ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Направленность
Социология социальных процессов
Направление подготовки
39.03.01 Социология
Уровень образования
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА
Наименование квалификации
БАКАЛАВР
Очная форма обучения, заочная форма обучения
Москва, 2018 г.
Программа государственной итоговой аттестации по направлению 39.03.01 «Социология» составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2015 № 1328, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Социология».
Программа государственной итоговой аттестации разработана рабочей группой в составе: Танатовой Д.К., д-ра социол. н., проф., Юдиной Т.Н., д-ра социол. н., проф, Фомичевой Т.В., канд. социол. н., доц.
Руководитель основной профессиональной образовательной программы | Канд. социол. наук, доцент, доцент Т.В. ФОМИЧЕВА | |
Программа государственной итоговой аттестации обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии Протокол № 10 от «31» мая 2018 года
Заведующий кафедрой |
| Д-р социол, наук, профессор, Т.Н. ЮДИНА | |||
|
| ||||
Программа государственной итоговой аттестации рекомендована к утверждению представителями организаций-работодателей:
Институт социально-политических исследований РАН | Заместитель директора по научной работе, д-р социол. наук, профессор Г.И. ОСАДЧАЯ | |
ООО «РОМИР Мониторинг Стандарт | Генеральный директор О.А. ГОРЕЛОВА | |
Программа государственной итоговой аттестации согласована и рекомендована к утверждению:
Начальник управления учебно-методической работы и электронного обучения | С.В. КРАПИВКА | |
Проректор по методической работе и инклюзивному образованию | А.А. БИКБУЛАТОВА | |
Содержание
1. Общие положения. 4
1.1. Цели государственной итоговой аттестации. 4
1.2. Перечень компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе подготовке к государственной итоговой аттестации 4
2. Требования к выпускной квалификационной работе. 6
2.1. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы.. 6
2.1.1. Требования к содержанию структурных элементов. 6
2.1.2. Требования к оформлению.. 11
2.1.3. Подготовка ВКР к защите. 15
2.2. Тематика выпускных квалификационных работ для обучающихся. 16
2.3. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки выпускной квалификационной работы.. 19
2.4. Критерии оценки по результатам защиты выпускной квалификационной работы.. 19
3. Приложения. 21
Лист регистрации изменений. 29
1. Общие положения
1.1. Цели государственной итоговой аттестации
Цель государственной итоговой аттестации: определение соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы требованиям ФГОС ВО по направлению 39.03.01 Социология.
К государственной итоговой аттестации по направлению 39.03.01 Социология допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся образовательной программы 39.03.01 Социология включает в себя:
- защиту выпускной квалификационной работы.
На государственную итоговую аттестацию отводится 6 зачетных единиц (216 часов) - 4 недели в 8 семестре обучения.
1.2. Перечень компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе подготовке к государственной итоговой аттестации
№ п/п | Код Компетенции
| Содержание компетенции в соответствии с учебным планом | |
1 | ОК-1 | Способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. | |
2 | ОК-2 | Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций. | |
3 | ОК-3 | Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. | |
4 | ОК-4 | Способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. | |
5 | ОК-5 | Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | |
6 | ОК-6 | Способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | |
7 | ОК-7 | Способностью к самоорганизации и самообразованию. | |
8 | ОК-8 | Способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | |
9 | ОК-9 | Способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. | |
10 | ДОК-1 | Способностью создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности | |
11 | ОПК -1 | Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. | |
12 | ОПК -2 | Способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. | |
13 | ОПК -3 | Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью. | |
14 | ОПК -4 | Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач. | |
15 | ОПК-5 | Способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования. | |
16 | ОПК-6 | Способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. | |
17 | ПК-3 | способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами. | |
18 | ПК-4 | умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. | |
19 | ПК-5 | способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб. | |
20 | ПК-10 | способностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности | |
21 | ПК-11 | способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп | |
22 | ПК-12 | способностью разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей | |
23 | ПК-13 | способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности | |
24 | ПК-14 | способностью обосновать практическую целесообразность исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, планировать и осуществлять исследование общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации | |
25 | ПК-15 | способностью планировать и осуществлять маркетинг товаров и услуг для использования в разработке программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей | |
26 | ПК-16 | способностью к практическому использованию основ социальных наук для разработки предложений по повышению эффективности труда | |
2. Требования к выпускной квалификационной работе
2.1. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР выполняются в форме бакалаврской работы.
