Региональный опыт решения проблем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

11 июля 2014 года, вместо закона о государственно прогнозировании и программах развития социально-экономической сферы страны, вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Его целью является создание единых требований к системе стратегического менеджмента социально-экономического развития на всех уровнях.

Формирование и принятие стратегии государственной политики регионального развития вызвано потребностью в определении приоритетов в реализации последующих прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, улучшении организации систем социального обеспечения населения и экологии окружающей среды, следовательно, внедрение единой системы стратегического менеджмента в России является весьма актуальным.

Прежний закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» действовал не в полной мере. Из предусмотренных в законе программ и прогнозов регулярно принимались в основном программы среднесрочного социально-экономического развития РФ, периодичность принятия которых была связана не с основными положениями закона, а была обусловлена политической необходимостью [14].

Какой теперь будет система стратегического менеджмента в стране и её регионах? На высшем уровне базой определения стратегических целей и наиболее важных аспектов социально-экономического развития страны станут ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию и указы Президента, которые раскрывают сущность послания.

 Один раз в 6 лет создаются Стратегические программы социально-экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности. Данные документы основываются на стратегическом прогнозе Российской Федерации и на долгосрочном прогнозе социально-экономической и научно-технологической сфер страны, на бюджетном прогнозе и т.д. Основываясь на вышеуказанных стратегиях создаются отраслевые документы планирования – межотраслевые и отраслевые стратегии [4].

На межрегиональном уровне необходимым документом для разработки и осуществления равновесной региональной политики является Стратегия пространственного развития России. Она служит основой Схемы территориального планирования РФ и стратегий развития макрорегионов, создаваемые для обеспечения взаимного согласования реализации мероприятий. Также важным аспектом является то, что данные стратегии могут послужить базой для создания различных государственных программ РФ, которые сформированы по территориальному принципу [5, с.56].

Субъекты РФ имеют системы стратегического менеджмента, которые включают аналогичную по структурным элементам систему стратегических документов. В регионах должна быть создана стратегия социально-экономического развития на срок до двенадцати лет. Она также является базой для создания госпрограмм субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. Необходимо также разработать план мероприятий по реализации стратегии. Важно отметить, что, согласно закону, в регионе возможна разработка стратегий социально-экономического развития какой-либо части территории субъекта страны, к примеру, для нескольких муниципальных единиц, которая потребует выработку собственных стратегических целей, задач и направлений развития [6].

В числе одного из первых событий касаемо вопроса государственного планирования на современном этапе была передача функций по стратегическому и территориальному планированию Министерству экономразвития РФ ввиду подписания 8 сентября 2014 года Указа об упразднении Минрегиона России. Необходимо отметить, что до января 2015 года в Минэкономразвития России отсутствовали и департамент, и конкретный чиновник, ответственный за вопросы стратегического менеджмента [1]. Это подтверждают приказы о распределении обязанностей между действующими заместителями Министра экономического развития России, когда функции по стратегическому планированию неоднократно за такой короткий срок меняли своего руководящего заместителя министра.

Интересным остается тот факт, что в октябре 2014 года на сайте государственных закупок было достаточно много объявлений о выполнении НИР по корректировке стратегий, программ развития, инвестиционных стратегий субъектов РФ и муниципалитетов. В конечном итоге, стратегии будут обновлены, однако осуществление Закона о стратегическом планировании касаемо реализации принципов единства, преемственности и непрерывности и такое обновление стратегических документов никак не связаны [6]. К тому же есть действующие задачи, которые стоят перед властями субъектов РФ.

Как было сказано ранее, это разработка законов субъекта Российской Федерации о стратегическом планировании. Также в целях повышения эффективности работы системы стратегического менеджмента, которая осуществляется на основе оценки фундаментальных социально-экономических и финансовых показателей, которые содержатся в документах стратегического менеджмента, а также повышения результативности работы участников стратегического менеджмента по достижению в определенные сроки запланированных показателей нужно создать систему отслеживания претворения в жизнь документов стратегического менеджмента.

 Регионам же необходимо разобраться в своих стратегиях и программах и привести их в соответствие с законом [7]. Всем известно, что фактически все субъекты РФ имеют собственные инвестиционные стратегии, инновационные стратегии и пр., а число формирований стратегий пространственного развития и схем размещения производительных сил на территории областей очень велико.

 Возникает проблемный вопрос: почему в стратегии субъекта РФ нет раздела по инновациям, инвестиционному обеспечению стратегических решений, обоснованию размещения конкретных производств [7]. Вышеуказанные элементы должны быть важной частью стратегии субъекта РФ и входить в ее состав взаимоувязанными блоками, а не существовать в виде отдельных документов. Хотелось бы отметить статью 47 Закона о стратегическом планировании, где предусмотрена разработка до 2016 года нормативных правовых актов, которые должны определять реализацию разработки документов стратегического менеджмента, осуществление контроля за их реализацией и создание федерального государственного реестра подобных документов, а до 1 января 2017 года создание этих документов [8].


