Статья 1270. Исключительное право на произведение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

 

Наиболее распространенным способом передачи исключительного права является заключение договоров с авторами и (или) правообладателями исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства.

Основными договорами в этой сфере являются:

1. договор об отчуждении исключительного права; ст. 1285

2. лицензионный договор; ст. 1286

3. договор авторского заказа. ст.1288

Распоряжение имущественными авторскими правами может происходить, во-первых, в форме отчуждения исключительного права на произведение в полном объеме приобретателю такого права, а, во-вторых, в форме предоставления другой стороне права использования произведения в установленных договором пределах.

В случае, когда произведение науки, литературы или искусства создается по договору заказа, то может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Если договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Если же договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору применяются правила, сформулированные в законе применительно к лицензионным договорам.

 

 

Ограничение авторских прав

По своей природе авторское право - это абсолютное право (можно сказать, монопольное), как и право собственности. Сказанное означает, что использовать произведение может только сам правообладатель, все остальные - лишь с его согласия, т.е. путем заключения с ним договора. Поэтому любое бездоговорное использование является нарушением авторского права. Из этого общего правила есть исключения - случаи свободного (без заключения соглашения) использования.

Это ограничение свободы автора установлено в интересах общества, которое заинтересовано в максимальной доступности произведений.

Ограничения авторских прав заключаются в ограничении исключительного авторского права не на осуществление его самим правообладателем, а на ограничение возможности запрещать иным лицам осуществлять использование произведения в случаях и пределах, установленных законом в общественных интересах.

Основы этого института были заложены Бернской конвенцией, которой были предусмотрены определенные случаи свободного использования произведений, относящиеся к ограничениям прав авторов. Указанные нормы были имплементированы в национальные законодательства стран, являющихся участницами Бернского союза, в том числе в законодательство России. Однако национальные законодательства не ограничивались имплементацией случаев свободного использования произведений, предусмотренных международными конвенциями, а вводили новые случаи, ориентируясь в основном на внутренние потребности в удовлетворении общественных интересов.

В Договоре ВОИС по авторскому праву (ст. 10) сформулированы условия применения ограничений и исключений авторских прав (так называемый трехступенчатый текст). Ограничения:

- применяются в определенных особых случаях;

- не наносят ущерба нормальному использованию произведения;

- необоснованным образом не ущемляют законные интересы правообладателя.

В Соглашении ТРИПС также имеются аналогичные положения общего характера (ст. 13) о том, что государства, являющиеся участниками Соглашения, сводят ограничения или изъятия в отношении исключительных прав до некоторых особых случаев, которые не вступают в противоречие с обычным использованием произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы владельца прав.

Случаи свободного (без заключения соглашения) использования предусмотренны ст. ст. 1273 - 1279 ГК.

 

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

 

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

 

Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями

 

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

 

Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения

 

Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

 

 

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

 

В Российской Федерации действующее законодательство строго ограничивает перечень случаев свободного использования произведений:

1. Данные изъятия относятся только к правомерно обнародованным произведениям. Если произведение еще не доведено до всеобщего сведения или если это произошло с нарушением закона, то такое произведение подлежит использованию только с согласия автора. Из этого правила есть два исключения: ст. 22 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которая относится к публичному исполнению музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний; ст. 23 этого же закона разрешает воспроизведение как обнародованных, так и необнародованных произведений в судебных целях.

2. Ограничения не касаются личных неимущественных правомочий авторов. Вне зависимости от способа использования произведения автору гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

3. Такое использование произведений возможно при условии, что не будет наноситься ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. В законе подчеркивается, что использование произведений возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

4. Перечень возможных ограничений, закрепленных в ст. 18–26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», является закрытым и не подлежит ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Следует отметить особый режим использования произведений, имеющих статус общественного достояния, который допускает возможность равного доступа к такому произведению всех заинтересованных лиц без несения ими каких бы то ни было имущественных обязанностей перед автором. Иногда вопрос о придании произведению такого статуса возникает при предоставлении авторам будущих произведений грантов различными общественными организациями и фондами.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.