Понятие и принципы авторского права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и принципы авторского права

Статья 1255. Авторские права -интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

 Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);

г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

Статья 1258. Соавторство

 

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

 

Объекты авторского права.

Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам; другие произведения.

 

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения

 

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

 

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Ограничение авторских прав

По своей природе авторское право - это абсолютное право (можно сказать, монопольное), как и право собственности. Сказанное означает, что использовать произведение может только сам правообладатель, все остальные - лишь с его согласия, т.е. путем заключения с ним договора. Поэтому любое бездоговорное использование является нарушением авторского права. Из этого общего правила есть исключения - случаи свободного (без заключения соглашения) использования.

Это ограничение свободы автора установлено в интересах общества, которое заинтересовано в максимальной доступности произведений.

Ограничения авторских прав заключаются в ограничении исключительного авторского права не на осуществление его самим правообладателем, а на ограничение возможности запрещать иным лицам осуществлять использование произведения в случаях и пределах, установленных законом в общественных интересах.

Основы этого института были заложены Бернской конвенцией, которой были предусмотрены определенные случаи свободного использования произведений, относящиеся к ограничениям прав авторов. Указанные нормы были имплементированы в национальные законодательства стран, являющихся участницами Бернского союза, в том числе в законодательство России. Однако национальные законодательства не ограничивались имплементацией случаев свободного использования произведений, предусмотренных международными конвенциями, а вводили новые случаи, ориентируясь в основном на внутренние потребности в удовлетворении общественных интересов.

В Договоре ВОИС по авторскому праву (ст. 10) сформулированы условия применения ограничений и исключений авторских прав (так называемый трехступенчатый текст). Ограничения:

- применяются в определенных особых случаях;

- не наносят ущерба нормальному использованию произведения;

- необоснованным образом не ущемляют законные интересы правообладателя.

В Соглашении ТРИПС также имеются аналогичные положения общего характера (ст. 13) о том, что государства, являющиеся участниками Соглашения, сводят ограничения или изъятия в отношении исключительных прав до некоторых особых случаев, которые не вступают в противоречие с обычным использованием произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы владельца прав.

Случаи свободного (без заключения соглашения) использования предусмотренны ст. ст. 1273 - 1279 ГК.

 

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

 

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

 

Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями

 

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

 

Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения

 

Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

 

 

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

 

В Российской Федерации действующее законодательство строго ограничивает перечень случаев свободного использования произведений:

1. Данные изъятия относятся только к правомерно обнародованным произведениям. Если произведение еще не доведено до всеобщего сведения или если это произошло с нарушением закона, то такое произведение подлежит использованию только с согласия автора. Из этого правила есть два исключения: ст. 22 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которая относится к публичному исполнению музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний; ст. 23 этого же закона разрешает воспроизведение как обнародованных, так и необнародованных произведений в судебных целях.

2. Ограничения не касаются личных неимущественных правомочий авторов. Вне зависимости от способа использования произведения автору гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

3. Такое использование произведений возможно при условии, что не будет наноситься ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. В законе подчеркивается, что использование произведений возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

4. Перечень возможных ограничений, закрепленных в ст. 18–26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», является закрытым и не подлежит ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Следует отметить особый режим использования произведений, имеющих статус общественного достояния, который допускает возможность равного доступа к такому произведению всех заинтересованных лиц без несения ими каких бы то ни было имущественных обязанностей перед автором. Иногда вопрос о придании произведению такого статуса возникает при предоставлении авторам будущих произведений грантов различными общественными организациями и фондами.

 

 

Смежные права исполнителей

Смежные права исполнителей:Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат личные неимущественные права: право авторства в отношении исполнения, то есть право признаваться исполнителем; право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать исполнение под подлинным именем исполнителя, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность исполнения, то есть право, обозначающее, что без согласия исполнителя не допускается внесение в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Исполнитель вправе возражать против всякого искажения или иного изменения своего исполнения, способных нанести ущерб его репутации. Личные неимущественные права принадлежат исполнителю независимо от исключительного права на исполнение и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права к другому лицу. Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав исполнителя, ничтожны.

