Москва, 2018 г.
Программа государственной итоговой аттестации по направлению 39.03.01 «Социология» составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2015 № 1328, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Социология».
Программа государственной итоговой аттестации разработана рабочей группой в составе: Танатовой Д.К., д-ра социол. н., проф., Юдиной Т.Н., д-ра социол. н., проф, Фомичевой Т.В., канд. социол. н., доц.
Руководитель основной профессиональной образовательной программы | Канд. социол. наук, доцент, доцент Т.В. ФОМИЧЕВА | |
Программа государственной итоговой аттестации обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии Протокол № 10 от «31» мая 2018 года
Заведующий кафедрой |
| Д-р социол, наук, профессор, Т.Н. ЮДИНА | |||
|
| ||||
Программа государственной итоговой аттестации рекомендована к утверждению представителями организаций-работодателей:
Институт социально-политических исследований РАН | Заместитель директора по научной работе, д-р социол. наук, профессор Г.И. ОСАДЧАЯ | |
ООО «РОМИР Мониторинг Стандарт | Генеральный директор О.А. ГОРЕЛОВА | |
Программа государственной итоговой аттестации согласована и рекомендована к утверждению:
Начальник управления учебно-методической работы и электронного обучения | С.В. КРАПИВКА | |
Проректор по методической работе и инклюзивному образованию | А.А. БИКБУЛАТОВА | |
Содержание
1. Общие положения. 4
1.1. Цели государственной итоговой аттестации. 4
1.2. Перечень компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе подготовке к государственной итоговой аттестации 4
2. Требования к выпускной квалификационной работе. 6
2.1. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы.. 6
2.1.1. Требования к содержанию структурных элементов. 6
2.1.2. Требования к оформлению.. 11
2.1.3. Подготовка ВКР к защите. 15
2.2. Тематика выпускных квалификационных работ для обучающихся. 16
2.3. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки выпускной квалификационной работы.. 19
2.4. Критерии оценки по результатам защиты выпускной квалификационной работы.. 19
3. Приложения. 21
Лист регистрации изменений. 29
1. Общие положения
1.1. Цели государственной итоговой аттестации
Цель государственной итоговой аттестации: определение соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы требованиям ФГОС ВО по направлению 39.03.01 Социология.
К государственной итоговой аттестации по направлению 39.03.01 Социология допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся образовательной программы 39.03.01 Социология включает в себя:
- защиту выпускной квалификационной работы.
На государственную итоговую аттестацию отводится 6 зачетных единиц (216 часов) - 4 недели в 8 семестре обучения.
1.2. Перечень компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе подготовке к государственной итоговой аттестации
№ п/п | Код Компетенции
| Содержание компетенции в соответствии с учебным планом | |
1 | ОК-1 | Способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. | |
2 | ОК-2 | Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций. | |
3 | ОК-3 | Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. | |
4 | ОК-4 | Способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. | |
5 | ОК-5 | Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | |
6 | ОК-6 | Способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | |
7 | ОК-7 | Способностью к самоорганизации и самообразованию. | |
8 | ОК-8 | Способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
9 | ОК-9 | Способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. | |
10 | ДОК-1 | Способностью создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности | |
11 | ОПК -1 | Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. | |
12 | ОПК -2 | Способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. | |
13 | ОПК -3 | Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью. | |
14 | ОПК -4 | Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач. | |
15 | ОПК-5 | Способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования. | |
16 | ОПК-6 | Способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. | |
17 | ПК-3 | способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами. | |
18 | ПК-4 | умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. | |
19 | ПК-5 | способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб. | |
20 | ПК-10 | способностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности | |
21 | ПК-11 | способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп | |
22 | ПК-12 | способностью разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей | |
23 | ПК-13 | способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности | |
24 | ПК-14 | способностью обосновать практическую целесообразность исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, планировать и осуществлять исследование общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации | |
25 | ПК-15 | способностью планировать и осуществлять маркетинг товаров и услуг для использования в разработке программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей | |
26 | ПК-16 | способностью к практическому использованию основ социальных наук для разработки предложений по повышению эффективности труда | |
2. Требования к выпускной квалификационной работе
2.1. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР выполняются в форме бакалаврской работы.
2.1.1. Требования к содержанию структурных элементов
Структура ВКР подразумевает последовательность расположения ее основных составляющих частей и элементов, к которым относятся:
- титульный лист;
- задание на выполнение ВКР;
- содержание (план ВКР);
- введение;
- основная часть (главы, разбитые на параграфы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при наличии).
Титульный лист является первой страницей ВКР и имеет строго определенную форму. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 2.
Задание на выполнение ВКР оформляет научный руководитель, на основе которого вместе с обучающимся составляется график подготовки и оформления выпускной квалификационной работы (приложение 3,4).
Руководители ВКР и заведующие выпускающими кафедрами должны систематически контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с графиком.
Содержание размещают после титульного листа и задания на ВКР, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).
Содержание ВКР включает в себя введение, наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов), заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.
Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.
Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования –те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы, и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы, по сути с ним совпадая.
Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой.
Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.
Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2-5 страниц.
Основная часть ВКР должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х.
Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста. Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заключаться конкретными выводами - обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач. Все главы выпускной квалификационной работы должны заканчиваться выводами.
Первая глава выпускной квалификационной работы является, как правило, теоретико-методологической. Здесь рассматриваются ключевые теоретические (по теме выпускной квалификационной работы) и их связь с конкретными вопросами выпускной квалификационной работы. Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования, при этом используются работы тех авторов, которые были перечислены в пункте «Степень разработанности проблемы» во Введении.
Вторая глава выпускной квалификационной работы носит аналитический, условно-прикладной характер. Здесь приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач, раскрывается новизна.
