Глава 4. Процесс универсального проявления, эволюции и инволюции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слова “эволюция“ и “инволюция“ должны быть надлежаще поняты в соответствии с их контекстом, дабы избежать ошибок. Общее понимание их буквального значения здесь не вполне применимо, т.к. оба они являются относительными терминами. Вопрос в том, что подвергается эволюции или инволюции. Здесь эти термины употребляются в отношении проявления вселенной. Уже было сказано, что вселенная развивается потому, что в этом процессе сознание раскрывает себя и развивается от одной стадии манифестации к другой. Однако с точки зрения Чистого Сознания оно становится все более и более свернутым и ограниченным. В других словах, эволюция вселенной — это не что иное, как инволюция или сокращение Чити, или Сознания. Пратьябхиджня Хридаям (Сутра 5) говорит: “Сама Чити, нисходя с плана Чистого Сознания, становится читтой, или умом, через сокращение в соответствии с воспринимаемым объектом“. В других словах, читта есть ступень в инволюции сознания. Высшая Реальность становится все более и более связанной через умножение себя, по мере того как нисходит до уровня физического творения.

Кашмирский шиваизм постулирует 36 категорий, дабы объяснить процесс космической эволюции, что обеспечивает наиболее полный, по сравнению с любой другой философской системой, анализ мироздания.

24 таттвы, или категории, от пракрити (материя) до Притхиви (земля) те же, что принимаются в системе санкхья, оставшиеся 12 таттв показывают, как пуруша (дух) происходит из высших таттв. Каждая таттва вытекает логически из предшествующей.

“Таттва“ буквально означает “таковость“, истину или реальность, это истинная первооснова или сущность, из которой происходит каждая стадия. Сута Самхита определяет таттву как то, что существует до пралайи, или космического растворения, как объект наслаждения для индивидуальной души, как инструмент наслаждения, как причина наслаждения; или как наслаждающийся.

Взаимодействие этих таттв через процесс умножения и дифференциации приводит к появлению большого числа раздельных, ограниченных сущностей. Однако они также обладают коллективным существованием, которое создает единую сущность, аналогично отношению между отдельной клеткой и простым живым организмом, частью которого она является. Это не просто совокупность многих существ, но скорее единое существо со своей собственной определенной экзистенцией. Эти коллективные сущности именуются владыками таттв, или правящими божествами. Например, Шрикантха — это правящее божество таттвы пракрити.

После завершения процесса эволюции божественная Шакти изменяет направление своего движения и начинает развертывать и объединять то, что раньше было свернуто и разделено. Во время процессов инволюции и эволюции все эти таттвы подлежат непосредственному постижению. Они не есть лишь философские абстракции, которые не имеют практического значения в жизни и находятся по ту сторону понимания большинства людей. Их рациональное понимание, конечно, невозможно без философской рефлексии. Однако эти таттвы постоянно присутствуют во всем круге повседневного опыта, хотя и в неявном и неясном виде. Каждодневный опыт есть просто сочетание этих принципов и элементов.

Для объяснения феномена манифестации кашмирский шиваизм вводит “Вимаршу“ — аспект Чистого Сознания, аспект изменения и действия. Утверждается, что все изменения имеют место на поверхности сознания так же, как волны появляются на поверхности океана, и это появление должно, следовательно, состоять из сознания, так же, как волны состоят из воды. “Проявиться“ определяется как появиться или стать воспринимаемым для ума; здесь это относится к Универсальному Уму. Поскольку появиться означает стать воспринимаемым, это предполагает “воспринимающего“ так же, как “воспринимаемое“, другими словами, субъект и объект. Оба этих фактора должны быть сознанием, т.к. не существует чего-либо еще. Сознание, далее, в своем субъективном аспекте, становится видимым для себя как субъект и объект.

Субъект и объект в активном аспекте сознания технически именуются “ахам“ (я) и “идам“ (это). Они тесно соотнесены подобно влажности и воде, или жару и огню — без одного не может существовать другое. Это есть сознание и сила сознания. Они возникают одновременно и вечно взаимосвязаны. Во время периода пралайи, или универсального поглощения, они существуют в состоянии равновесия. Когда процесс космической эволюции начинается, этот баланс нарушается, и эти два фактора — “ахам“ и “идам“ — появляются. Это соответствует динамическому (Вимарша) аспекту сознания.

Субъект и объект должны быть рассмотрены раздельно для удобства объяснения, но при этом необходимо всегда помнить, что оба они присутствуют одновременно. Один из них всегда преобладает, подобно тому как у монеты в один момент времени можно видеть только одну сторону. Эти два фактора есть первые две таттвы в процессе космической эволюции и технически именуются Шива таттва и Шакти таттва.

Шуддха (чистые) таттвы.

Шива таттва.

Первая манифестация в процессе космической эволюции называется Шива таттва. Сознание в этом случае технически именуется чит, статический аспект сознания в проявленном мире.

