№ п/п | Наименование помещения | Площадь, м2 |
1 | 2 | 3 |
Палатная секция | ||
1. | Палата на 1 койку | 9 |
2. | Палата на 1 койку со шлюзом и уборной (9+3+2) | 14 |
3. | Палата на 1 койку и 1 кроватку со шлюзом и санитарным узлом (9+3+3+3) | 18 |
4. | Шлюз с приближенным санитарным узлом и душевой на две палаты (3+3+2) | 8 |
5. | Палата на 2 койки со шлюзом и уборной (14+3+2) | 19 |
6. | Палата на 2 койки для отделения патологии беременных со шлюзом и санитарным узлом (14+3+3) | 20 |
7. | Палата на 2 койки и 2 кроватки со шлюзом и санитарным узлом (14+6+3+3) | 26 |
8. | Палата для новорожденных на 1 кроватку | 6 |
9. | Палата для новорожденных на 2 кроватки (6+3) | 9 |
10. | Палата для новорожденных на 2 кювеза | 12 |
11. | Изолятор на 1 кроватку со шлюзом | 9 |
12. | Реанимационная для новорожденных | 16 |
13. | Помещение для фототерапии новорожденных | 15 |
14. | Помещение (пост) дежурной медицинской сестры | 6 |
15. | Помещение (пост) дежурной медицинской сестры для новорожденных | 10 |
16. | Кабинет врача | 10 |
17. | Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным: | |
малая операционная | 18 | |
предоперационная | 8 | |
18. | Процедурная: | |
с гинекологическим креслом | 18 | |
без гинекологического кресла | 12 | |
19. | Комната для хранения медикаментов и инструментария для процедур новорожденных | 8 |
20. | Комната для хранения и разведения вакцин БЦЖ | 8 |
21. | Буфетная с оборудованием для мытья и стерилизации посуды | 25 |
22. | Столовая (на 1 посадочное место) | 1,2 |
23. | Помещение для дезинфекции кювезов: | |
отсек для дезинфекции кювезов | 6 | |
отсек для хранения чистых кювезов | 8 | |
24. | Клизменная | 8 |
25. | Уборная для женщин | 3 |
26. | Комната личной гигиены | 5 |
27. | Душевая | 3 |
28. | Помещение (следует отделить перегородками на высоту помещения): | |
- мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок | 4 | |
- хранения предметов уборки с трапом, краном и сушкой | 4 | |
- временного хранения грязного белья | 4 | |
- хранения инвентаря | 2 | |
- приготовления и хранения дезрастворов | 2 | |
29. | Кладовая чистого белья | 4 |
30. | Помещение дневного пребывания больных для отделения патологии беременных | 0,8 на одну койку |
31. | Место для каталок | 4 |
Помещения, общие на отделение: | ||
32. | Кабинет заведующего | 12 |
33. | Комната старшей медсестры с местом для хранения медикаментов | 12 |
34. | Комната сестры-хозяйки | 10 |
35. | Помещения для (располагаются смежно): | |
- сбора нестерильной посуды и мойки ее | 9 | |
- стерилизация посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения | 15 | |
- хранения и выдачи молока | 9 | |
36. | Помещение для сцеживания грудного молока для послеродового физиологического отделения | 10 |
37. | Помещение хранения переносной физиотерапевтической аппаратуры | 12 |
38. | Комната персонала | 10 |
39. | Уборная персонала | 3 |
40. | Кабина личной гигиены персонала | 3 |
41. | Санитарный пропускник для персонала обсервационного отделения | 1 м2 на человека, но не менее 6 м2 |
42. | Кладовая для хранения мягкого инвентаря | 4 |
32. В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения кабины уборной, душевой и слива следует предусматривать без дверей.
33. Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой, но не в составе его.
34. Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.
35. Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении, для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окнах. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родовом отделении.
Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.
36. Помещение для фототерапии новорожденных располагается в отделении новорожденных и предназначено для проведения лечения новорожденных, больных желтухой.
Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцины БЦЖ.
37. Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает хорошую изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными.
38. В отделении (секции) недоношенных и травмированных новорожденных предусматривается отсек на 8 кроваток (соответственно посту медицинской сестры). В отсеке перед входом в палаты предусматривается помещение шириной не менее 2 м, а также пост дежурной медицинской сестры, площадью 10 м2.