2.1.1. Требования к содержанию структурных элементов
Структура ВКР подразумевает последовательность расположения ее основных составляющих частей и элементов, к которым относятся:
- титульный лист;
- задание на выполнение ВКР;
- содержание (план ВКР);
- введение;
- основная часть (главы, разбитые на параграфы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при наличии).
Титульный лист является первой страницей ВКР и имеет строго определенную форму. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 2.
Задание на выполнение ВКР оформляет научный руководитель, на основе которого вместе с обучающимся составляется график подготовки и оформления выпускной квалификационной работы (приложение 3,4).
Руководители ВКР и заведующие выпускающими кафедрами должны систематически контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с графиком.
Содержание размещают после титульного листа и задания на ВКР, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).
Содержание ВКР включает в себя введение, наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов), заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.
Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.
Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования –те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы, и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы, по сути с ним совпадая.
Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой.
Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.
Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2-5 страниц.
Основная часть ВКР должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х.
Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста. Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заключаться конкретными выводами - обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач. Все главы выпускной квалификационной работы должны заканчиваться выводами.
Первая глава выпускной квалификационной работы является, как правило, теоретико-методологической. Здесь рассматриваются ключевые теоретические (по теме выпускной квалификационной работы) и их связь с конкретными вопросами выпускной квалификационной работы. Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования, при этом используются работы тех авторов, которые были перечислены в пункте «Степень разработанности проблемы» во Введении.
Вторая глава выпускной квалификационной работы носит аналитический, условно-прикладной характер. Здесь приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач, раскрывается новизна.
В тексте (приложениях) могут располагаться таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора. Как правило, вторая глава – это анализ предмета исследования. Если в исследовании присутствуют три главы, то они строятся по принципу последовательного плавного перехода от объекта к предмету.
Основной текст работы печатается через 1,5 интервал (27-30 строк на странице) и через 1 интервал (ссылки и сноски) шрифтом Times New Roman, размером 14 (основной текст), 12 – текст в ссылках, сносках и таблицах. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Текст печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.
Сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся.
Все страницы нумеруются, начиная с третьей страницы (титульный лист и содержание не нумеруется, но считаются первой и второй страницами).
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Разделы (подразделы, пункты и подпункты) должны иметь порядковые номера и записываться с абзацного отступа.
Заголовки глав располагаются посередине страницы (выравнивание по центру). Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам, то есть одной пропущенной строке; расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному интервалу, то есть без пропуска строки.
Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Перенос слов в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок допускается выделить жирным шрифтом.
Таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210х297 мм. Подписи и пояснения к схемам, рисункам, иллюстрациям и т.п. должны быть с лицевой стороны.
Объем ВКР - введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы (без приложений) составляет в среднем 40-50 (не более 60) машинописных страниц.
Особое внимание в исследовании должно быть уделено правильному оформлению научного (понятийного) аппарата по использованным источникам (сноски и ссылки в тексте дипломной работы).
В работе недопустимо дословное переписывание (копирование) содержания используемых первоисточников, допускается только их цитирование. Для этого по месту расположения относительно текста работы допускаются подстрочные библиографические ссылки. Ссылки являются обязательным элементом научного исследования, по ним судят об источниковедческой базе, ее полноте, оригинальности.
Оформление ссылок производиться согласно правилам, изложенным в ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Пример оформления ссылки:
Ссылка на авторскую книгу: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название книги, под чьей редакцией она выходит (если известно), место издания (город, год издания, номер тома, номер страницы (например: Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. С. 23).
Ссылка на статью в сборнике: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название сборника, под чьей редакцией он выходит, место издания (город), год издания, номер выпуска, номер страницы (например: Алексеева М.С. Социально-культурные предпосылки преобразовательных процессов в сфере гуманитарного образования в России // Социально-гуманитарное образование в России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей VII Годичных чтений Гуманитарного факультета РГСУ / Под ред. проф. В. М. Горшенева. Ярославль, 1979. Вып. 1. С. 57—58).