В грубом приближении сознание может быть описано в данном случае в таких терминах, как способность познавать (джняна), желать (иччха) и действовать (крия). В действительности, не существует английского эквивалента для термина чит. Только изучение и рефлексия откроют его полное значение.

Из определения проявления следует необходимость субъекта и объекта. Шива таттва постулируется в качестве субъекта дуального взаимоотношения универсального проявления. В этом случае сознание есть субъект познающий, или переживающий. Это статический центр или опора всех вещей; это субстрат всех изменений, как дно реки или рисунок картины. Оно никогда не видимо; оно может быть познаваемо только через его следствия.

В этом случае акцент делается на субъекте без принятия во внимание существования объекта. Это Чистое сознание; когда идеальный универсум совершенного равновесия нарушен, сознание приходит в движение. Шива таттва есть чит-аспект универсального состояния Сат-Чит-Ананда.

Поскольку Шива таттва представляет пассивный аспект Чистого Сознания, возникает необходимость ввести активный, или динамический Его аспект. В качестве этого аспекта сознания постулируется следующая таттва.

Шакти таттва.

Второй фактор в процессе космической эволюции именуется Шакти таттвой. Термин “Шакти“ происходит от корня “шак“ — “быть способным“. Следовательно, это есть способность сознания действовать. Оно есть подвижный, или активный аспект сознания.

Шакти таттва есть объект (идам) в дуальном взаимоотношении универсального проявления. Она есть причина всех движений и изменений, наблюдаемых в проявленной вселенной. Шакти представляет собой универсальный поток сознания, который приводит к бытию все вещи и поглощает все вещи в конце каждого временного цикла. Если Шива является чит-аспектом универсального состояния Сат-Чит-Ананды, то Шакти является ананда-аспектом. Когда Шакти преобладает, переживается высшее блаженство.

Шакти таттва представляет собой силу, которая создает напряжение или возмущение на поверхности Универсального Сознания. Она поляризует сознание на позитивное и негативное, ахам и идам, субъект и объект. Она есть универсальная энергия, которая приводит все вещи к бытию, и в таком качестве рассматривается как женственный аспект природы, “мать вселенной“.

Первые две таттвы, Шива и Шакти, — непроизведенные и, следовательно, высшие. Во время периода пралайи они существуют в универсальном океане Чистого Сознания в состоянии равновесия, всегда готовые проявиться снова, когда этот баланс будет нарушен. Поскольку они не сотворены, они в действительности не рассматриваются как ступени в процессе эволюции сознания. Они есть только возмущение на поверхности сознания, подобно выпуклости на поверхности океана перед проявлением волны.

Шакти, или космическая энергия, как было сказано, имеет три основные формы, соответствующие трем фундаментальным психологическим этапам в совершении любого действия. Они технически именуются иччха, сила воли; джняна, сила познания; крия, сила действия. Одна следует за другой в логической последовательности, и с выявлением каждой из них в процессе эволюции сознания возникают следующие три таттвы.

Садашива таттва.

Третий этап в процессе космической эволюции именуется “Садашива таттва“. Это слово состоит из “Сада“, что значит “всегда“, и “Шива“ — “блаженный“, “благосклонный“ или “милостивый“. Этот этап также называется Садакхья таттва, состояние, в котором наблюдается первое движение бытия.

В каждом проявлении должен быть первый шаг вперед. Садашива таттва представляет собой этот первый шаг в универсальном проявлении. Это есть, следовательно, первая эманация сознания. Как произведенная вещь, она должна, по определению, состоять из частей. Эти части представляют собой дуальное взаимоотношение “Я есть Это“. Здесь акцентируется “Я“. Субъект начинает сознавать себя в отношении к своему объекту. Проявленное переживание является субъективным. Здесь нет внутреннего и внешнего в том виде, в котором мы их знаем в мире.

Эта категория соответствует силе вселенского желания, технически именуемой иччха шакти, сила воли сознания. Она проявляется как неясное и неразумное желание, неопределенная и несформулированная идея, которая не осмыслена. Это состояние, которое предшествует любому действию.

Как произведенная таттва, она разрушаема и, следовательно, не вечна. Как первая эманация, произведенная в процессе эволюции сознания, она последней растворяется в процессе инволюции сознания в момент универсального поглощения.

Ишвара таттва.

Четвертый этап в процессе космической эволюции именуется “Ишвара таттва“. Слово “Ишвара“ означает “Господь“. Оно применяется, чтобы обожествить то состояние в природе, когда все осознается как одно.

Эта таттва вводится как ответственная за то состояние, когда субъект осознает объект. Это этап полной самоидентификации, как в том случае, когда кто-либо пробуждается ото сна. Здесь объект возникает в своем законченном виде, и божественная слава его бытия осознается.

Эта таттва соответствует силе универсального знания, технически именуемой джняна шакти, знание сознания. Это знание как таковое, без связи с какими-либо эмоциями. Это чистое осознавание без реагирования. Здесь нет желания двигаться куда-то или откуда-то. Это знание, которое предваряет совершенное действие.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 272.