Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Такими принципами могут выступать:
1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
2. принцип демократизма;
3. принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную;
4. принцип законности;
5. принцип гласности;
6. принцип федерализма;
7. принцип профессионализма;
8. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;
9. принцип сочетания выборности и назначаемости;
10. принцип иерархичности (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Вопрос 21. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные нормы права, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые применяются и охраняются судебной властью.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
Структура парламента:
двупалатная — нижняя и верхняя палаты;
однопалатная (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать эффективную деятельность законодательного органа. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов
Полномочия парламента:
· решение финансовых вопросов: установление налогов;
· контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных должностных лиц и органов (назначение главы государства, главы правительства и кабинета);
· издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;
· участие во внешнеполитическом процессе;
· решение вопросов обороны;
· осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов правительства к судебной ответственности.
Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов). Избираются населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет, пожарной безопасности и др.
Законодательные органы в России избираются населением государства.
Высший законодательный (представительный) орган России — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Сов. Фед. и Гос.Думы. В Сов.Фед. входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Общее число его членов составляет 178 чел.
Гос.Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Гос.Дума вносит законопроекты, принимает федеральные законы, которые в течение пяти дней передаются на рассмотрение Сов.Фед. Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания. Гос.Дума проводит две сессии: весеннюю и осеннюю.
Один день в неделю отведен для парламентских слушании, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы, В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Госю.Думы с избирателями.
На заседаниях Сов.Фед. в первоочередном порядке рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Гос.Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Сов.Фед. и другие проблемы государственной жизни.
Классификация законодательной власти в России – Фед.Собр. РФ (федеральные органы) и законодательные органы субъектов Федерации.
Вопрос 22.Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
Классификация исполнительной власти:
· глава государства;
· Правительство;
· федеральные органы исполнительной власти;
· исполнительные органы субъектов Федерации;
· областная администрация;
· органы местного самоуправления.
Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.
В отношении парламента глава государства обладает рядом прав:
· правом созыва сессий,
· роспуска нижней палаты,
· назначения членов верхней палаты,
· утверждения и опубликования законов,
· в некоторых случаях правом вето.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент.
Основные полномочия президента сводятся к следующему:
· принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;
· ратифицирует международные договора и соглашения;
· является главнокомандующим вооруженными силами страны.
В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:
· распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;
· отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;
· назначать и смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников (США);
· издавать указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти (США).
В парламентской республике роль президента значительно скромнее: Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.
Глава государства в России — Президент (ст.80 Конст. РФ).
Президент РФ:
· принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;
· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
· представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Президент РФ с согласия Гос. Думы, Фед. Собрания РФ назначает Председателя Правительства РФ, председателя Банка России, председателя Счетной палаты РФ. Президент РФ назначает министров, заместителя Председателя Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры заместителя Правительства и министра.
Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент назначает судей других федеральных судов и имеет другие полномочия (ст. 83-90 Конст. РФ).
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ может быть отрешен от должности.
Правительство РФ высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.
Виды правительств:
· коалиционное — в его состав входят представители двух и более партий;
· однопартийное — в его состав входят представители только одной партии.
Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Задачи Правительства РФ:
· Оно разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
· обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
· обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения и т.п.;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности;
· осуществляет меры по обеспечению свободы граждан;
· осуществляет полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральным законом и указом Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Перед вновь избранным Президентом РФ правительство слагает свои полномочия, а также может подать в отставку.
Федеральные органы исполнительной власти:
· федеральное министерство ;
· федеральная служба ;
· федеральное агентство ;
Исполнительные органы субъектов Федерации формируются субъектом Федерации, избираются населением субъекта.
Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — исполнительные органы. Они осуществляют управленческую деятельность в рамках их полномочий, которые закреплены за ними законами
Вопрос 23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
· Конституционный Суд РФ (разрешает дела в соответствии с Конституций РФ, разрешает споры о компетенции (между федеральными органами государственной власти), рассматривает дала, связанные с охраной Конституции РФ и дает ее толкование);
· Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);
· Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);
· соответствующие суды субъектов федерации.
Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов.
- Конституционный Суд разрешает споры о компетенции. Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это споры, прежде всего, между федеральными органами власти - Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России, федеральными судами, а также споры между высшими государственными органами субъектов Федерации;
- толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нормы.
- участием в процедуре отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что порядок не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
1. Пленума Верховного Суда.
2. Судебной коллегии по гражданским делам.
3. Судебной коллегии по уголовным делам.
4. Военной коллегии.
5. Президиума Верховного Суда.
К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане - предприниматели.
Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 438.