Ссылка на журнальную статью: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название журнала, год издания, номер (том, выпуск), номер страницы (например: Сухов А. Н. Психологический феномен научной карьеры // Человеческий капитал. 2015. № 3. (75). С.25).
Ссылка на автореферат диссертации: указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания (город), год издания, номер страницы (например: Саркисян М.В. Архетипические основания творчества Андрея Белого: автореферат дис. ... кандидата культурологии: М., 2003.C.20).
Если цитата приведена не по первоисточнику, указываются данные источника цитирования с уточнением («Цит. по:...»).
Знак сноски в тексте ставится перед знаком препинания (точкой, запятой, двоеточием, точкой с запятой) (например: «Как полагали А. И. Косарев, а также иные ученые...»).
В заключении дается последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью (гипотезой) и задачами исследования, делаются обобщенные выводы, формулируются взгляды и предложения автора по совершенствованию изучаемой проблемы. Объем текста заключения в выпускной квалификационной работе строго не регламентирован - обычно он составляет 1,5 - 3 страницы.
В списке использованных источников в обязательном порядке указываются те документы, материалы, периодическая печать, литература, которые использованы в исследовании. Не следует делать список слишком большим; недопустимо также включать в него тексты, не имеющие отношения к исследуемой проблеме.
Составление списка использованных источников и литературы – один из важнейших этапов работы над исследованием, поскольку отражает самостоятельный, творческий подход ее автора к отбору научной литературы и изучению избранной проблемы и позволяет судить о степени серьезности и обоснованности проведенного исследования.
При необходимости в библиографическом списке могут быть, например, такие разделы, как:
1. Документы государственных органов и общественных организаций;
2. Документы архивов;
3. Справочные и статистические издания;
4. Учебные и учебно-методические издания;
5. Научные монографии и статьи;
6. Диссертации и авторефераты.
7. Периодическая печать;
8. и т.п.
Список периодических и учебных изданий, литературы, диссертаций и авторефератов формируется по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг/статей.
Число источников в библиографическом списке выпускной квалификационной работы не может быть меньше 25-30 наименований.
Приложения включаются только в том случае, если имеются дополнительные и вспомогательные материалы, загромождающие текст основной части ВКР и на них есть ссылки в самой работе.
В качестве приложений возможно включать следующие материалы:
– акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
– заявка на патент или полезную модель;
– научная статья, опубликованная или представленная к публикации;
– отчет о НИР, представленный на конкурс студенческих работ;
– макеты устройств, пакеты прикладных программ, информация о докладах на конференциях по теме ВКР и др.
– список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
– протоколы проведенных исследований и т.д.
2.1.2. Требования к оформлению
Общие требования
Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.
Цвет шрифта – чёрный, интервал – полуторный, гарнитура – Times New Roman, размер шрифта – не менее 1,8 мм. (кегль не менее 12), абзацный отступ – 1,25 см. Текст ВКР следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. В ВКР должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки.
Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим нанесением исправленного текста (графики) машинным или рукописным способом. Наклейки, повреждения листов ВКР, помарки не допускаются.
Фамилии, названия учреждений и другие имена собственные в тексте ВКР приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия учреждений в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество или – фамилия, инициалы через пробелы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.
Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ 7.12-93, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004. Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например». Если в ВКР принята особая система сокращения слов и наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе ВКР «Определения, обозначения и сокращения». В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, допускается использовать введенные их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Нумерация страниц
Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист, задание на ВКР (при его наличии) и содержание включают в общую нумерацию страниц ВКР, номера страниц на них не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте ВКР на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ (297×420) учитывают как одну страницу.
Нумерация страниц ВКР и приложений, входящих в состав ВКР, должна быть сквозная.
Формулы
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, если они являются длинными и громоздкими, содержат знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования.
Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х». Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Если формулы являются простыми, короткими, не имеющими самостоятельного значения и не пронумерованными, то допустимо их размещение в тексте (без выделения отдельной строки).
После формулы помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться с абзацного отступа со слова «где» без двоеточия.
Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами. Номер формулы указывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы), помещаемые в ВКР, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. 9.9.2 Все иллюстрации в тексте ВКР (графики, чертежи, схемы, диаграммы и др.) размещают непосредственно после первой ссылки на них (или на следующей странице) и обозначают словом «Рисунок».
