Основные подходы к пониманию социальной работы в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Радикальный вариант социально-экономических преобразований, предполагавший переход от командно-плановой к рыночной экономике в относительно короткий период времени (по неоднократным заявлениям «реформаторов», – два-три года), растянулся вот уже на восемь лет. «Реформаторы» привели к обвальному спаду промышленного производства, упадку сельского хозяйства и науки, массовой безработице, усилению социального расслоения общества, резкому снижению уровня жизни большинства населения.

Сегодня десятки миллионов людей (прежде всего, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезном социальном неблагополучии свидетельствуют многочисленные и неоспоримые факты. Последние пять лет в результате снижения рождаемости и роста смертности наблюдается естественная убыль населения. Уровень рождаемости стал одним из самых низких в Европе и почти на 40% меньше необходимого для численного замещения поколения родителей их детьми. Серьезные проблемы связаны и с состоянием здоровья россиян, состоянием человеческого генофонда как основы развития общества и государства. Анализ специалистов показывает, что состояние здоровья населения России сегодня можно назвать катастрофическим. Угрожающие темпы роста смертности привели к резкому сокращению продолжительности жизни, прежде всего, из-за причин обусловленных чисто социальными факторами.

В настоящее время, по данным официальной статистики, половина населения страны относится к малообеспеченным. Большинство трудящихся не может содержать даже одного иждивенца. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума (т.е. за чертой бедности) в 1995-1998 гг. находилась на отметке 30-35 миллионов человек (в ноябре 1998 г. – 42 млн., или примерно 29% всего населения России). Пороговое значение этого показателя с позиций национальной безопасности считается 8-10% (1).

Продолжает увеличиваться и без того чрезмерная дифференциация в уровне доходов различных групп населения; растет имущественное расслоение а с ним еще больше усиливается социальная напряженность. Растут преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.

Не меньшую тревогу вызывает и угроза «нравственному здоровью» россиян, состояние трудовой морали; явственно обозначилась проблема кризиса системы социальных ценностей и ценностных ориентаций, падения нравов и крушения моральных устоев. С использованием электронных и других средств массовой информации, изощренной рекламы настойчиво навязываются, мягко говоря, далеко не лучшие стандарты «массовой культуры», в первую очередь – американской; подлинная культура с ее гуманистической ориентацией оттесняется на задворки под наглым напором слащавой многосерийной мелодрамы («мыльной оперы»), или кровавых боевиков (равно в кино и в литературе), откровенной порнографии, проповеди насилия, проституции, погони за наживой и успехе любой ценой.

Все сказанное свидетельствует о необходимости корректив осуществляемых реформ, усиления их социальной направленности в интересах большинства населения России.

Одновременно необходим более ответственный и согласованный подход всех ветвей власти к разработке и осуществлению социальной политики в целом и ее специального «защитного» направления, в реализации которого особая роль принадлежит институту социальной работы.

Эти требования полностью согласуются с обязательствами государства (т.е. всех ветвей власти на всех уровнях) перед гражданами России.

Начнем с того, что Россия как член международного сообщества согласилась с тем, что каждое государство должно:

1)  трансформироваться в социальном направлении;

2)  бороться с нищетой, безработицей и дезинтеграцией в обществе;

3) заботиться о процветании и благосостоянии своего народа.

Самое же главное, что соответствующие обязательства зафиксированы в Конституции Российской Федерации (Статья 7).

Российская Федерация – Социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

В этой статье Конституции, в сущности, очерчены цели и задачи социальной работы в России.

Социальная работа относится к одному из разнообразных и важных видов деятельности, который имеет как общие с другими видами черты, так и определенные отличия.

Отличительные признаки, превращающие социальную работу в особый вид деятельности, позволяют определить ее следующим образом:

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Для более глубокого понимания сущности социальной работы следует обратиться и к другим ее определениям, в которых раскрываются (уточняются) дополнительные характерные признаки.