2. Региональный стратегический менеджмент Ростовской области

 

2.1.Исследование регионального стратегического менеджмента на примере Ростовской области

 

Кластеризация предприятий является одним из важных факторов развития экономики Ростовской области. Правительство Ростовской области считает такой формат взаимодействия предприятий перспективным и предпринимает существенные усилия для его развития.

Реализация кластерной политики – достаточно долгосрочный проект. Ожидается, что кластерный подход позволит объединить в единую систему и наиболее полно использовать научно-образовательный, инновационный и производственный потенциал Ростовской области.

Ростовская область входит в число наиболее экономически устойчивых регионов России. В регионе производится 80 процентов инновационной продукции Южного федерального округа. Развитый производственный, научно-технический, инновационный, кадровый, инфраструктурный потенциал обусловливает широкие возможности для формирования эффективных территориальных кластеров на территории Ростовской области.

В Реестр кластеров Ростовской области сегодня включены шесть кластеров и одна кластерная инициатива.

Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения создан на базе АО «Атоммашэкспорт» и специализируется в сфере электроэнергетики, атомной и нефтегазовой промышленности.

Кластер информационно-коммуникационных технологий объединил в себе ИТ-компании нашего региона. Стоит отметить, что в этом году по итогам одного из федеральных исследований Ростовская область отмечена среди российских регионов, демонстрирующих наиболее благоприятные условия для развития информационно-коммуникационных кластеров.

Инновационный кластер морского приборостроения «Морские системы» развивается в судостроительной отрасли.

Кластер «Донские молочные продукты» объединил предпринимателей в области производства и переработки молочной продукции.

Винный территориальный кластер «Долина Дона» – его участники активно развивают виноградарство, виноделие, а также направления «винного туризма».

Инновационно-технологический кластер «Южное созвездие» специализируется на авиастроении, радиоэлектронике, системах управления, навигации и связи. В целях реализации наукоёмких и высокотехнологичных проектов кластер сотрудничает с Южным федеральным университетом.

Также в реестр включена кластерная инициатива по созданию вертолётостроительного кластера на базе ОАО «Роствертол».

Перспективы поддержки отдельных кластеров определяются соответствием стратегическим целями развития Российской Федерации и Ростовской области, а также научно-техническим приоритетам.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития кластеров будут предоставляться регионам, в которых располагаются пилотные инновационные кластеры, входящие в первую группу утвержденного Правительством Российской Федерации перечня. Общий объем субсидии на 2013 год составляет 1,3 млрд руб.

Существенным фактором распространения кластерных инициатив является уровень стратегического потенциала вида деятельности конкретного кластера

Таким образом, формирование институциональной инфраструктуры и реализация проектных принципов управления стратегическим развитием территорий позволят существенно повысить общую эффективность экономики региона, за счет привлечения инвестиций в бизнес-кластеры, обладающие высокой социально-экономической эффективностью.

Сопутствующий полезный эффект может быть получен от развития системы подготовки кадров за счет взаимодействия профильных предприятий с научно-образовательной инфраструктурой кластера. Кластеризация экономического развития также позволит сформировать территориальные центры экономического роста – полюса конкурентоспособности, оптимизировать пространственную организацию производительных сил и структуру экономического пространства региона

В целях последовательной реализации кластерной политики в Ростовской области сформирована нормативная правовая база.

Основным документом, регламентирующим принципы, цели, этапы реализации кластерной политики, является Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы.

В Ростовской области успешно развиваются 11 кластеров и кластерных инициатив:

1. Инновационно-технологический кластер «Южное созвездие»

2. Инновационный территориальный кластер морского приборостроения «Морские системы»

3. Инновационный территориальный кластер станкостроения

4. Инновационный кластер биотехнологий

5. Инновационный территориальный кластер «Донские молочные продукты»

6. Кластер информационно-коммуникационных технологий

7. Винный территориальный кластер «Долина Дона»

8. Кластер сельхозмашиностроения

9. Кластер «ЛегТексДон»

10. Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения

11. Кластер вертолетостроения

По состоянию на 01.05.2016 в состав территориальных кластеров входит около 300 хозяйствующих субъектов, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, крупные промышленные предприятия, вузы, научно-исследовательские организации, региональные институты развития.

В развитие концепции, а также в целях стимулирования и эффективного использования инновационного потенциала, формирования конкурентных преимуществ Ростовской области определен порядок формирования и ведения Реестра кластеров, кластерных проектов и инициатив Ростовской области.

В состав данного реестра, утверждаемого губернатором Ростовской области, включены 6 кластеров и 1 кластерная инициатива.

Основные мероприятия по развитию конкретных кластеров, состав участников, производственное, маркетинговое, кадровое направления роста кластеров определены в стратегиях развития шести приоритетных территориальных кластеров Ростовской области на 2016 - 2020 годы (постановление Правительства Ростовской области 18.02.2016 № 104).


Дата: 2018-12-21, просмотров: 328.