Проблемы развития социальной работы в России и современном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ века. Немцы не желают менять работу и место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14,2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2,6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образованием вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и т. п. ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет.

Таким образом, всё более актуальным становится вопрос о том, является ли современная социально-экономическая система Германии – социальное рыночное хозяйство – образцом для подражания или же она загоняет страну в ненужные рамки, мешающие ее дальнейшему развитию, что можно назвать кризисом социального государства в Германии. Учитывая, что Германия первой стала реализовывать принципы социального государства и долгое время считалась одним из его эталонов, можно смело говорить о кризисе социального государства в странах Западной Европы в целом.

Еще одним проявлением кризиса социального государства в Западной Европе стали студенческие волнения во Франции весной 2006 года, вызванные принятием с подачи Доминика де Вильпена правительственного закона «о молодежном контракте». Он позволяет предпринимателю без объяснения причин увольнять молодых людей в возрасте до 26 лет, если они проработали в компании менее двух лет. Премьер де Вильпен своим законом хотел заставить работодателей нанимать молодёжь. Но студенты заявляют, что хозяева предприятий будут их нанимать, чтобы тут же уволить. Отметим, что безработица среди молодёжи, во Франции, по некоторым данным, достигает сорока процентов. Результатом принятия такого закона стал митинг, в котором участвовало до 120 тысяч человек. При этом большинство французов понимают, что молодежь протестовала не столько против принятого закона, сколько против обстоятельств, которые в ближайшее время приведут к краху социального государства во Франции.

Таким образом, в странах Западной Европы подорваны основы функционирования социального государства, поскольку сложившаяся социально-экономическая ситуация противоречит основным принципам социального государства которое, в общем смысле, выделяет в качестве главных приоритетов социальную защиту граждан, нейтрализацию конфликтов, которые могут возникнуть на социально-экономической почве и создание достойных условий для жизни и развития посредством справедливого распределения ВВП в обществе.

Сложившуюся в Западной Европе ситуацию можно описать с точки зрения концепции А. Тойнби «Вызов-ответ». «Вызовом» Тойнби называл резкое изменение условий жизни цивилизации. Автор считал, что если цивилизация будет развиваться статично, ориентируясь на устойчивость отношений, делая упор на опыт предшествующих поколений, то при резко изменившихся обстоятельствах, такое общество не сможет изменить образ жизни и адаптироваться в новых условиях. Продолжая жить и действовать так, будто «вызова» нет, ничего не изменилось, общество движется к пропасти и гибнет. Важно отметить, что идея социального государства возникла и начала успешно реализовываться в странах Западной Европы, когда экономическое развитие этих стран достигло максимальных темпов развития. Это было связано с преодолением последствий Второй мировой войны, усилением международного экономического сотрудничества и государственным регулированием экономики. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в мировой экономике на первые роли выдвигаются страны Азии и “третьего мира”, демографическая ситуация в Европе может быть названа неблагоприятной – увеличивается возраст выхода европейцев на пенсию, число пенсионеров приближается к числу работающих, что ставит социальную систему государства под большие сомнения, поэтому проверенные временем модели социального государства становятся недееспособными и требуют немедленной модернизации. Итак, перед современным обществом стоит определенный «вызов», требующий адекватного «ответа».

Пути выхода из кризиса для каждой страны индивидуальны, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование в которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Социальная помощь необходима, но поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи), а не прозябание за счет пособий. Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. При любой зарплате работать должно быть существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.


 

Вывод

 

Таким образом, социальное государство является залогом обеспечения гражданам достойных условий жизни, но может и негативно влиять на социальное благополучие, поэтому важно, чтобы социальное государство шло в ногу со временем, отвечая требованиям условий функционирования современных стран.

При осуществлении профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат. Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что социальная работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия - достигается максимальный положительный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.

 


 



Заключение

 

Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики государства и его идеологии.

Открытие в 1991 году в нашей стране новой специальности «социальная работа» - это веха в истории отечественной социальной работы. Но в развитых странах мира к этому времени уже имелся огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. Так, например, в Колумбийском университете США факультет социальной работы был открыт еще в начале 90-х годов XIX века В настоящее время в России знакомятся с теорией социальной работы за рубежом, изучают и анализируют практический опыт социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране. Поэтому логично и рационально начать теоретико-методологический анализ изучения социальной работы с изучения зарубежного опыта.

Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, он значительно опережает наш отечественный.

В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели к коренной ломке социально-экономических и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится на стадии развития.

Представляется, что в начале XXI века актуально рассмотрение структурной социальной работы в системе наук об обществе как направления, которое должно стать объектом специального исследования в отечественных науках об обществе и социальной работе.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.