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте ВКР.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Иллюстрации должны иметь наименование и при необходимости – пояснительные данные (подрисуночный текст). Если текст пояснительных данных приводится над номером рисунка, то допускается понижение шрифта (кегль 12). Пояснения, приводимые в тексте, выполняются обычным шрифтом (кегль 14).
После номера рисунка ставится тире, наименование пишется с прописной буквы. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки.
Иллюстрации должны выполняться на белой непрозрачной бумаге. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати, в том числе и цветные. Если чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и /или другой графический материал невозможно выполнить с помощью компьютерной техники, то используют чёрную тушь или пасту.
Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Таблицы
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу слева, справа и снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф пунктирными и диагональными линиями не допускается.
Название таблицы, при его наличии, должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Его следует помещать над таблицей слева, в одну строку с её номером через тире: «Таблица 1 – Наименование», при этом точку после номера таблицы и наименования не ставят. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», её номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другой частью пишут слова «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист название таблицы не повторяют и нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.
На все таблицы в тексте ВКР должны быть ссылки.
Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте (кегль 12). Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Все графы таблицы должны иметь заголовки. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней. Обозначения, приведенные в заголовках граф таблицы, должны быть пояснены в тексте или графическом материале.
Каждая таблица должна иметь порядковый номер в пределах всей ВКР.
2.1.3. Подготовка ВКР к защите
За месяц до защиты может быть назначена предзащита ВКР. В комиссию по предзащите входят все сотрудники, осуществляющие научное руководство ВКР. Для устранения полученных замечаний комиссия назначает обучающемуся сроки, несоблюдение которых может являться основанием для недопуска ВКР к повторной предзащите (или защите) как несоответствующей установленным требованиям. Перед предзащитой ВКР подлежит размещению в электронно-библиотечной системе Университета и проверке на объем заимствований. Порядок размещения ВКР размещению в электронно-библиотечной системе Университета, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного и выявления неправомочных заимствований. После успешного прохождения предзащиты, обучающийся, допущенный к защите ВКР, обязан за две недели до защиты ВКР сдать на выпускающую кафедру готовую ВКР с отзывом научного руководителя в печатном виде (приложение 5), а также на электронном носителе.
Требования к переплету ВКР:
- жесткий переплет,
- перед титульным листом ВКР вшивается файл (для хранения отзыва, рецензии),
- цвет обложки устанавливается факультетом,
- по желанию обучающегося на обложке может быть указана надпись: «Выпускная квалификационная работа» (бакалавр).
По завершению выпускные квалификационные работы специалистов, магистров подлежат рецензированию. Рецензирование работ осуществляется, как правило, руководителем (заместителем руководителя) организации (соответствующего структурного подразделения) по месту сбора материалов (прохождения преддипломной практики). Пример оформления рецензии представлен в приложении 6. Рецензентами могут быть, как правило, преподаватели других кафедр соответствующего профиля Университета или иной образовательной организации, сотрудники НИИ, практические работники различных учреждений соответствующего профиля деятельности, имеющие большой опыт работы. Не менее 20% ВКР должны быть переданы на рецензирование практическими работниками различных предприятий, организаций и учреждений – представителей работодателей.
Заведующий кафедрой рассматривает завершенную работу и при положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную работу, тем самым допуская ее к защите.
2.2. Тематика выпускных квалификационных работ для обучающихся
1. Молодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации
2. Образ жизни населения малого (большого) города: социальные практики и детерминанты
3. Особенности местных сообществ в социальной структуре мегаполисов
4. Профессиональное самоопределение выпускников вузов в условиях социокультурной трансформации российского общества
5. Развитие практик социальной поддержки молодых семей в регионе.
6. Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада
7. Социальная ответственность молодежи современного российского общества
8. Социальная поддержка материнства в России: гендерный анализ современных социальных реформ
9. Социальные лифты в жизни российской молодежи
10. Социологический анализ молодежных когорт в региональной социокультурной реальности
11. Жизненные стратегии современного российского студенчества
12. Бытовая коррупция в современной России
13. Взаимодействие региональных властей и гражданского общества в сфере социальной поддержки детей-сирот
14. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора
15. Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект
16. Образ жизни среднего класса в условиях современного российского общества
17. Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения
18. Политика поддержки семьи как стратегия профилактики социального сиротства
19. Проявления алкогольной девиации в студенческой среде
20. Миграционная преступность: анализ структуры факторов риска
21. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения
22. Открытость и доступность сайтов организаций и учреждений социальной поддержки населения
23. Независимая система оценки качества социальных услуг в регионе
24. Качество жизни населения регионального социума
25. Дети мигрантов в московских школах
26. Современные зарубежные и отечественные мультипликационные фильмы как фактор формирования детского сознания: сравнительный анализ
27. Средства массовой информации как фактор формирования общественного мнения.