Социальная работа – это деятельность по обеспечению социальных прав человека, семьи, группы, или по компенсации определенного социального, физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими социальными правами.

Социальная работа – совокупность различных видов социальной деятельности работников специализированных социальных служб (государственных и гражданских) с целью социального обеспечения, защиты, помощи и поддержки соответствующих категорий населения, в том числе безработных.

Важные аспекты в содержании социальной работы подчеркивают преподаватели Манчестерского университета Ш. Рамон и Т. Шанин.

Социальную работу можно определить как организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством

В свое определение социальной работы эти авторы вводят подробное указание на ее цели. К основным целям социальной работы, по их мнению, можно отнести:

1) создание условий, в которых каждый человек может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ему положено по закону;

2) увеличение степени самостоятельности клиентов, обратившихся к социальному работнику, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Более конкретным, охватывающим цель, направления и средства социальной работы, является определение А.И. Ляшенко: “Социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье и группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом”.

Заметим, что в самом общем виде цель социальной работы всегда состоит в регуляции правовых, экономических и социальных отношений человека с обществом и оказаний ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем.

Как профессиональная деятельность социальная работа носит многопрофильный, комплексный характер. Социальная работа имеет свою структуру, в которой органически связаны и взаимодействуют относительно самостоятельные, но в то же время зависимые друг от друга компоненты. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое (систему) средства, функции и цели. Схематически это выглядит следующим образом:

Объектом социальной работы является любой человек, добровольно обратившийся за помощью и нуждающийся в ней. В качестве объекта может выступать отдельное лицо, семья, группа людей независимо от каких-либо различий. Сегодня в России нуждающихся в посторонней помощи несколько десятков миллионов человек. Это: старики и пожилые люди; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, вовлеченные в дурную компанию; беженцы и вынужденные переселенцы; осужденные и отбывшие наказание и др.

Даже далеко неполная социально-демографическая (и, соответственно, социально-психологическая) характеристика объекта социальной работы в современной России говорит об исключительной сложности и многообразии функциональных задач, которые должен решать социальный работник.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы.

Субъектами социальной работы могут быть работники государственной социальной службы помощи и их добровольные помощники, все те люди и организации, которые ведут социальную работу, организуют ее и управляют ею, т.е. органы управления и должностные лица соответствующих структур государственной власти и местного самоуправления.

Субъектами также могут быть работники фондов и ассоциаций, светских и религиозных организаций и объединений, осуществляющих благотворительную помощь и поддержку.

Субъектами, представляющими помощь, становятся и сами нуждающиеся в помощи, когда осуществляют взаимопомощь другим людям.

Субъектами помощи являются и все клиенты социального работника, осуществляющие самопомощь.

Но главным субъектом социальной работы являются, конечно, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Безусловно, основной фигурой в социальной работе является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая организацией социальной работы и управления ею.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий, которая предъявляет к специалисту высокие требования как в деловом, так и в личностном плане, в том числе – в духовно-нравственном.

 Подробнее об этом см.: Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. С. 15-25; Основы социальной работы: Учебник. С. 321-330; Макаров В.В. Общение – важнейший инструмент в технологии социальной работы. – М., 1998.

На теоретическом уровне социальной работы как междисциплинарной научной дисциплины выделяются две группы методологических принципов:

1) общефилософские – детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности;

2) общие принципы социальных наук – историзм, социальная обусловленность, социальная значимость, личностный и деятельностный подход.

На операциональном уровне социальной работы как универсального вида деятельности выделяют четыре группы специфических принципов:

1) содержательные – демократизм, гуманизм, социальная справедливость, альтруизм, гармонизация общественных, групповых и личностных интересов, самообеспечение;

2) психолого-педагогические – модальность, эмпатия, доверие, аттракция, социально-психологическая компетентность;

3) методические – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

4) организационные – всеобщность, комплексность, определение главных (основных) задач, единство полномочий и ответственности, посредничество, контроль и проверка исполнения, стимулирование, солидарность, субсидарность (вспоможение), своевременность.