Исполнителю или иному правообладателю принадлежит исключительное право на исполнение. Исключительное право на исполнение означает право исполнителя или иного правообладателя использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом исполнителю или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать исполнение. Использованием исполнения признаются: запись исполнения; воспроизведение записи исполнения; распространение записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности. Если запись исполнения была произведена с разрешения исполнителя или экземпляры записи исполнения были правомерно введены в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения; публичное исполнение записи исполнения, а также публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи; передача исполнения или его записи в эфир; передача исполнения или его записи по кабелю; иное сообщение исполнения для всеобщего сведения; иные возможные способы использования исполнения. Исключительное право на исполнение не действует в отношении воспроизведения, передачи в эфир или передачи по кабелю, а также публичного исполнения записи исполнения в случае, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, передача в эфир или передача по кабелю либо публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. Заключение договора на исполнение в составе аудиовизуального произведения между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения влечет предоставление исполнителем производителю аудиовизуального произведения исключительного права на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором. Предоставление исполнителем такого права ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если иное не предусмотрено договором, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении. Исполнитель (наследники исполнителя) имеет право на получение вознаграждения за каждый способ использования исполнения третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого исполнителю (наследникам исполнителя) за использование исполнения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Сфера действия смежных прав: Права исполнителя признаются за ним, если: исполнитель является гражданином Республики Беларусь; исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь; исполнение записано на фонограмму; исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю; в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. Права производителя фонограммы признаются за ним, если: производитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом Республики Беларусь; фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь; в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Объекты смежных прав:

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания. К исполнениям относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Субъекты смежных прав:

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве исполнителя или производителя фонограммы на каждом экземпляре фонограммы. Исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах вправе по своему усмотрению использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности; имени (наименования) правообладателя; года первого опубликования фонограммы.

 

Возникновение смежных прав:

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трёх элементов: - латинской буквы «P» в окружности; - имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; - года первого опубликования фонограммы. При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

14 Смежные права производителей̆ фонограмм

Смежные права позволяют в той или иной степени контролировать использование исполнений — результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций.

Статья 1304 ГК РФ устанавливает пять видов объектов смежных прав:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Законодательством предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав (Статья 1305 Г.К РФ):

«Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы „Р“ в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования

15 Смежные права организаций эфирного и кабельного вещания.

Объекты патентного права.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для того чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.

ГК РФ Статья 1349. Объекты патентных прав

 

1. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (секретные изобретения), положения настоящего Кодекса распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами статей 1401 - 1405 настоящего Кодекса и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

3. Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с настоящим Кодексом не предоставляется.

4. Не могут быть объектами патентных прав:

1) способы клонирования человека и его клон;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

4) результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

 

Субъекты патентного права.

Следует разграничивать термины «субъекты патентного права» и «субъекты патентных прав». Первый является более широким и наряду с обладателями исключительных и иных имущественных и личных неимущественных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы включает также и иных лиц, участвующих в патентных правоотношениях, — Роспатент и представителей по патентным делам. Субъектами патентных прав являются авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие лица, приобретающие по закону или договору некоторые патентные права.

К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами (соавторами) объектов "промышленной собственности", относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора. Это прежде всего правопреемники авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. К данной группе принадлежит и государство (государственное образование).

В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право на объект "промышленной собственности".

Эти граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права на объект "промышленной собственности", основанного на действующем патенте.

В отношениях правопреемства могут участвовать и отечественные юридические лица, приобретающие и отчуждающие право на использование объектов "промышленной собственности". В этом качестве они являются субъектами патентного права.

В роли правопреемников иностранных авторов могут выступать и физические, и юридические лица. В круг оснований правопреемства входят как наследование, так и уступка прав на подачу заявки на объект "промышленной собственности", либо на получение патента, либо на использование объекта, охраняемого патентом.

По законодательствам многих стран право на объекты "промышленной собственности", созданные служащими, в силу трудового соглашения переходит к работодателям, которые приобретают право на подачу заявки, получение патента и использование охраняемого патента служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца. Подобный институт известен и российскому патентному праву.

В соответствии со ст. 146 Основ гражданского законодательства патент на служебное изобретение, созданное в порядке выполнения служебного задания (служебное изобретение), выдается работодателю, если между ним и автором заключен договор об уступке прав на такие будущие изобретения работодателю. Автор такого изобретения имеет право на неисключительную безвозмездную лицензию. Если между автором и работодателем указанный договор не заключался, патент выдается автору изобретения. Работодатель вправе использовать это изобретение на условиях, определяемых лицензией.

