нормы права, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые применяются и охраняются судебной властью.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Структура парламента:

двупалатная — нижняя и верхняя палаты;

однопалатная (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать эффективную деятельность законодательного органа. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов

Полномочия парламента:

· решение финансовых вопросов: установление налогов;

· контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных должностных лиц и органов (назначение главы государства, главы правительства и кабинета);

· издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;

· участие во внешнеполитическом процессе;

· решение вопросов обороны;

· осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов правительства к судебной ответственности.

Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов). Избираются населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет, пожарной безопасности и др.

Законодательные органы в России избираются населением государства.

Высший законодательный (представительный) орган России — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Сов. Фед. и Гос.Думы. В Сов.Фед. входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число его членов составляет 178 чел.

Гос.Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Гос.Дума вносит законопроекты, принимает федеральные законы, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Сов.Фед. Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания. Гос.Дума проводит две сессии: весеннюю и осеннюю.

Один день в неделю отведен для парламентских слушании, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы, В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Госю.Думы с избирателями.

На заседаниях Сов.Фед. в первоочередном порядке рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Гос.Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Сов.Фед. и другие проблемы государственной жизни.

Классификация законодательной власти в России – Фед.Собр. РФ (федеральные органы) и законодательные органы субъектов Федерации.

Вопрос 22.Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Классификация исполнительной власти:

· глава государства;

· Правительство;

· федеральные органы исполнительной власти;

· исполнительные органы субъектов Федерации;

· областная администрация;

· органы местного самоуправления.

Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.

В отношении парламента глава государства обладает рядом прав:

· правом созыва сессий,

· роспуска нижней палаты,

· назначения членов верхней палаты,

· утверждения и опубликования законов,

· в некоторых случаях правом вето.

В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент.

Основные полномочия президента сводятся к следующему:

· принимает иностранных дипломатических представителей, назна­чает послов;

· ратифицирует международные договора и соглашения;

· является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:

· распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;

· отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;

· назначать и смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников (США);

· издавать указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти (США).

В парламентской республике роль президента значительно скромнее: Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.

Глава государства в России — Президент (ст.80 Конст. РФ).

Президент РФ:

· принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;

· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

· представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

 

Президент РФ избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ с согласия Гос. Думы, Фед. Собрания РФ назначает Председателя Правительства РФ, председателя Банка России, председателя Счетной палаты РФ. Президент РФ назначает министров, заместителя Председателя Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры заместителя Правительства и министра.

Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высше­го Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент назначает судей других федеральных судов и имеет другие полномочия (ст. 83-90 Конст. РФ).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ может быть отрешен от должности.

Правительство РФ высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Виды правительств:

· коалиционное — в его состав входят представители двух и более партий;

· однопартийное — в его состав входят представители только одной партии.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Задачи Правительства РФ:

· Оно разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его ис­полнение;

· обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения и т.п.;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности;

· осуществляет меры по обеспечению свободы граждан;

· осуществляет полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральным законом и указом Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Перед вновь избранным Президентом РФ правительство слагает свои полномочия, а также может подать в отставку.

Федеральные органы исполнительной власти:

· федеральное министерство ;

· федеральная служба ;

· федеральное агентство ;

Исполнительные органы субъектов Федерации формируются субъектом Федерации, избираются населением субъекта.

Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — исполнительные органы. Они осуществляют управленческую деятельность в рамках их полномочий, которые закреплены за ними законами

Вопрос 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

· Конституционный Суд РФ (разрешает дела в соответствии с Конституций РФ, разрешает споры о компетенции (между федеральными органами государственной власти), рассматривает дала, связанные с охраной Конституции РФ и дает ее толкование);

· Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· соответствующие суды субъектов федерации.

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов.

- Конституционный Суд разрешает споры о компетенции. Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это споры, прежде всего, между федеральными органами власти - Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России, федеральными судами, а также споры между высшими государственными органами субъектов Федерации;

- толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нормы.

- участием в процедуре отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что порядок не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане - предприниматели.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 77.