«Смежные права» — категория, появившаяся в отечественном праве совсем недавно. Технический прогресс в области копирования и множительной техники, средств связи и компьютерных технологий повлек за собой не только появление нестандартных проблем, вытекающих из изменившихся условий копирования и тиражирования произведений, но и обусловил возникновение новых объектов авторского права и самостоятельных его ветвей и направлений, к которым относятся смежные права.
В некоторых странах их еще именуют «соседствующими правами», «другими правами», «связанными правами»* (neighbouring rights, other rights, related rights). Под смежными правами подразумевают случаи, когда речь идет не об охране прав самих авторов, а о правах тех лиц, которые доносят (сообщают) созданное произведение до публики (преимущественно производителей фонограмм, звуко- и видеозаписывающих предприятий, радиотелевещательных и прочих организаций эфирного вещания). При этом отношениями по смежным правам связаны как минимум три лица: автор, производитель фонограммы и организация эфирного вещания. У первых, вторых и третьих экономические интересы объективно не совпадают. Автор заинтересован в правомерном распространении своего произведения, однако основанием для такового может служить единичный факт дачи им своего согласия на производство фонограммы в целях последующего ее распространения. Организации вещания в целях сокращения затрат на эфир стремятся к свободному использованию записи на основании разрешения автора, а производители фонограмм, разумеется, для покрытия затрат на производство записи заинтересованы в запрещении свободного ее использования. Таким образом, необходимо упорядочение такого рода отношений, к тому же имеющих место не только в рамках одного государства, но в большинстве случаев связанных с правопорядками других государств.
* См., например, название главы 5 Закона Дании от 31 мая 1961 г. № 158 по авторскому праву на литературные и художественные произведения с изменениями, вытекающими из Закона от 21 марта 1973 г. № 174.
В современных условиях охрана смежных прав получает распространение в актах национального права отдельных государств, что становится вполне обычным явлением. Однако для многих стран закрепление предоставления охраны соответствующим субъектам в этом отношении впервые было произведено нормами международных соглашений.
Одним из первых документов подобного рода стала Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций, заключенная 26 октября 1961 г. Она построена на принципе национального режима, который предоставляется всем гражданам участвующих в Конвенции стран, а также иным лицам, чьи фонограммы были впервые опубликованы или которыми первая фиксация звука была осуществлена на территориях государств-участников. Для получения права на вознаграждение лицо может воспользоваться любым из приведенных критериев.
Минимальный срок охраны составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором была произведена фиксация звука: для фонограмм и исполнений, зафиксированных в них, состоялось ис полнение; для исполнений, не зафиксированных в фонограммах, был осуществлен выпуск в эфир. Отличительной особенностью Конвенции является то, что она является как бы продолжением Бернской или Всемирной конвенций, ибо ее участниками могут стать лишь те государства, которые присоединились либо к Бернской либо к Женевской конвенциям. Однако она не препятствует договаривающимся государствам вступать в иные соглашения, имеющие целью предоставление большего уровня охраны смежных прав. Римская конвенция предусматривает особый знак охраны — латинскую букву «Р» в окружности с годом первого опубликования — по аналогии со знаком охраны авторского права.
В течение длительного времени в данной Конвенции участвовали преимущественно развитые государства Европы (ФРГ, Италия, Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия и т.д., всего около 20 государств). СССР в ней не участвовал. В 1993 г. Указом Президента РФ было предусмотрено изучение предложений о возможности присоединения РФ к данному договору наряду с другими международными соглашениями.
Нелишне подчеркнуть в этом случае, что действующее ныне российское законодательство в области смежных прав характеризуется содержанием, которое в целом соответствует основным положениям рассматриваемой Конвенции.
29 октября 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Россия участвует в этой Конвенции с 13 марта 1995 г. В Конвенции участвуют свыше 50 государств, в том числе Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, Словения, США, Франция, Швеция, Чехия, Япония. Конвенция обеспечивает иностранным фонограммам на территории России не национальный режим, а значительно более узкую охрану — только от воспроизведения и импорта экземпляров фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995г.
В связи с развитием теле- и радиовещания особую актуальность приобрел вопрос охраны сигналов, несущих указанные программы. 21 мая 1974 г. в Брюсселе была подписана Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники. Объектом регулирования Конвенции служат отношения в связи с использованием программ, которые передаются «от пункта к пункту» («from point to point»). Конвенция обязывает договаривающиеся государства выработать правила, согласно которым был бы осуществлен запрет трансляций передающими организациями сигналов, содержащих программы, на их территории или с их территорий на те станции, которым они не были предназначены.
Необходимо обратить внимание на то, что практически ни в одном из международных соглашений не затрагивается специально регулирование смежных прав при осуществлении вещания по кабелю, которое сегодня стало весьма актуальным средством распространения и использования объектов авторского и смежных прав. В то же время одна из позднейших редакций Бернской конвенции ответила на потребности времени соответствующим образом, включив в нее следующее положение: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать: i) передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений; ii) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная» (ст. 11 bis).
На практике возникал по близкому к этому поводу вопрос: должна ли каждая трансляция передаваемой беспроволочным путем программы рассматриваться как новое использование, диктующее применение норм авторского права? В Конвенции нет ничего, что давало бы почву для утверждений, будто охрана зависит от способа передачи (по проводу, кабелю или в ином варианте) для решения вопроса, какая передача является последующей и, значит, заново охраняемой авторским правом. Датский автор В. Вейнке считает, что единственным критерием должно служить определение того, ведется ли эта передача другой радиокомпанией и ведется ли она для публики.* Этот вопрос получает все большую актуальность в связи с ростом мощности ретрансляционных систем, обеспечивающих охват («покрытие») значительных по площади районов, а также с учетом развития технических средств, позволяющих распространение и прием программ на территориях нескольких стран с помощью индивидуального антенного оборудования и других приспособлений.
Так, руководствуясь Бернской конвенцией, австрийский Верховный суд, разбирая дело о вещании австрийской, швейцарской и двух немецких телепрограмм, в ходе которого 694 абонента в г. Фельдкирх хорошо принимали их даже с помощью индивидуальных антенн, постановил в 1974 г., что такая передача по кабелю является новым использованием со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями, касающимися охраны авторского права.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.