Пункт 2 ст. 8 Патентного закона несколько иначе формулирует данное положение, а также устанавливает правовой режим служебных полезных моделей и промышленных образцов. Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или получением от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

Автор служебного объекта "промышленной собственности" приобретает право на вознаграждение. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между автором и работодателем.

Государство (государственное образование) как субъект патентного права обладает исключительным правом на объекты "промышленной собственности" , если такое право переходит к нему в установленном законом порядке, например в силу наследования. Наряду с этим государству как суверену принадлежит ряд важных правомочий в области творческой деятельности, которых не имеют другие субъекты патентного права. В частности, оно устанавливает саму охрану объектов промышленной собственности, порядок их использования, патентования и реализации в зарубежных странах, права авторов, патентообладателей и способы их защиты. Свои правомочия государство осуществляет различными средствами, в том числе путем издания (в лице его компетентных органов) актов патентного законодательства. Государство также стимулирует создание и использование объектов "промышленной собственности", устанавливает авторам и предпринимателям, использующим эти объекты, льготные условия налогообложения и кредитования.

Патентные поверенные

Уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, …, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В силу п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 года № 14 учитывая, что применительно к статье 147 УК РФ ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации). При этом следует учитывать положения статьи 15 ГК РФ, в соответствии с которой, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Как следует из п. 28 указанного постановления при квалификации действий виновных по делам о преступлении, предусмотренном статьей 147 УК РФ, не должен учитываться причиненный потерпевшему моральный вред, в том числе связанный с подрывом его деловой репутации.

В соответствии с ст. 104.1 УК РФ на основании обвинительного приговора может быть произведена конфискация денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 147 УК РФ, а также денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 147 УК РФ, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих законному владельцу (п. 29 постановления). До тех пор, пока обвинительный приговор не вынесен, возможно наложение ареста на указанное имущество в качестве меры уголовного-процессуального принуждения.

Согласно п. 31 постановления «в соответствии со статьями 25 и 28 УПК РФ суд вправе принять решение о прекращении уголовного дела на основании статьи 76 УК РФ в отношении лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное … статьей 147 УК РФ, если оно примирилось с потерпевшими и загладило причиненный им вред, либо прекратить уголовное преследование лица на основании статьи 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием».

 

24 Административный и судебный порядок рассмотрения патентных споров.

В п. 9 комментируемого Обзора приводится разбор дела, напрямую связанного с неохраняемыми элементами товарного знака (о них см. п. 6 комментируемого Обзора и комментарий к нему), но эти обстоятельства служат только фоном для других, крайне важных выводов о соотношении административного и судебного порядка рассмотрения споров в сфере товарных знаков.

В первоначальной редакции Закона о товарных знаках (т.е. той, по поводу которой и был принят комментируемый Обзор) в ст. 13, 28, 34, 42 устанавливалась большая группа дел, которые должны были рассматриваться в административном порядке, причем утверждалось, что решение по этим делам "является окончательным"*(370). При этом, судя по первоначальной редакции Закона, законодатель намеревался установить непреодолимые барьеры между различными категориями дел, которые могли рассматриваться или административными органами, или судом.

Нельзя сказать, что подобный подход был неизвестен нашей правовой системе тех времен. Так, например, долгое время признавалась нормальной ситуация с недопустимостью рассмотрения судами определенных споров (в том числе и путем обжалования решений несудебных органов) в сфере трудовых отношений, а в целом терпимы были положения законодательства советских времен, из которых вытекало, что право на обжалование действий должностных лиц должно было быть прямо установлено законом*(371). Точно такое же положение существовало и в "родственных" товарному знаку отношениях в сфере патентного права*(372). Сам по себе установленный Законом о товарных знаках административный порядок рассмотрения споров сомнению никогда не подвергался, но надолго сохранил актуальность вопрос о судебном контроле за решениями Роспатента.

Формально бескомпромиссные положения Закона о товарных знаках, отрицающие право на судебную защиту, продержались вплоть до внесения в Закон большого числа изменений в конце 2002 г., когда была введена норма о том, что все решения по спорам, принятые в административном порядке, "могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 43.1 Закона о товарных знаках в редакции Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ). Но фактически именно такой подход изначально и восторжествовал в судебной практике по применению Закона о товарных знаках. При этом четко выделяются два периода: до 1 января 1995 г. (вступления в силу части первой ГК РФ) и после этой даты.