В тексте (приложениях) могут располагаться таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора. Как правило, вторая глава – это анализ предмета исследования. Если в исследовании присутствуют три главы, то они строятся по принципу последовательного плавного перехода от объекта к предмету.
Основной текст работы печатается через 1,5 интервал (27-30 строк на странице) и через 1 интервал (ссылки и сноски) шрифтом Times New Roman, размером 14 (основной текст), 12 – текст в ссылках, сносках и таблицах. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Текст печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.
Сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся.
Все страницы нумеруются, начиная с третьей страницы (титульный лист и содержание не нумеруется, но считаются первой и второй страницами).
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Разделы (подразделы, пункты и подпункты) должны иметь порядковые номера и записываться с абзацного отступа.
Заголовки глав располагаются посередине страницы (выравнивание по центру). Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам, то есть одной пропущенной строке; расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному интервалу, то есть без пропуска строки.
Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Перенос слов в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок допускается выделить жирным шрифтом.
Таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210х297 мм. Подписи и пояснения к схемам, рисункам, иллюстрациям и т.п. должны быть с лицевой стороны.
Объем ВКР - введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы (без приложений) составляет в среднем 40-50 (не более 60) машинописных страниц.
Особое внимание в исследовании должно быть уделено правильному оформлению научного (понятийного) аппарата по использованным источникам (сноски и ссылки в тексте дипломной работы).
В работе недопустимо дословное переписывание (копирование) содержания используемых первоисточников, допускается только их цитирование. Для этого по месту расположения относительно текста работы допускаются подстрочные библиографические ссылки. Ссылки являются обязательным элементом научного исследования, по ним судят об источниковедческой базе, ее полноте, оригинальности.
Оформление ссылок производиться согласно правилам, изложенным в ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Пример оформления ссылки:
Ссылка на авторскую книгу: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название книги, под чьей редакцией она выходит (если известно), место издания (город, год издания, номер тома, номер страницы (например: Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. С. 23).
Ссылка на статью в сборнике: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название сборника, под чьей редакцией он выходит, место издания (город), год издания, номер выпуска, номер страницы (например: Алексеева М.С. Социально-культурные предпосылки преобразовательных процессов в сфере гуманитарного образования в России // Социально-гуманитарное образование в России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей VII Годичных чтений Гуманитарного факультета РГСУ / Под ред. проф. В. М. Горшенева. Ярославль, 1979. Вып. 1. С. 57—58).
Ссылка на журнальную статью: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название журнала, год издания, номер (том, выпуск), номер страницы (например: Сухов А. Н. Психологический феномен научной карьеры // Человеческий капитал. 2015. № 3. (75). С.25).
Ссылка на автореферат диссертации: указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания (город), год издания, номер страницы (например: Саркисян М.В. Архетипические основания творчества Андрея Белого: автореферат дис. ... кандидата культурологии: М., 2003.C.20).
Если цитата приведена не по первоисточнику, указываются данные источника цитирования с уточнением («Цит. по:...»).
Знак сноски в тексте ставится перед знаком препинания (точкой, запятой, двоеточием, точкой с запятой) (например: «Как полагали А. И. Косарев, а также иные ученые...»).
В заключении дается последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью (гипотезой) и задачами исследования, делаются обобщенные выводы, формулируются взгляды и предложения автора по совершенствованию изучаемой проблемы. Объем текста заключения в выпускной квалификационной работе строго не регламентирован - обычно он составляет 1,5 - 3 страницы.
В списке использованных источников в обязательном порядке указываются те документы, материалы, периодическая печать, литература, которые использованы в исследовании. Не следует делать список слишком большим; недопустимо также включать в него тексты, не имеющие отношения к исследуемой проблеме.
Составление списка использованных источников и литературы – один из важнейших этапов работы над исследованием, поскольку отражает самостоятельный, творческий подход ее автора к отбору научной литературы и изучению избранной проблемы и позволяет судить о степени серьезности и обоснованности проведенного исследования.
При необходимости в библиографическом списке могут быть, например, такие разделы, как:
1. Документы государственных органов и общественных организаций;
2. Документы архивов;
3. Справочные и статистические издания;
4. Учебные и учебно-методические издания;
5. Научные монографии и статьи;
6. Диссертации и авторефераты.
7. Периодическая печать;
8. и т.п.
Список периодических и учебных изданий, литературы, диссертаций и авторефератов формируется по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг/статей.
Число источников в библиографическом списке выпускной квалификационной работы не может быть меньше 25-30 наименований.
Приложения включаются только в том случае, если имеются дополнительные и вспомогательные материалы, загромождающие текст основной части ВКР и на них есть ссылки в самой работе.
В качестве приложений возможно включать следующие материалы:
– акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
– заявка на патент или полезную модель;
– научная статья, опубликованная или представленная к публикации;
– отчет о НИР, представленный на конкурс студенческих работ;
– макеты устройств, пакеты прикладных программ, информация о докладах на конференциях по теме ВКР и др.
– список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
– протоколы проведенных исследований и т.д.
2.1.2. Требования к оформлению
Общие требования
Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.
Цвет шрифта – чёрный, интервал – полуторный, гарнитура – Times New Roman, размер шрифта – не менее 1,8 мм. (кегль не менее 12), абзацный отступ – 1,25 см. Текст ВКР следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. В ВКР должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки.
Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим нанесением исправленного текста (графики) машинным или рукописным способом. Наклейки, повреждения листов ВКР, помарки не допускаются.
Фамилии, названия учреждений и другие имена собственные в тексте ВКР приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия учреждений в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество или – фамилия, инициалы через пробелы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.
Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ 7.12-93, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004. Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например». Если в ВКР принята особая система сокращения слов и наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе ВКР «Определения, обозначения и сокращения». В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, допускается использовать введенные их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 410.