Существует большое разнообразие автоматизированных ИС, отличающихся своей ориентацией на уровень управления, сферу функционирования экономического объекта, на тот или иной характер процесса управления, вид поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуру, способы доступа к системе и др.
По целевой функции ИС можно условно разделить на следующие основные категории.
1. Особую важность в общественной жизни имеют экономические информационные системы (ЭИС), связанные с предоставлением и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами. Эта информация позволяет наиболее полно осуществлять функции учета, контроля, анализа, планирования и регулирования с целью принятия эффективных управленческих решений.
По уровню в системе государственного управления экономические информационные системы делятся на ИС федерального, регионального и муниципального значения.
В зависимости от области функционирования экономических объектов можно выделить ЭИС промышленно-производственной сферы и непромышленной сферы.
2. Системы электронной обработки данных (СЭОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и процедуры их обработки. Такие системы работают в автоматическом режиме при минимальном участии человека. СЭОД используется на уровне оперативного управления с целью автоматизации управленческого труда.
3. Информационные системы управления (ИСУ) используются при менее структурированных задачах (при недостаточной определенности входных данных и алгоритмов их обработки). Системы осуществляют поиск и обработку входной информации, выходная информация представляется в вмде специальных управленческих отчетов. ИСУ не предназначены для чисто автоматического режима, все решения в такой системе принимает человек. Система может использоваться на уровне стратегического планирования, управленческого и оперативного контроля.
4. Системы поддержки принятия решений (СППР) используются для решения в режиме диалога плохо структурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, частичная определенность целей и ограничений. Обеспечивают возможности изучения состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности компании на протяжении определенного времени. Участие человека в работе велико, он может вмешиваться в ход решения задачи, модифицировать входные данные, процедуры обработки, цели, ограничения задачи, стратегию оценки вариантов решения.
5. Информационно-вычислительные системы используются в научных исследованиях и разработках для проведения сложных и объемных расчетов, в качестве подсистем автоматизированных систем управления и СППР в том случае, если выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления. К ним относятся информационно-расчетные системы, САПР (системы автоматизированного проектирования), имитационные стенды контроля.
6. Информационно-справочные системы предназначены для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера; используются во всех сферах профессиональной деятельности (Гарант, Кодекс, Референт, системы семейства Консультант-Плюс).
7. Основными видами ИС образования являются автоматизированные системы дистанционного обучения, системы обеспечения деловых игр, тренажеры и тренажерные комплексы. Они предназначены для автоматизации подготовки специалистов и обеспечивают обучение, управление процессом обучения и оценку его результатов.
8. Экспертные системы (ЭС) основываются на моделировании процесса принятия решения человеком-экспертом с использованием компьютера. В ЭС используются не только данные, но и знания. Их назначение автоматизировать процесс принятия решений человеком.
9. Телекоммуникационные системы (ТКС) используются для поддержания удаленного доступа к распределенным информационным ресурсам. Они включают в себя телекоммуникационные средства организации и ведения как простых телекоммуникаций типа электронная почта, так и более сложных, работающих в режиме on-line.
10. Информационные системы мониторинга (ИСМ) служат для целей контроля за деятельностью фирмы. Эти системы используются при выявлении оперативных проблем и при анализе управленческих и стратегических ситуаций за счет немедленного представления пользователю текущей и ретроспективной информации.
ИС, предназначенные для автоматизации всех функций управления, охватывающие весь цикл функционирования экономического объекта от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия, называют интегрированными.
Корпоративные ИС – это ИС, автоматизирующие все функции управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.