В условиях действия старого законодательства советских времен задача выработать новый подход выпала на долю судов общей юрисдикции. Так, в сфере патентных прав в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 марта 1994 г. указывалось, что возможность судебного обжалования "решений должностных лиц, государственных органов и общественных организаций" содержалась уже в ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г. и в ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), что само по себе является достаточным для решения вопроса о подведомственности суду патентных споров. Конкретно по товарным знакам прецедентным стало постановление Президиума Верховного Суда РФ от 9 ноября 1994 г., где была отвергнута идея о невозможности обжалования в судебном порядке решений патентной палаты как административного органа, отказавшего в удовлетворении возражений против регистрации конкретного товарного знака. При этом Президиум Верховного Суда РФ в обоснование своей точки зрения также мог сослаться только на положения Конституции РФ, гарантировавшей право на судебную защиту "без каких-либо ограничений", но сделал вывод большой обобщающей силы: "Все законы и другие нормативные акты, ограничивающие право на судебную защиту, в частности, устанавливающие только административный порядок защиты прав, применяться судами не могут как противоречащие Конституции Российской Федерации".

С 1 января 1995 г. в ГК РФ появилась норма п. 2 ст. 11, значение которой трудно переоценить: "Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде". С этого момента судебная практика установила однозначный приоритет п. 2 ст. 11 ГК РФ над положениями Закона о товарных знаках в части "окончательных решений" административных органов. Эти решения стали трактоваться как окончательные только для административного порядка рассмотрения споров, право же на оспаривание в суде ненормативных актов признавалось безусловным на основании ст. 11, 13 ГК РФ*(373). Тем не менее и спустя несколько лет после введения в действие части первой ГК РФ суды вынуждены были обращать внимание на эти положения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 27 января 1997 г. N 11 специально подчеркивал: "Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решение Апелляционной палаты Роспатента, поскольку оно принято в административном порядке и затрагивает гражданские права, может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд".

Комментируемый Обзор, надо напомнить, был утвержден 29 июля 1997 г. Видимо, как это часто бывает, борьба за утверждение права на судебный контроль начала приводить к игнорированию административного порядка защиты гражданских прав. Норма п. 2 ст. 11 ГК РФ допускает толкование, по которому административный порядок защиты гражданских прав устанавливается альтернативно к судебному. Тем не менее в сфере товарных знаков указание закона на дела, которые рассматриваются в административном порядке, означало установление обязательной досудебной процедуры рассмотрения дел. Поэтому тезис комментируемого пункта звучит жестко и недвусмысленно: "При разрешении спора о пресечении нарушений прав на товарный знак арбитражный суд не может признать регистрацию товарного знака недействительной". Объяснение тезису дается в последнем абзаце комментируемого пункта: вопрос о недействительности товарного знака неподведомствен суду, "суд не может принять к своему производству дело до рассмотрения спора в административном порядке". Естественно, эта фраза не ставит под сомнение возможность судебного контроля, но она совершенно недвусмысленно указывает на последующий судебный контроль.

Судебная практика именно в таком значении и применяла рассматриваемые рекомендации: при отсутствии доказательств предоставления возражений против регистрации товарного знака в соответствующий орган иск возвращался без рассмотрения, суд разъяснял порядок, при соблюдении которого сторона может воспользоваться правом на судебную защиту*(374). Последовательно проводилась позиция, в соответствии с которой проверка законности предоставления правовой охраны товарным знакам может быть произведена в судебном порядке при условии предварительного рассмотрения спора в административном порядке*(375).

Позднее, в 2003 г., Конституционный Суд РФ уже однозначно говорил о том, что порядок аннулирования регистрации товарного знака - это досудебный порядок урегулирования споров, который "не только не исключает, а, напротив, предусматривает возможность для лица обратиться в суд с жалобой на решение соответствующего административного органа"*(376). Но основы такого понимания были заложены в комментируемом пункте, причем его значение не ограничивалось только сферой товарных знаков, рассматриваемая рекомендация воздействовала и на аналогичный порядок, существовавший в "родственных отношениях" в сфере патентного права*(377).