28. Отношение студенческой молодежи к сожительству как альтернативной форме семейно-брачных отношений
29. Телевидение как инструмент манипуляции массовым сознанием
30.Виктимное поведение в подростковой (молодежной) среде: социологический анализ.
31.Политическая коммуникация в среде московской студенческой молодежи.
32. Социальное здоровье молодежи московского мегаполиса.
33. Кросс-культурная компетентность студенческой молодежи московского мегаполиса: социологический анализ.
34. Вовлеченность молодежи московского мегаполиса в деятельность социально-ориентированных некоммерческих и волонтерских организаций.
35. Принадлежность к меньшинству как фактор дискриминации в современном российском обществе
36. Возрастные факторы предпочтения социальных сетей.
37. Гражданская идентичность студенческой молодежи.
38. Социологическая диагностика родительского инфантилизма.
39. Стратегии выбора профессионального образования выпускниками средних школ.
40. Стратегии поиска рабочего места выпускниками социологических факультетов.
41. Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян.
42. Семейные ценности московской студенческой молодежи
43. Супружеские конфликты в российских семьях: сравнительный анализ
44. Образование как ценность современной российской молодежи
45. Отношение к здоровому образу жизни современной студенческой молодежи
46. Досуг россиян: межпоколенный сравнительный анализ
47. Социальное здоровье и субкультуры современной российской
молодежи.
48. Взаимовлияние уровня и качества жизни.
49. Различие показателей и индикаторов качества жизни.
50. Качество жизни как основной критерий социального государства.
51. Физическое, психологическое и социальное здоровье населения:
поиски приоритетов.
52. Семейные ценности и репродуктивное здоровье молодежи.
53.Социальные коммуникации в современном мире: особенности проявления и последствия.
54. Коммуникативные затруднения современной российской молодежи.
55. Особенности молодежной коммуникации в современном российском обществе.
56. Поколенные представления об образованности и профессионализме.
57. Творческая интеллигенция как социокультурная общность в современной России.
58. Развитие местного самоуправления в современной России.
59. Положение научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции в России: сравнительно-исторический анализ.
60. Отношение молодежи к либеральным ценностям в современном российском обществе
61. Отношение к социалистическим ценностям в современном российском обществе.
62. Структура ценностных ориентаций современной российской молодежи.
63. Социально-политическая активность современного студенчества
64. Социально-экономические принципы евразийства и развитие современной России.
65. Маргинальная социальная идентичность как феномен современного общества.
66. Национальная идентичность в многонациональном обществе.
67. Стратификационные процессы в современном российском обществе.
68. Социальная мобильность в современной России: тенденции и проблемы.
69. Развитие личности как современная функциональная проблема института семьи.
70. Развитие личности как современная функциональная проблема института образования.
71. Культурные травмы в развитии России.
72. Ценность брака в молодежной среде.
73. Брачный выбор в условиях мегаполиса.
74. Разводы в современном российском обществе и их последствия.
75. Социокультурные нормы добрачного поведения современной молодежи.
76. Социальная защита молодой семьи в жилищной сфере.
77. Конфликты в студенческой семье: социологический анализ
78. Интернет-сообщества как новая социальная среда
79. Новая социальные группы: блогеры, фрилансеры
80. Мобильные гаджеты в повседневной жизни
81. Социальная активность российских пенсионеров
82. Динамика социальных изменений в российском обществе
83. Средний класс в структуре российского общества
84. Социокультурные факторы формирования поведения современного человека
85. Социальные конфликты в трудовом коллективе
86. Семья с детьми-инвалидами в современной России
87. Качество жизни российского населения 3-го возраста
88. Социальная активность современной молодежи
89. Патриотические установки современной молодежи
90. Социальная практика благотворительных организаций в России
91. Кредитование и его социальные последствия
92. Ипотека и его социальные последствия для молодой семьи
93. Лидерские качества в социально-трудовой среде
94. Досуговые практики в московском мегаполисе
2.3. Перечень рекомендуемой литературы для подготовки выпускной квалификационной работы
Основная литература:
1. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие / М.Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2017. (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02162-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=450782 (Дата обращения 15.05.2017).