Кроме этих четырех групп, в законодательных актах и других нормативных документах сформулированы некоторые дополнительные принципы, в том числе учитывающие специфику переходного периода. Это следующие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания; равные возможности для граждан при изучении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; адресность; территориальная организация социальной службы; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; профилактическая направленность.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. Структурно-функциональный анализ позволяет в достаточно обобщенной форме выделить следующие функции социальной работы:

1) нравственно-гуманистическая – в ней находит свое выражение гуманное отношение человека к человеку, приоритетное внимание к тем, кто в наибольшей степени нуждается в социальной защите;

2) информационно-коммуникативная – выявление (поиск), сбор и обобщение информации о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб; создание банков данных о семьях и отдельных лицах нуждающихся в социальном патронаже; своевременное представление релевантной информации соответствующим субъектам социальной работы;

3) прогнозно-аналитическая – изучаются тенденции социальной напряженности в обществе, демографические и миграционные ситуации, причины социального неблагополучия, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в социальном обслуживании; программируются и прогнозируются некоторые социальные процессы;

4) диагностическая – на основе собранной информации (сведений о будущих клиентах) ставится «диагноз» состояния «объекта» социальной помощи (защиты), оцениваются объемы и виды работ, возможные трудности, формы и методы взаимодействия, планируются ожидаемые затраты;

5) организационно-методическая – содействие созданию центров социальных услуг, социальных служб, изучение инновационных форм их работы, обобщение и распространение их деятельности; систематизация информационных и нормативных материалов, организация их изучения;

6) управленческая – деятельность организаторов социальной работы и «линейных» работников, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений;

7) рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда в средствах массовой информации идей социальной помощи и защиты, развития гуманистических традиций и т.п.;

8) регуляционно-профилактическая – активизация социально-правовых, юридических, психолого-педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных сведений; регуляция поведения личности в социуме;

9) аффектно-коммуникативная – регулирование уровня эмоциональной напряженности в обществе, социальных связей и отношений, в том числе коммуникативных (культуры общения); формирование способности личности к самоконтролю, самоорганизации и т.п.;

10) социоинтегративная – объединение различных областей знания и деятельности на решение проблем социальной сферы, создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки, помощи и защиты населения.

Следует подчеркнуть, что функции социальной работы, все ее содержание, основные направления деятельности социальных служб в конечном счете обусловлены социальной политикой государства. 1.

Все функции социальной работы реализуются через конкретные направления и виды специализированной деятельности (функции) социальных работников, имеющих дело непосредственно с клиентами. Деятельность социальных работников носит организованный характер и осуществляется в рамках организации, в системе организационно-управленческих отношений. Социальные работники реально выполняют определенные виды работ, действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной действующим в России законодательством.

Именно социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица и выступают как институциональная основа профессиональной социальной работы.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1)  комплексные центры социального обслуживания населения;

2)  территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3)  центры социального обслуживания;

4)  социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5)  центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6)  социальные приюты для детей и подростков;

7)  центры психолого-педагогической помощи населению;

8)  центры экстренной психологической помощи по телефону;

9)  центры (отделения) социальной помощи на дому;

10)  дома ночного пребывания;

11)  специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13)  геронтологические центры;

14)  иные учреждения, представляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
В системе социальных служб России выделяются четыре компонента:

1) государственная система социальных служб федерального уровня – совокупность предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти;

2) государственная система социальных служб регионального уровня – предприятия и учреждения социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

3) муниципальная система социальных служб – муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

4) совокупность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Чтобы более отчетливо представить взаимосвязь социальной работы, социального обслуживания и социальной службы, тенденции и перспективы их развития, необходимо уточнить содержание ряда основных операциональных понятий социальной работы (кроме ранее уже рассмотренных – «социальная работа», «социальные службы», «объект и субъект социальной работы»).


 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 171.