В настоящее время п. 2 ст. 1248 ГК РФ подтвердил необходимость предварительной защиты интеллектуальных прав в строго установленных случаях и продублировал положения п. 2 ст. 11 ГК РФ, подчеркнув, что решения административных органов могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 1512 ГК РФ возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку подаются в Роспатент. Новейшая судебная практика подчеркивает обязательность досудебного порядка рассмотрения споров: "При обращении в суд с требованием, подлежащим рассмотрению в административном (внесудебном) порядке, соответствующее заявление подлежит возвращению. При рассмотрении судом дел о нарушении интеллектуальных прав возражения сторон, относящиеся к спору, подлежащему рассмотрению в административном (внесудебном) порядке, не должны приниматься во внимание и не могут быть положены в основу решения"*(378). Таким образом, рекомендации, содержащиеся в п. 9 комментируемого Обзора, новейшему законодательству и судебной практике не противоречат, свое значение сохраняют.

Пункт 12 комментируемого Обзора затронул вопрос об основаниях отмены в судебном порядке решения, принятого в административном порядке. Конкретно речь шла о возможности отмены решения Апелляционной палаты в связи с нарушениями процедурного характера.

В комментируемом пункте есть прямое разъяснение о том, что "нарушение процедуры рассмотрения возражения в административном порядке не может служить мотивом для отмены решения Апелляционной палаты". Видимо, бескомпромиссность этого разъяснения была вызвана тем, что в период дискуссий о том, подлежат ли решения Роспатента обжалованию в суд, высказывались мнения, что если и стоит допускать судебный контроль, то только над соблюдением процессуальных норм при принятии решений в административном порядке*(379). Фактически же вопрос ставился о некомпетентности судов (видимо, в связи с отсутствием специальных познаний) рассматривать дела об условиях предоставления товарным знакам правовой охраны. Поэтому более важным в комментируемом пункте Обзора представляется указание на то, что суд при оценке законности решения административного органа рассмотрел дело по существу, т.е. "установил наличие оснований для признания регистрации товарного знака истца недействительной".

Статья 1477 ГК РФ

Обозначения, используемые в гражданском обороте для отличия товаров одних лиц от однородных товаров других лиц называются товарными знаками (п. 1 ст. 1477).

А в отношении работ и услуг - знаками обслуживания (п. 2 ст. 1477).

Индивидуализация товаров, работ и услуг в гражданском обороте обеспечивается путем закрепления за правообладателем исключительного права использования товарного знака (п. 1 ст. 1477, ст. 1484).

Обладателями исключительного права на товарный знак могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели (ст. 1478), поскольку само использование товарного знака связано с предпринимательской деятельностью.

Виды товарных знаков:

При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482).

Товарные знаки различаются:

1. по виду обозначения:

Словесный товарный знак может состоять из отдельных слов, в том числе оригинальных (неологизмы, аббревиатуры), или из их сочетания (так называемые девизы).

Изобразительный товарный знак представляет собой значки, рисунки, орнаменты, виньетки, изображения птиц, животных, памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов и других предметов, в том числе обозначаемых товаров, а также любые сочетания и композиции цветов, линий и фигур на плоскости.

Объемный товарный знак представляет собой трехмерное (по длине, высоте и ширине) изображение, в качестве которого наиболее часто используется оригинальная форма товара или его упаковки.

Комбинированный товарный знак состоит из различных элементов перечисленных выше знаков - рисунков, изображений, цифр, слов и словосочетаний, как правило, взаимно дополняющих и поясняющих друг друга. Наиболее распространены такие виды комбинированных знаков, как этикетки, метки, ярлыки.

2. степени известности:

обычные и общеизвестные. Правовой режим общеизвестного товарного знака основывается на ст. 6.bis Парижской конвенции, запрещающей регистрацию товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способное вызвать смешение со знаком, который является в этой стране общеизвестным.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1508, п. 1 ст. 1509 ГК), который вносит этот знак в Перечень общеизвестных товарных знаков (п. 2 ст. 1509 ГК).

3. По составу правообладателя:

индивидуальные товарные знаки, предназначенные для индивидуализации товаров одного лица.

коллективные знаки, обозначающие товары, производимые или реализуемые объединением лиц и обладающие едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками.

 

Понятие и принципы авторского права

Статья 1255. Авторские права -интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

 Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);

г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 320.