Дополнительная литература:
1. Бушенева Ю. И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы: учебное пособие. - М.: Дашков и компания, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453258 (Дата обращения: 15.05.2017).
2. Овчаров, А.О. Актуальные проблемы современных научных исследований: методология, экономика, статистика: сборник статей / А.О. Овчаров. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 143 с. - ISBN 978-5-4458-4175-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=215311. (Дата обращения 15.05.2017).
2.4. Критерии оценки по результатам защиты выпускной квалификационной работы
При определении оценки, полученной по результатам защиты ВКР, необходимо исходить из следующих критериев:
- актуальность, полнота раскрытия темы, научный аппарат ВКР, обоснованность выводов и рекомендаций, отражение в работе прохождения обучающимся практик,
- соответствие работы профилю направления подготовки ,специальности. Установленным методическим требованиям к оформлению работы,
- доклад обучающегося (в т.ч. наличие презентационного и раздаточного материала и т.д.) и аргументированность ответа на вопросы членов ГК и замечания рецензента,
- отзыв научного руководителя и оценка работы рецензентом и другие требования, предъявляемые программой ГИА.
Оценку «отлично» заслуживает дипломант, твердо знающий содержание ВКР; грамотно и уверенно, с использованием юридической терминологии отвечающий на все дополнительные вопросы; показавший умение свободно логически и ясно мыслить; обнаруживший твердые навыки и умение приложить теоретические знания к практическому их применению. Такой ответ должен продемонстрировать знание исследуемой темы, нормативно-правовых и специальных источников, использованных при написании ВКР. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.
Оценку «хорошо» заслуживает дипломант, обнаруживший полное знание содержания ВКР; успешно, без существенных недочетов, ответивший на все дополнительные вопросы, но некоторые ответы являются не совсем полными, либо были даны без использования специальной юридической терминологии. Дипломант при ответах на полученные дополнительные вопросы обнаруживает знания логических связей вопросов билета с другими разделами курса, но ответы недостаточно четкие. Выводы на основании работы сделаны, но они не обладают достаточной актуальностью.
Оценку «удовлетворительно» заслуживает дипломант, который: обнаружил по всем вопросам знания только основ исследуемой темы, но не усвоивший детали, допуская ошибки принципиального характера; отвечает на заданные дополнительные вопросы, но полностью не владеет терминологией, допускает существенные погрешности в ответе; обладает необходимыми знаниями для устранения допущенных ошибок путем ответа на дополнительные вопросы; при ответах на дополнительные вопросы не может увязать содержание исследуемой темы со смежными отраслями и институтами права; допустил грубые нарушения правил оформления и содержания ВКР, не устранил замечания научного руководителя; в качестве выводов вынес на защиту положения, не обладающие научной актуальностью.
Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания дипломантом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется дипломанту, обнаружившему полное незнание выбранной для исследования темы; допустившему принципиальные ошибки в оформлении и содержании ВКР, не ответившему на полученные дополнительные вопросы.
3. Приложения.
Приложение 1
Факультет социологии
Кафедра социологии
Направление подготовки – 39.03.01 Социология
ГРАФИК
подготовки и оформления выпускной квалификационной работы
на тему__________________________________________________________
студента факультета социологии ________________ группы
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
№ | Выполняемые работы и мероприятия | Сроки выполнения | Отметки о выполнении |
1. | Выбор темы и согласование ее с руководителем, написание заявления | До «__»_______20___г. | |
2. | Получение задания. Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии. | До «__»_______20___г. | |
3. | Составление плана работы и согласование его с руководителем. | До «__»_______20___г. | |
4. | Накопление, систематизация и анализ теоретического материала. | До «__»_______20___г. | |
5. | Написание и представление на проверку первой главы. | До «__»_______20___г. | |
6. | Разработка и представление второй главы. | До «__»_______20___г. | |
7. | Согласование с руководителем выводов и предложений. Переработка (доработка) работы в соответствии с замечаниями. | До «__»_______20___г. | |
8. | Регистрация завершённой работы в деканате. | До «__»_______20___г. | |
9. | Разработка тезисов доклада на защиту и презентации. Предзащита. | До «__»_______20___г. | |
10. | Защита | До «__»_______20___г. |
Студент ____________________________
(подпись)
Дата «___» ________________ 20____ г.