39. Сестринские посты отделений новорожденных крупных акушерских стационаров должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.
40. При приближенном расположении палат родильниц и новорожденных между двумя материнскими палатами на 1 койку размещается палата новорожденных на 2 койки. Палаты совместного пребывания родильниц и новорожденных предусматриваются в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родовспомогательного учреждения.
41. В послеродовом физиологическом, отделении помещения по заготовке молока располагаются смежно, и состоят из помещений:
- сбора нестерильной посуды и мойки ее;
- стерилизации посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения;
- хранения и выдачи молока.
В обсервационном отделении эти помещения представляются в следующем составе:
- сбора нестерильной посуды и мойки ее;
- хранения и выдачи молока.
Помещение для сцеживания грудного молока предусматривается только для послеродового физиологического отделения.
42. Родовой бокс обсервационного отделения, предусматриваемый для женщин с такими, например, заболеваниями как сифилис, туберкулез и т.д., должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения из коридора через шлюз (с умывальником в шлюзе).
43. В отделении патологии беременности допускается приближенное расположение санитарных узлов (на 2 палаты 1 санитарный узел со шлюзом, душ предусматривается с гибким шлангом).
44. Столовая и помещение дневного пребывания предусматриваются в отделении патологии беременных. В этом же отделении для организации прогулок, предусматривается вестибюль с гардеробной, имеющий самостоятельный выход. Для отделения патологии беременности необходимо иметь помещения электросветолечения.
45. Интерьер помещения ожидания выписывающихся родильниц новорожденными должен отразить торжественность момента встречи. Помещения выписки и ожидания должны располагаться смежно с вестибюлем для посетителей.
46. Бактерицидными облучателями оборудуются приемно-смотровые помещения предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при входе в отделения.
47. Помещение для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья предусматривается одно на акушерский стационар (без обсервационного отделения), другое - на обсервационное отделение. Это помещение должно быть облицовано кафелем.
ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК
1. Операционный блок - структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.
2. Все Операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).
3. В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных оперблоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для асептической и септической операционной.
4. При создании специализированных оперблоков могут быть случаи, когда в оперблоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).
По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) оперблоки делятся на асептические и комбинированные.
5. Количество операционных в оперблоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количество операционных дней и др.
Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и городских районных больницах следует принимать 1 операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете числа операционные необходимо учитывать профиль-отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.
7. Количество операционных столов и типы операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных учреждений и определяются заданием на проектирование.
8. Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (числа коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на оперблок.
9. При количестве операционных свыше 6 рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.
10. В основу архитектурно-планировочного решения операционного блока положено деление на непроходные асептическое и септическое отделения, рациональное зонирование внутренних помещений и пространства в соответствии с функциональным разделением его помещений на следующие, зоны:
стерильная зона, включающая помещение операционных.
Зона строгого режима:
- группа помещений подготовки персонала к операции, состоящая из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;
- группа помещений подготовки больного к операции, состоящая из помещений подготовки больного к операции или наркозной;
- группа помещений для размещения аппаратуры и оборудования предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных и состоящая из помещений аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;
- группа помещений послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (пост) дежурной медицинской сестры;
- группа вспомогательных помещений, включающая шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).
Зона ограниченного режима:
- группа помещений для диагностических исследований;
- группа помещений для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную оперблока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;
- группа помещений персонала, включат кабинет хирургов, протокольную, кабинет врача-анестезиолога, комнату медицинских сестер-анестезистов и комнату младшего персонала;
- группа вспомогательных помещений, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);
- группа складских помещений, включающая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.
Зона общебольничного режима:
- группа помещений персонала, включающая кабинет заведующего отделением, комнату старшей медицинской сестры, комнату личной гигиены персонала с душем;
- группа складских помещений, включающая кладовую предметов уборки, кладовую для хранения гипса.
11. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в коечности отделения анестезиологии и реанимации.
12. При отсутствии централизованного кондиционирования следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.
13. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.
Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать в крупных больницах и больницах скорой медицинской помощи.
Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.
14. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
15. Состав помещений операционных блоков, их мощность зависят от типа и коечности больничного учреждения, мощности и структуры его подразделений.
Площадь помещений операционного блока рекомендуется принимать по табл. 9.
Таблица 9.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 209.