Приложение 4
«СОГЛАСОВАНО» Представитель работодателя ______________________ «____»_______________20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ______________________ «____»_______________20___г. |
З А Д А Н И Е
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии
Отзыв руководителя
на выпускную квалификационную работу
Выпускная квалификационная работа выполнена
Обучающимся ___________________________________________________________________
Факультет социологии
Кафедра социологии Группа____
Направление (специальность) социология
Руководитель ______________________________________________________
Оценка соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы требованиям ФГОС
№ п/п |
Требования ФГОС
|
Оценка | ||
соответствует | в основном соответствует | не соответствует | ||
1. | Умение решать задачи, соответствующие квалификационной характеристике | |||
2. | Уровень практической и теоретической подготовленности выпускника | |||
3. | Владение профессиональными технологиями | |||
4. | Умение разрабатывать новые подходы к решению профессиональных проблем | |||
5. | Обоснование эффективности представленных результатов | |||
6.[1] | Умение формулировать цели и задачи социологических исследований | |||
7 | Умение профессионально оформлять отчеты результатов социологических исследований | |||
8 | Умение разрабатывать методический инструментарий для осуществления исследовательской деятельности | |||
9 | Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений и рекомендаций | |||
10 | Умение осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации | |||
11 | Владение социологическими методами исследования для изучения актуальных социальных проблем | |||
12 | Умение разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем | |||
13 | Умение использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений | |||
14 | Умение составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок | |||
15 | Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений и рекомендаций |
Качества выпускника, выявленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение[2]
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«_______»_______________20 г.
Руководитель________________________
(подпись)
Приложение 6
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии
Рецензия
на выпускную квалификационную работу
обучающийся ____________________________________
Выпускная квалификационная работа выполнена
Обучающимся ____________________________________________________________
Группа___________________________________________________________________Направление/специальность социология
Тема выпускной квалификационной работы
__________________________________________________________________________
1. Актуальность и целесообразность выбранной темы _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соответствие содержания дипломной работы поставленной цели и задачам
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Главные достоинства работы
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Практическое значение работы и научная обоснованность полученных результатов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Соответствие оформления работы требованиям
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Недостатки и замечания по работе
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Лист регистрации изменений
№ п/п | Содержание изменения | Реквизиты документа об утверждении изменения | Дата введения изменения |
1. | Утверждена и введена в действие на основании решения Ученого совета РГСУ и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100.62 Социология (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 230 | Протокол заседания Ученого совета № 1 от «26» августа 2014 года | 01.09.2014 |
2. | Актуализирована с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы | Протокол заседания Ученого совета № 1 от «31» августа 2015 года | 01.09.2015 |
3. | Переутверждена и введена в действие на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1328 | Протокол заседания Ученого совета № 7 от «22» декабря 2015 года | 22.12.2015 |
4. | Актуализирована с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы | Протокол заседания Ученого совета № 15 от «31» мая 2016 года | 01.09.2016 |
5. | Актуализирована с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы | Протокол заседания Ученого совета № 1 от «29» августа 2017 года | 01.09.2017 |
6. | Актуализирована с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы | Протокол заседания Ученого совета № 16 от «26» июня 2018 года | 01.09.2018 |
[1] Требования к оценке соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы требованиям ФГОС могут быть дополнены по решению выпускающей кафедры.
[2] В заключение оценивается:
- выполнение выпускной квалификационной работы в соответствии с выданным заданием;
- степень соответствия (соответствует, в основном соответствует, не соответствует) подготовленности выпускника требованиям ФГОС по специальности (направлению);
- научная и практическая ценность проекта (работы);
- рекомендуется присвоение квалификации определенной ФГОС по специальности (направлению).
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Направленность
Социология социальных процессов
Направление подготовки
39.03.01 Социология
Уровень образования
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА
Наименование квалификации
БАКАЛАВР
Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.